Interested Article - Православно-англиканский диалог

Архиепископ Антоний (Вадковский) и неустановленный англиканский клирик (предположительно, архиепископ Йоркский ). 1897 год

Православно-англиканский диалог между последователями православия и англиканства с целью обсуждения вопросов вероучения. Неофициальные англикано-православные контакты начались в конце XVI—начале XVII века и были вызваны взаимным интересом к сходствам и различиям в вероучении . Активизация двусторонних контактов произошла в конце XIX и начале XX века. Официальный богословский диалог был начат в 1930-х годах с учреждением Смешанной православно-англиканской богословской комиссии (СПАБК) ( англ. Anglican-Orthodox Joint Doctrinal Comission ). После Второй мировой войны работа Смешанной комиссии была возобновлена и привела к принятию ряда Согласованных заявлений ( англ. Agreed Statement ) . В связи с введением Англиканским сообществом женского священства , неоднозначным отношением к гомосексуализму и другими либеральными нововведениями , православная сторона отказалась рассматривать богословский диалог с англиканами, как средство для достижения евхаристического единства .

Предыстория

Православные и англиканские священнослужители: Тихон (Белавин) , Севастиан (Дабович) , Иоанн Кочуров (1-й, 2-й и 3-й справа), епископ (сидит в центре) в Висконсине , США . 1900 год

После формирования Англиканской церкви в середине XVI века возник вопрос отношения англикан к Православию. Первые православно-англиканские контакты относятся к началу XVII века, когда Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис направил письма архиепискому Кентерберийскому Джорджу Эбботу . При этом английские дипломаты оказывали поддержку Лукарису в его борьбе против иезуитов в Османской империи . Однако первые контакты были начаты еще в период правления Ивана IV Грозного. В 1624 году в знак благодарности Лукарис подарил Александрийский кодекс английскому королю Якову I . После некоторого перерыва православно-англиканские контакты были возобновлены перепиской Константинопольского патриарха Дионисия IV и англиканских богословов . Это сотрудничество привело к открытию в 1699—1705 годах в Оксфорде «Греческого колледжа» для обучения греческих студентов .

Отношения церквей осложняли случаи взаимного прозелитизма . Англиканские миссии на православных территориях активно занимались миссионерской деятельностью, чем вызывали недовольство православных. Лишь в 1840 году архиепископ Кентерберийский Уильям Хоули в письме к патриарху Константинопольскому отказался от практики прозелитизма. В 1868 году после проведения первой Ламбетской конференции патриарх Григорий VI по просьбе архиепископа Кентерберийского разрешил православным священникам совершать обряд погребения и хоронить англикан на православных кладбищах. В 1870 году в Или состоялась встреча англиканских и православных богословов на которой стороны сформировали три группы обсуждаемых вопросов. В 1874 году патриарх Иоаким II разрешил венчание англикан в православных храмах. Эти инициативы применялись на практике в Греции в местах проживания английских торговцев и моряков. Богословские консультации между православными, англиканами и старокатоликами проходили в 1874—1875 годах на Боннских конференциях . В 1888 году на очередной Ламбетской конференции англиканские иерархи выразили надежду на диалог с православными с целью достижения единства. В то же время под нажимом « Низкой церкви » англикане перечислили те вопросы, по которым они не могут согласиться с православными: иконопочитание , почитание Богородицы и святых . папы римского Льва XIII (1896) относительно недействительности англиканских рукоположений привела к дальнейшим богословским контактам англикан и православных, которые комментировали данный документ .

Активно православно-англиканский диалог развивался благодаря деятельности Русской православной церкви . В России первые контакты с английской церковью датируются концом XVI века, а двустороннее сотрудничество началось в начале XIX века. В 1840 году диакон Англиканской церкви Уильям Палмер побывал в России , где имел встречи с иерархами Русской церкви Филаретом (Дроздовым) , Игнатием (Брянчаниновым) . В 1918 году на Поместном соборе РПЦ англикане наряду со старокатоликами были выделены как деноминации , с которыми необходимо активно развивать диалог с целью единства . Представители РПЦ начали принимать участие в общеправославном богословском диалоге с Англиканской церковью с 1976 года .

Официальный диалог в начале XX века

Патриарх Александрийский Мелетий II на встрече с Архиепископом Кентерберийским Космо Гордон Лэнгом , 8 июля 1930 года.

В 1908 году Ламбетская конференция позволила православным верующим участвовать в англиканских таинствах , в случае необходимости. Появление в Европе русских и греческих эмигрантов в начале XX века и создание Содружества Святого Албания и Святого Сергия способствовали активизации двусторонних контактов . В 1920-х годах в работе Ламбетской конференции приняли участие представители девяти Поместных Православных церквей. В это же время было принято решение о создании Смешанной православно-англиканской богословской комиссии (СПАБК) ( англ. Anglican-Orthodox Joint Doctrinal Comission ). В октябре 1931 года состоялось первое заседание Смешанной комиссии под председательством митрополита Константинопольского патриархата Германа (Стринопулоса) и Глостера . В состав комиссии вошли богословы церквей Англиканского сообщества и представители Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Константинопольской, Элладской , Сербской , Румынской , Кипрской и Польской Православных церквей. Соглашения, достигнутые в ходе работы Комиссии были выражены в шести темах:

Комиссия также выразила три условия возможного объединения церквей: признание кафоличности и уважение независимости друг друга, допуск верующих к таинствам и единство не означает полного согласия со всеми вероучительными положениями противоположной стороны .

Второе заседание Комиссии прошло в 1935 году в Бухаресте . На встрече обсуждались « 39 статей англиканского вероисповедания » и таинство священства в Англиканской церкви. По итогам этих собеседований Синод Румынской церкви признал англиканскую иерархию и рукоположения . Элладская православная церковь в свою очередь заявила, что отдельные Православные церкви не могут выносить решение по данному вопросу от лица всего Вселенского Православия. Вторая мировая война прервала официальный богословский диалог. Официальные встречи 1920-х и 1930-х годов прошли без представителей Русской православной церкви, переживавшей преследования советской власти .

Официальный диалог во второй половине XX века

После встречи архиепископа Кентерберийского Майкла Рамсея и Константинопольского патриарха Афинагора , а также решений Ламбетской конференции (1948, 1968) и Всеправославного совещания (1964) официальный богословский диалог был возобновлён. В 1962—1966 годах стороны обсуждали вопросы возобновления богословских дискуссий. В 1966—1972 годах состоялись предварительные встречи участников диалога на подготовительном этапе (в Белграде , Шамбези , Хельсинки ). Первая серия официальных встреч прошла в 1972—1976 годах в Женеве, Оксфорде и Москве. На этих заседаниях стороны сформулировали богословские темы для дискуссии, а также создали подкомиссии по догматическим вопросам. Заседание Смешанной богословской комиссии в 1976 году в Москве завершилось подписание «Московского согласованного заявления» ( англ. Moscow Agreed Statement ). В данном документе стороны пришли к согласию по семи вопросам: богопознанию, богодухновенности, авторитету Священного Писания и Предания, авторитету Соборов, отношению к Filioque, к Церкви как евхаристической общине, призыванию Святого Духа в Евхаристии . С 1976 по 1978 годы в диалоге наметился «кризисный период» вызванный, прежде всего, либеральными новшествами в Англиканской церкви: теологическим модернизмом и рукоположением женщин. В этот же период (1976—1984) происходит вторая серия совместных встреч (в , Женеве , Кентербери , Одессе ) и в 1984 году в Дублине стороны подписывают «Дублинское согласованное заявление» ( англ. Dublin Agreed Statement ). В соглашение были включены 3 обширных раздела: «Тайна Церкви», «Веру в Святую Троицу» и «Богослужение и Предание». В 1989 году Смешанная богословская комиссия была переименована в Международную комиссию англикано-православного богословского диалога ( англ. The International Commission of the Anglican-Orthodox Theological Dialogue ). В 1990 году состоялась встреча в Новом Валааме , которая определила пути дальнейшего диалога. Заседания богословской комиссии также прошли в 1998 ( Румыния ) и 1999 ( Великобритания ) годах .

Диалог в XXI веке и современное состояние

Митрополит Каллист (Уэр) сопредседатель богословской комиссии с православной стороны

В 2001 году в греческом Волосе богословская комиссия обсуждала таинство священства. В 2002 году в Абергавенни ( Уэльс ), в 2003 году в Аддис-Абебе и в 2004 году в Кентербери состоялись заседания по экклезиологическим вопросам и было начато обсуждение проблемы женского священства . Эти дискуссии привели к подписанию третьего по счёту согласованного заявления ( англ. Cyprus Agreed Statement ) в 2006 году на Кипре . Данный документ включал в себя следующие темы:

С 2009 года проходила четвёртая серия взаимных встреч с целью выработки четвёртого согласованного заявления . Состоялись очередные встречи комиссии в 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах . Работа богословов привела к выработке четвёртого согласованного заявления ( англ. The Buffalo Agreed Statement ) и его подписанию в 2015 году в Баффало .

Богословские аспекты диалога и его оценки

Исследователи отмечают три или четыре стадии богословского диалога со второй половины XX века. Собеседования 1970-х и первой половины 1980-х годов были сосредоточены на догматических вопросах и привели к подписанию двух согласованных заявлений Московского (1976) и Дублинского (1984). Затем богословский диалог был сфокусирован на темах экклезиологии и .

В ходе богословских собеседований сторонами были выявлены наиболее проблемные вопросы в дискуссии. Одной из главных претензий англикан к православным были: иконопочитание, почитание Богородицы и святых. Однако, при подписании второго согласованного заявления в 1984 году, англиканские богословы признали православное учение об иконах . В ходе собеседований англикане придавали большее значение первых четырём Вселенским соборам , в ущерб значимости последующих трёх. С таким подходом православные богословы согласиться не могли. Различные точки зрения сторон были и на вопрос о «святости Церкви»: англикане заявляли, что Церковь является ареной борьбы греха и благодати, а православные утверждали, что греховность членов Церкви не является свойством самой Церкви . Несмотря на достигнутые соглашения по ряду проблемных вопросов, большинство церквей Англиканского сообщества отрицательно отреагировали на необходимость изъятия Filioque из Символа веры , а православные богословы крайне негативно относились к хиротонии женщин .

Течение диалога значительно осложнилось после того как Ламбетская конференция 1978 года приняла документ о рукоположении женщин, а в североамериканских провинциях Англиканского сообщества началось рукоположение людей, состоящих в однополых союзах. После этого Константинопольский патриарх Димитрий заявил: «в случае продолжения женских рукоположений англикано-православные переговоры станут всего лишь академическими связями и утратят главную цель — достижение христианского единства» . Начавшаяся практика благословения однополых союзов в 2009 году некоторыми провинциями Англиканского сообщества ( Епископальная церковь в США ) ещё больше осложнила православно-англиканский диалог и привела к резкой критике «либерализма» англикан православной стороной . Так, например Русская православная церковь в 2003 году после возведения в сан епископа открытого гомосексуалиста Джина Робинсона прервала контакты с Епископальной церковью США, а Отдел внешних церковных связей Московского патриархата осудил этот факт, как антихристианский и кощунственный .

Важным вопросом диалога также стало признание православной стороной рукоположений в Англиканской церкви. Часть поместных Православных церквей (Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Кипрская и Румынская) признали апостольское преемство Англиканской церкви, наряду с преемством католической , старокатолической и армянской церквей . Элладская православная церковь заявила, что по данному вопросу отдельные поместные церкви не могут выражать общеправославную точку зрению. Русская православная церковь заграницей в 1935 году высказалась против признания рукоположений англикан .

Комментарии

  1. Богословский диалог в христианстве — двусторонние или многосторонние встречи представителей христианских деноминаций с целью сближения путём анализа вероучения участвующих в диалоге церквей .

Примечания

  1. Е. С. Сперанская. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 608—614. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  2. , p. 490—495.
  3. (англ.) . Church Times (15 сентября 2010).
  4. Лаврова П. В., Соловьёва Т. С., Сперанская Е. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 311—322. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  5. . Русская Православная церковь. 29 октября 2020 года.
  6. Максим Медоваров. . Русская idea (2 ноября 2016). 6 марта 2021 года.
  7. (англ.) . Аnglican Сommunion. 23 февраля 2020 года.
  8. (англ.) . Константинопольская православная церковь (24 октября 2019). 1 октября 2020 года.
  9. (англ.) . Аnglican Сommunion. 28 октября 2020 года.
  10. Анна Данилова. . Православие и мир . 30 октября 2020 года.
  11. Коллектив авторов. Русская Православная Церковь 988—1988 / А. С. Буевский. — Выпуск первый. — Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. — С. 98. — 112 с.
  12. . Благовест-инфо (16 июля 2009). 24 февраля 2021 года.
  13. Иларион (Алфеев) . . Русская Православная церковь (27 октября 2012). 24 февраля 2020 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Православно-англиканский диалог