Шарапов, Сергей Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Тихон (в миру Константин Иванович Шарапов ; 19 апреля 1886 , Тула — 10 ноября 1937 , Жаналык , Алма-Атинская область ) — епископ Русской православной церкви , епископ Алма-Атинский .
В 1902 году окончил в Туле четырёхклассное городское училище и поступил послушником в Белёвскую Введенскую Макариевскую пустынь, в которой в 1904 году был пострижен в рясофор с именем Тихон .
Его глубокий ум, начитанность и благочестивое духовное настроение обратили на себя внимание архиепископа Тульского Парфения (Левицкого) , который поручил ему внебогослужебные чтения и беседы с народом .
С 1911 года — инок Свято-Успенской Почаевской лавры , участвовал в деятельности Трудового Типографского братства при Лавре, в том же году был пострижен в мантию и возведён в сан иеродиакона . С 1912 года — иеромонах . Был помощником редактора, а с 1914 года — редактором журнала « » .
В августе 1914 года командирован епископом Кременецким Дионисием (Валединским) в занятую русскими войсками Галицию для проведения миссионерской работы среди униатов . Затем служил священником 177-го пехотного Изборского полка, в котором организовал «Братство Христа Спасителя», за что ему было преподано благословение Всероссийского собора с грамотой патриарха. За отлично-усердную службу Церкви Божией и особые труды, понесённые во время военных действий, награждён золотым наперсным крестом, орденами святой Анны с мечами и святого Владимира IV степени с мечами (7 апреля 1916).
В 1918 года вновь занимался миссионерской деятельностью, был редактором и издателем журнала «Православие».
В 1919 году арестован представителями властей Украинской народной республики (сторонниками Симона Петлюры ), несколько месяцев был заключении в униатском монастыре в Бучаче (его журнал при этом был закрыт, а типография конфискована) вместе с митрополитом Антонием (Храповицким) и архиепископом Евлогием (Георгиевским) .
Остался на территории Польши . В начале 1922 года нелегально (под видом дипломатического курьера) посетил Москву , где представлял интересы русских архиереев в Польше, ориентированных на московского Патриарха .
6 февраля 1922 года Патриарх Тихон возвёл его в сан архимандрита и назначил настоятелем Успенского Жировицкого монастыря . По благословению Патриарха Тихона забрал чудотворную икону Божией Матери , которая во время эвакуации в 1915 году была перевезена в Москву, и тайно перевез её через границу .
Был благочинным монастырей Гродненской епархии и благочинным Бытенского округа. Член Варшавского церковного совета.
Убеждённый сторонник сохранения православных епархий на территории Польши в юрисдикции московского Патриарха, один из виднейших противников создания Польской автокефальной православной церкви и полонизации православия на территории Польши.
В 1923 году организовал при монастыре Православное братство для защиты веры и благочестия и на помощь обители.
В 1923 один из активных противников автокефалии, архимандрит Смарагд (Латышенко) застрелил главу Польской автокефальной православной церкви, митрополита Георгия (Ярошевского) . На последовавшем вслед за этим судебном процессе архимандрит Тихон выступил свидетелем защиты .
Был одним из активных противников нового стиля , введённого 12 апреля 1924 года на совещании епископов Польской автокефальной православной церкви в Варшаве. В своём рапорте епископу Гродненскому Алексию (Громадскому) архимандрит Тихон докладывал: то «народное море начало недвусмысленно волноваться. В Жировичский монастырь стекались за два дня до праздника Рождества Иоанна Предтечи по старому стилю богомольцы из разных епархий, в результате чего праздник состоялся торжественно. Причём, у пришедших богомольцев наблюдался подъём духа необычайный… Безразличных прежде белорусов было не узнать. Дело порой доходило до столкновения с полицией. Духовенство же оказалось между молотом и наковальней, то есть между епископами и народом, который смотрел на введение нового стиля как на прямое ополячивание и, не стесняясь, бросил духовенству обвинение в предательстве» .
Не ограничиваясь рапортами, начал среди прихожан кампанию по сбору подписей под обращением, содержащим острую критику нового стиля; а в июне 1924 года возглавил депутацию православных сенаторов и членов Польского Сейма при вручении митрополиту Дионисию протеста против автокефалии .
23 июня 1924 года епископ Гродненский Алексий под давлением польских властей был вынужден запретить его в священнослужении и проповеди «за нецерковное и противоиерархическое выступление». А 30 июня епископ Алексий устранил архимандрита Тихона от обязанностей настоятеля «в виду категорического требования о сем Министерства Исповеданий». Запрещения не признал, продолжал служить, пользуясь поддержкой значительной части верующих, считавших его ставропигиальным Патриаршим архимандритом .
15 октября 1924 года архимандрит Тихон был задержан польскими властями и избит при задержании, а 17 октября депортирован в Германию , где в течение трёх месяцев жил при бывшей польской Князь-Владимирской церкви в Берлине .
По просьбе Патриарха Тихона советские власти разрешили архимандриту Тихону в начале 1925 приехать в СССР . Разрешение архимандриту Тихону вернуться в СССР могло быть связано с желанием советского правительства использовать в своих политических интересах его негативное отношение к политике польских властей.
22 марта 1925 года хиротонисан во епископа Гомельского . Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Тихон.
30 марта 1925 года указом Патриарха Тихона епископу Тихону было поручено попечение о членах Православной Церкви в Польше , сохранявших верность Патриарху Московскому .
3 апреля 1925 года прибыл в Гомель и в короткий срок при помощи местных священников протоиерея Павла Левашова и протоиерея Елисея Назаренко, сохранивших верность канонической Церкви, вернул большинство приходов епархии из обновленчества под патриарший омофор .
Данная активность епископа Тихона вызвала резкое недовольство властей, и 16 мая архиерей был арестован и переправлен в Могилёв , а затем в Москву .
10 декабря 1925 года он был арестован в Москве в числе архиереев — сторонников Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) .
В 1926 году приговорён к трём годам ссылки в Казахстан . В 1927 года арестован в ссылке, осуждён на три года лишения свободы, срок заключения отбывал на Соловках .
Оставаясь правящим архиереем Гомельской епархии, на протяжении нескольких лет вёл активную переписку с её духовенством и рассылал циркулярные послания .
После окончания срока в Соловецком концлагере выслан на три года в Северный край . В июле 1930 года с группой духовенства прибыл в Архангельск .
В 1931 году был арестован вместе с группой ссыльного духовенства во главе с архиепископом Антонием (Быстровым) . Всего по делу Антония привлекли 26 человек. В обвинительном заключении, утвержденном 12 октября 1931 года чекистом Аустриным, читаем: «Достаточно начитанный, не лишенный дара слова, носящий сан епископа, Шарапов, связавшись с большинством местного и административного ссыльного духовенства, быстро завоевывает авторитет и в дальнейшем вместе с архиепископом Быстровым является идейным руководителем и главой сгруппировавшихся вокруг них родственных по своим убеждениям <…>. Являясь формально сергиевцем, Шарапов по существу своих убеждений был ярым сторонником правореакцонной церковной группировки» .
17 марта 1934 году был назначен епископом Череповецким , но не смог выехать в епархию .
21 мая того же года назначен епископом Рязанским , в очередной раз арестован и вновь выслан в Казахстан ( Темиртау ).
17 июля 1936 года назначен епископом Алма-Атинским . 17 января 1937 года вступил в управление епархией .
Его кафедральным храмом была Введенская церковь на Клеверных участках . К этому времени в епархии за пределами Алма-Аты существовали 2 православных общины: в станице Каскелен в 35 км от Алма-Аты и в городе Сарканде .
В ночь с 18 на 19 августа 1937 года вместе с причтом Введенской церкви был арестован , обвинён в том, что «организовал и возглавил антисоветскую монархическую террористическую организацию церковников». Одновременно в Гомеле прошли аресты почти всего духовенства, активных монахинь и мирян, которым в числе прочего инкриминировалась переписка с епископом Тихоном и распространение его писем и статей .
17 октября постановлением тройки УНКВД по Алма-Атинской области приговорён к расстрелу. Расстрелян 10 ноября того же года в одном из горных ущелий близ Алма-Аты .