Исраилов, Ахлетдин Шукурович
- 1 year ago
- 0
- 0
Хасан Исраилов, Хасан Терлоев(ский) (? — 25 декабря 1944 ) — организатор и руководитель антисоветского восстания в Чечне в 1940—1944 годах , глава ОПКБ , представитель чеченской интеллигенции, выходец из тайпа Терлой . Член ВКП(б) с 1929 года. Занимался литературной деятельностью.
Точных сведений о месте и времени рождения Х. Исраилова нет. Разные источники называют разные даты его рождения: 1903 год — согласно характеристике НКГБ СССР , 1907 год — из письма наркома внутренних дел Грузии Г. Т. Каранадзе Л. П. Берии (со ссылкой на обнаруженный в августе 1943 года дневник Х. Исраилова), 1910 год — по сведениям А. Г. Авторханова . Иногда местом рождения Х. Исраилова называют «аул» Нашха , однако Нашха является областью, а не единичным населённым пунктом, что вызывает сомнения в достоверности данных. Возможно, на происхождение, и место рождения Х. Исраилова, может указывать его псевдоним — Терлоев/Терлоевский , взятый Х. Исраиловым по названию своего тайпа — Терлой .
Получил исламское и светское образование. Член ВКП(б) с 1929 года. Работал корреспондентом « Крестьянской газеты », писал также стихи и пьесы. В 1931 году арестован за «контрреволюционную клевету», приговорен к 10 годам заключения, но через три года по ходатайству газеты был освобожден и восстановлен в партии.
Учился в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока . Вместе с другими чечено-ингушскими деятелями ( Абдурахман Авторханов , , , Нурдин Музаев , , Магомед Мамакаев , Шамсудин Айсханов , ) направил советскому руководству письмо с предложением снять со своих постов первого секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) Василия Егорова и начальника местного НКВД Михаила Раева , поскольку продолжение их политики неминуемо приведёт к восстанию. В результате Исраилов вновь был арестован, но когда в январе 1939 года арестованы были и сами Егоров и Раев (вне связи с письмом Исраилова и его товарищей), он добивается освобождения. По другим сведениям, Исраилов был освобождён и реабилитирован ещё в 1937 году.
Когда он возвращается в Чечню, в январе 1940 года его вызывают к новому секретарю обкома Фёдору Быкову и предлагают подать заявление о восстановлении в партии. Через несколько дней он присылает в обком заявление следующего содержания :
Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведёт войну на уничтожение моего народа по частям — то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведётся на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжёлого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетённые народы.
После начала Великой Отечественной войны перешёл на нелегальное положение и приступил к подготовке восстания. 28 января 1942 года на нелегальном собрании учреждает « Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ) ставящей себе целью «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Позднее ОПКБ была переименована в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». По составленным Исраиловым документам в ноябре 1941 года в его партии состояло до 5 тысяч человек, а партийные ячейки существовали, кроме Чечено-Ингушетии, ещё в 7 соседних регионах. В Чечено-Ингушской АССР в намеченном на январь 1942 года «вооружённом восстании» якобы были готовы участвовать «до 25 тысяч человек», но никакого восстания не произошло .
Осенью 1942 года начальник отдела по борьбе с бандитизмом Чечено-Ингушского НКВД Идрис Алиев и другие работники того же отдела имели ряд встреч с Исраиловым и другими руководителями повстанческих групп. Тогда же в доме одного из жителей села Мужичи состоялись переговоры Исраилова с немецкими офицерами об «оказании содействия наступающим германским войскам» .
В секретной переписке с Исраиловым состоял нарком НКВД Чечено-Ингушетии Султан Албогачиев , а после перевода последнего в Москву её продолжил сменивший Албогачиева на этом посту Виктор Дроздов . Из опубликованных в 1990-е годы документов следует, что Исраилов и другие руководители повстанческих групп поддерживали связь с германской агентурой во Владикавказе через руководителей республиканского НКВД. Кроме того, контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников :
Нет сомнений в том, что все эти контакты осуществлялись в рамках тайной операции по выявлению действовавших антисоветских групп и их каналов связи с секретными службами Германии в контексте обороны нефтепромышленного Грозного. Нельзя было допустить высадки мощного десанта в горах, от которых Грозный отстоял всего в 30 километрах. С этой целью содержались в качестве приманки «повстанческие» группы и велась оперативная игра с несколькими реальными противниками советской власти (объективно они выполняли роль «подсадных уток»).
В 1944 году Исраилова укрывал другой опытный подпольщик Джаватхан Муртазалиев в Бачи-Чу, селения Зумсой , который находился на нелегальном положении с 1924 года .
Все недовольные советской властью, контактировавшие с Исраиловым, рано или поздно попадали в руки НКВД. Хасуха Магомадов , примкнувший к группе Исраилова, вскоре заметил эту закономерность. После гибели очередной группы немецких парашютистов он тайно покинул отряд и до самой своей гибели в 1976 году действовал самостоятельно .
В ноябре 1944 года Исраилов писал наркому НКВД Чечено-Ингушетии В. А. Дроздову:
Дорогой Дроздов, я писал телеграммы в Москву. Прошу передать их по адресам и через Яндарова прислать мне расписки почтой с копией Вашей телеграммы. Дорогой Дроздов, я прошу Вас сделать все возможное и для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи, ибо не так велики, как рисуются. Прошу прислать мне через Яндарова копировальной бумаги 10-20 штук, доклад Сталина от 7 ноября 1944 года, военно-политические журналы и брошюры не менее 10 штук, химических карандашей 10 штук.
Дорогой Дроздов, прошу сообщить мне о судьбе Хусейна и Османа, где они, осуждены ли они или нет.
Дорогой Дроздов, я нуждаюсь в лекарстве против туберкулезной бациллы, пришли наилучшее лекарство.
С приветом — писал Хасан Исраилов (Терлоев) .
Реальная численность группы Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек .
25 декабря 1944 года Хасан Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации, организованной НКВД для его задержания.