Отец Ханса Майера погиб на фронте в
Первую мировую войну
, мать воспитала сына в
католической
вере, хоть они с сыном и были евреями. Рос в городке
Хоэнемс
(земля
Форарльберг
в
Альпах
, на крайнем западе Австрии), где его семья жила с
XVII века
. Изучал в Вене философию и литературу, был близок к
Венскому кружку
, печатался в литературном журнале «Die Brücke» (
1934
). Прочитав
Нюрнбергские законы
нацистов о евреях (
1935
), принял, что он — еврей. После
Аншлюса
(март
1938
) эмигрировал во
Францию
, а в
1941
в
Бельгию
вместе со своей женой-еврейкой Региной, которая позже умерла из-за болезни сердца. После начала
Второй Мировой войны
был пойман войсками
Нацисткой Германии
и заточен в
Гюрсе
, но затем сбежал из него и примкнул к
Сопротивлению
, в июле
1943
был арестован
гестапо
за антинацистскую пропаганду, подвергался пыткам в бельгийском лагере-крепости
Бреендонк
. Когда было установлено, что у него нет никакой информации был сослан в
Освенцим
. Не имея каких-либо профессиональных навыков, он был назначен на тяжелейшие физические работы, строя фабрику
IG Farben
в трудовом лагере
Аушвиц
. Перед лицом советского наступления на территорию Польши, он был эвакуирован сначала в
Бухенвальд
, а затем в
Берген-Бельзен
, где в апреле 1945 года был освобожден британской армией.
После войны вернулся в
Брюссель
, взял псевдоним Жан Амери, переделав собственное имя на французский манер, долгое время отказывался печататься в Германии и Австрии и рассказывать о лагерном опыте. В
1964
, уступив просьбам немецкого писателя
, работавшего на радио
Южной Германии
, Жан Амери выступил с текстом о судьбе интеллектуалов в
концлагере
. Это положило начало его работе над трудом «За пределами вины и искупления», вышедшей в
1966
и по нынешний день остающейся одной из главных книг о концлагере,
Холокосте
(Шоа) и судьбе евреев в Нацистской Германии. Фигуры лагерника и еврея, еврея-заключённого, обречённого на неминуемое уничтожение, становятся для Жана Амери точками отсчёта для выработки философии нового, радикального (или интегрального) гуманизма. Другая из наиболее известных книг Жана Амери — «Самоубийство» (
1976
, через два года он покончил с собой в Зальцбургской гостинице, приняв смертельную дозу
барбитуратов
). Похоронен в Вене.
Признание
Лауреат премий Немецкой критики (
1970
) и Литературной премии
Баварской академии изящных искусств
(
1972
), премии Вены за публицистику (
1976
), премии
Лессинга
города
Гамбург
(
1977
). Книги переведены на английский, французский, итальянский, испанский, нидерландский, польский, чешский, словацкий, румынский, венгерский, русский языки.
Charles Bovary, Landarzt. Stuttgart: Klett,
1978
.
Bücher aus Der Jugend Unseres Jahrhunderts. Stuttgart: Klett Cotta,
1981
.
Der Integrale Humanismus: Zwischen Philosophie Und Literatur. Aufsätze Und Kritiken Eines Lesers, 1966—1978. Stuttgart: Klett-Cotta,
1985
.
Jean Amery, der Grenzganger: Gesprach mit Ingo Hermann in der Reihe «Zeugen des Jahrhunderts»/ Ed. Jürgen Voigt. Göttingen: Lamuv,
1992
(интервью).
Cinema: Arbeiten zum Film. Stuttgart: Kletta-Cotta,
1994
.
Сводные издания
Werke in 9 Bänden. Stuttgart: Kletta-Cotta,
2002
- (издание продолжается)
Публикации на русском языке
Размышления о «еврее эпохи Катастрофы»//Евреи в современном мире. Т. 1. Иерусалим; Москва: Гешарим; Мосты культуры, 2003, с.555-559.
Ж. Амери. По ту сторону преступления и наказания. Москва. Новое издательство. 2015
Примечания
Литература
Focke W. Barfuss nach Oudenaarde: Briefe an Jean Améry : Essays. Konstanz: Hartung-Gorre, 1984.
Sebald W. G. Mit den Augen des Nachtvogels: Über Jean Améry//Etudes Germaniques, 1988, № 43, S.313-327.
Arnold H.L. Jean Améry. München: Edition Text + Kritik, 1988.
Über Jean Amery/ Heidelberger-Leonard I.(Hg.). Heidelberg: Winter, 1990.
Lorenz D. Scheitern als Ereignis: Der autor Jean Améry im Kontext europäischer Kulturkritik. P.Lang, 1991.
Wolf S. Von der Verwundbarkeit des Humanismus: über Jean Améry. Frankfurt/Main: Dipa-Verlag, 1995.
Lorenz-Lindemann K. Wieviel Heimat braucht der Mensch? Aspects of Jewish Self-Determination in the Works of Jean Amery and Primo Levi// The Jewish Self-Portrait in European and American Literature/ Ed. Hans-Jurgen Schrader, Elliott M. Simon, Charlotte Wardi. Tubingen: Niemeyer, 1996, pp. 223–230.
Jean Amery (Hans Maier): mit einem biographischen Bildessay und einer Bibliographie/ Steiner St.(Hg.). Basel: Strömfeld/Nexus, 1996.
Neiman S. Jean Améry Takes His Life// Yale Companion to Jewish Writing and Thought in German Culture, 1096—1996/ Ed. Sander L. Gilman, Jack Zipes. New Haven: Yale UP, 1997, pp. 775–784.
Fiero P. S. Schreiben gegen Schweigen. Grenzerfahrungen in Jean Amérys autobiographischem Werk. Hildesheim, Zürich, New York: Olms, 1997.
Cinanni M.T. Testimoni di voci sommerse: l’esperienza del nazismo in alcuni scrittori ebrei europei: Joseph Roth, Primo Levi, Jean Améry, Miklos Radnoti. Cosenza: Periferia, 1997.
Rosina H. Jean Améry. Bern: Edition Anares Bern/ Espero, 1998.
Jean Améry: Revolte in der Resignation/ Hrsg. von Irene Heidelberger-Leonhard. Stuttgart: Klett-Cotta, 2004.
Kramer K.L. Redefining experience in the age of political catastrophe: Ernst Jünger, Adolf Eichmann and Jean Amery. ProQuest/ UMI, 2006.