Славянская мифология
- 1 year ago
- 0
- 0
Нахская мифология и фольклор (список) — боги , богини , обожествлённые понятия, объекты мироустройства, духи и чудовища мифологии средневековых нахских племён и народностей, а также различные фольклорные персонажи более поздних нахских народов — бацбийцев и вайнахов ( ингушей и чеченцев ). Список составлен на основе статей ингушских исследователей А. Х. Танкиева и , размещённых в двухтомнике « Мифы народов мира » (1980) и в « Мифологическом словаре » (1990), а также с использованием информации из некоторых других источников.
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
«Белая птица» | космогоническое существо | — | прилетела на гладкую, пустую землю; из её мочи образовалась вода, а из кала — семя | огромная белая птица | — | |
Бешлам-Корт
(гора) |
объект
мироустройства |
гора
Казбек |
место обитания богов Селы и Фурки , откуда они повелевают вьюгами и снегопадами ; здесь на вершине прикован чечен. герой Пхармат ( вариант инг.: ) | на снежном конусе богиней Фурки начертан магический круг, через который не осмеливается пройти ни один смертный, боясь быть сброшенными ею с кручи | — | |
, Эл |
объект
мироустройства |
— | мир мёртвых , делиться на рай и ад , создан Делой за 7 лет ; находится на западе, под землёй | ночью освещается солнцем ( вариант: луной) ; путь в него проходит по лестнице от края земли | — | |
«Небеса» |
объект
мироустройства |
небо |
место обитания богов,
создано Делой |
— | — | |
«Священная река» |
объект
мироустройства |
— | река, воды которой лечат от всех недугов и оживляют мёртвых; находиться в Еле | — | — |
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
богиня |
солнечные
лучи |
покровительница всего живого, животворящая сила солнечных лучей | дочь бога Гелы -солнца ( вариант: мать) | — | ||
архаичные
божества |
— | предсказывают судьбу людей, будущее , их именами клялись в особо важных случаях |
по некоторым представлениям
могущественнее бога Селы |
— | ||
,
Нана, Латта |
богиня-
персонификация |
земля | обожествлённая мать-земля | лик обращён на восток (утренняя заря — это его сияние), затылок на запад; жена неба ( варианты: солнца, космического быка) | — | |
Ге́ла |
бог-
персонификация |
солнце | освещает днём своим ликом мир людей , ночью затылком — мир мёртвых, причина засух; живёт на небесах |
отец
(
вариант:
сын), по одному
из мифов муж Села Саты |
— | |
Дя́ла , Дэ́ла |
бог-
демиург |
— | глава пантеона , создал небо, землю, , людей и зверей (вариант: 7 миров, в каждом небо и земля); живёт на небесах |
антропоморфный облик; старший
брат Селы , отец Тушоли |
отождествл.
Аллах |
|
,
Э́лда,
Э́тер, Е́шпор, Эштр |
бог | смерть | владыка подземного мира мёртвых — , судит души усопших, мудр, обладает даром провидения; живёт в подземном мире |
сидит на троне из человеческих костей
( вариант: в башне из костей) |
— | |
Е́лта | — | бог | злаки | помимо злаковых растений, покровительствует диким животным, от него зависит успешная охота | антропоморфный, одноглазый; сын Селы | — |
, Е́рды | — | бог |
ветер ?
|
вероятно, его культ замещён местными божествами (см. Тамыж-Ерды, Молдза-Ерды и Мелер-Ерды) , по некоторым представлениям живёт в горах в пещере |
антропоморфный (седовласый старик)
и зооморфный (белый козёл) |
— |
— |
местное
божество |
— |
покровитель плодородия и напитков,
изготовляемых из хлеба (см. Ерд) |
— | — | |
— |
местное
божество |
— | покровитель войны (см. Ерд) | — | — | |
— | бог | дождь | — | зооморфный (козёл) | — | |
Се́ла
,
Се́ли, Сте́ла |
бог |
гром
и
молния |
владыка людей и богов , позднее: не считался таким всемогущим ; живёт на горе Бешлам-Корт | радуга — его лук, молнии — его стрелы; отец Елта , Села Саты , муж Фурки , младший брат Дялы | — | |
Се́ла Са́та | — |
астральное
божество |
Млечный Путь
и 3 звезды |
покровительствует людям и заступается
за них перед Селой |
дочь Селы и красавицы, супруга бога | — |
— |
астральные
божества |
Большая
медведица |
охраняли вход к богу Селе , однако помогли герою обмануть своего отца | сыновья богов Селы и Фурки | — | |
— |
местное
божество |
— | ? (см. Ерд) |
маленький человек, сидящий на коне
размером с козлёнка |
— | |
Ту́шоли | богиня | плодородие (свящ. птица — удод ) | изначально: занимала верховное положение, её просили о здоровом потомстве, обильном урожае, умножении скота; позднее: ей поклонялись бездетные женщины | единственное божество имевшее у вайнахов изображение: деревянная поясная фигура женщины со слезой на щеке ; дочь бога Дялы | — | |
Цу
ЦIу |
бог |
огонь
звери |
бог огня
и домашнего очага,
владыка диких животных, покровитель охоты и охотников |
— | — | |
Цулг |
родовой
божок |
— | возможно, производное от Цу | — | — | |
Фу́рки
|
— | богиня |
водная стихия
и ветер |
позднее: живёт на вершине Бешлам-Корт совместно с богом Селой , откуда они повелевают вьюгами и снегопадами; охраняет прикованного героя | антропоморфная; жена бога Селы, мать его | — |
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
,
Ана |
обожествлённое
понятие |
земля | культ живота матери-земли, в нём находиться женское семя, из которого появляется всё живое | живот богини-земли | — | |
обожествлённое
понятие |
— | земная благодать, выражающаяся в изобилии и высоком качестве всего сущего — людей, зверей и пр. ; исчезла с земли | — | — | ||
нематериальная
сущность |
— | душа , которую имеют все объекты и явления живой и не живой природы ( позднее: только у живых созданий) | ассоциируется со светом | — |
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
лесные
духи |
— | покровительствуют диким животным, выходят к людям со злобными намерениями ( вариант: из любопытства) ; обитают в чаще леса, на высокогорьях | преимущественно женщины-великаны, как красавицы, так и безобразные (могут принимать вид огненного столба) |
албасты
и
др. |
||
убар | чудовище | — |
в сказках: положительный персонаж, отличающийся благородством
Вариант: вампир , упырь |
огромное и обладает сверхъестественной силой (иногда имеет несколько голов); бывает как мужского, так женского пола | — | |
— | дух | — | хозяин туров, всегда сторожит и пасёт их стадо | — | — | |
духи,
оборотни |
— | хитростью завлекают к себе героев, усыпив, высасывают у них кровь ( вариант: пожирают); обитают в чаще леса, на высокогорьях | молодые женщины или старухи (обычно в лохмотьях) | — | ||
чудовище,
колдунья |
— |
охраняет вход в
— не впускает в него
живых и не выпускает мёртвых |
огромное антропоморфное бесполое тело, поросшее длинными космами облепленными вшами, имеет девять глаз, рук и ног ( вариант: в женском облике) | — | ||
— |
мифическая
птица |
— | «князь птиц»; по приказу Села клюёт печень прикованного к скале Пхармата , призывая его к раскаянию | — | — | |
«змея» |
— |
мифическое
существо |
— | носительница благодати, охраняет благополучие в доме, оберегает скот от диких зверей (см. и ) | змея | — |
|
— |
мифическое
существо |
— | носительница благодати, не даёт ветрам дуть в неурочное время (см. и ) | — | — |
сармак | дракон | — | обвив своим телом источник, требует от людей дани ( вариант: Дяла спускает с неба на цепи несколько сармаков) | — | — | |
духи | — | умершие люди, обитающие в мире мёртвых — | бестелесные тени | — | ||
духи-хранители ( низшая мифология ) | — | каждый человек имеет подобного духа, который везде его сопровождает ; вариант: домашние духи, защищающие дом от бедствий | невидимы | — | ||
Ун-нана | — | дух | эпидемии и болезни | бранясь, она разбрасывает из своей котомки заразные болезни там, где её недостаточно почитают | пожилая, некрасивая, плохо одетая женщина | — |
|
— |
мифическая
птица |
— | носительница благодати, там где она совьёт гнездо появляется изобилие (богатый урожай зерна, приплод скота и пр.) , оставленные ею земли оскудевают | птица | — |
,
Хунстаг
«человек леса» |
лесной дух (низшая мифология) | — | покровитель леса и лесных животных, стремиться погубить всех встречаемых им охотников | антропоморфный; из его груди торчит костяной топор, который он вонзает в свои жертвы | — | |
, «морская дева» | водяной дух | — | обитают в морях и глубоких озёрах, защищают их от загрязнений; есть мужской аналог — хӏордан стаг; морские хӏордан йоI и хӏордан стаг подчиняются морскому вампалу, озёрные же свободны | красавицы, существа женского пола с рыбьим хвостом вместо ног | морская дева |
Почитание у | Категория |
Олицетворение
в природе |
Функции, локализация | Описание, родственные связи | Подобия | |
---|---|---|---|---|---|---|
ингушей | чеченцев | |||||
герой ( ) | — | — | — |
Ацамаз
и
др. |
||
Бо́ткий Ши́ртка | — | культурный герой (нарт-орстхоец) | — | дал людям плуг и водяную мельницу ; советчик , которого они постоянно изводят | в нарт-орстхойском эпосе: обладает способностью исчезать в подземный мир мёртвых ( ) и возвращаться обратно | |
герой (нарт-орстхоец) | — | проник в мир мёртвых — | — | — | ||
герой | — | богатырь, занимающийся главным образом мирным трудом, ему покровительствует Села | — | — | ||
смертный
персонаж |
— | добра, помогает герою; жила вдали от людей: в чаще леса, на высокогорьях | вещая старуха | — | ||
Кинда Шоа | — | герой | — |
богатырь, занимающийся главным
образом мирным трудом |
был женат на дочери Сеска Солса | — |
герой | — |
богатырь, занимающийся главным
образом мирным трудом |
— | — | ||
Пхармат | — |
культурный
герой |
— | богоборец, похитил у Селы для людей овец, воду, тростник для строительства жилищ; прикован к вершине Бешлам-Корт | — |
Пхармат
и
др. |
|
злокозненные
герои |
— |
обычно как насильники, совершавшие набеги на
мирных людей и притеснявшие безвинных , вариант: из-за них с земли исчезла ; погибли |
— | нарты | |
,
Пиров |
— |
смертный
персонаж |
— | обычный человек, стремящийся сравняться с богом Дялой | обладал 3 главными добродетелями ; прожил 500 лет (погублен ) | — |
— | Пха́рмат | культурный герой (нарт-орстхоец) | — | богоборец, похитил у Селы для огонь ; прикован к вершине Бешлам-Корт | — |
и
др. |
— | культурный герой (нарт-орстхоец) | — |
в некоторых сказаниях
тождественен Боткий Ширтка |
— |
Боткий
Ширтка |
|
Се́ска Со́лса
Си́ска Со́лса, Со́лса |
герой (нарт-орстхоец) |
лесной
голубь |
злокозненный предводитель нарт-орстхойцев, богоборец ; проник в мир мёртвых — ; с ним связывают появление табака и распространение курения |
родился из камня
, имел стальное тело и обладал
магическими способностями |
Сослан
и др. |
|
Ха́мчи
Па́тарз |
— | герой (нарт-орстхоец) |
вечерняя
заря |
невольный виновник исчезновения на земле , проник в мир мёртвых — | имел стальное тело; иногда мог сам превращаться или превращать других в животных | — |