Зингер (компания)
- 1 year ago
- 0
- 0
Виннаре́тта Зи́нгер (во втором браке княгиня де Полинья́к ; 1865—1943) — дочь магната Айзека Зингера и наследница значительного состояния, одна из наиболее влиятельных фигур на музыкальной сцене XIX — первой половины XX века, художница , органистка , меценат .
Держала в Париже музыкальный салон, который вошёл в историю как один из самых влиятельных своей эпохи, благодаря выступлениям у Виннаретты прославились многие деятели искусства. Спонсировала плеяду талантливых композиторов, музыкантов, актёров и художников, в том числе целые компании — антрепризу Дягилева , парижскую Оперу .
Учредила премию имени Эдмона де Полиньяка в Королевском литературном обществе и собственный фонд Зингер-Полиньяк, поддерживающих деятелей искусства. Спонсировала также социальные проекты — жильё для малоимущих семей, поставки гуманитарной помощи в годы войны , передвижные рентгенологические машины Марии Кюри .
Виннаретта стала двадцатой из двадцати четырёх детей Айзека Зингера . Её мать, француженка , известна как модель, которая позировала скульптору Бартольди при работе над статуей Свободы . Пока был жив отец, Виннаретта с пятью родными братьями и сёстрами и множеством единокровных жила в большом доме в пригороде Нью-Йорка , затем — в Париже , позднее вся семья на восемь лет переехала в Девоншир . Исследователь творчества Ле Корбюзье Николас Вебер упоминает, что пятилетнюю Виннаретту спас из пожара в лондонском отеле Brown Иван Тургенев . После смерти Айзека Изабелла вернулась со младшими детьми в Париж и вскоре во второй раз вышла замуж — за бельгийского скрипача Виктора Николаса Робсе (фр. Victor-Nicolas Reubsaet) .
С ранних лет Виннаретта была окружена творческой атмосферой, в семье поощрялись занятия искусством. Она стала проявлять интерес к музыке, училась игре на скрипке, виолончели , фортепиано и органе , а кроме того, занималась живописью . В подарок на свой 14-й день рождения девушка попросила устроить . В парижском салоне матери Виннаретта аккомпанировала ей и отчиму на музыкальных вечерах, уже в 16 лет она сама стала давать уроки музыки. В 1882 году открыла для себя музыку Рихарда Вагнера и импрессионистов , поклонницей которых осталась на всю жизнь. Виннаретта не оставила и занятия живописью, впоследствии её картины выставлялись в « Академии Изящных искусств », а одно полотно было по ошибке однажды приписано Клоду Моне .
Биографы утверждают, что отчим Виннаретты был человеком агрессивным, имел взрывной характер, в обществе ходили слухи о насилии в их доме на . Как только Виннаретта достигла 21 года, она вступила в права наследства, получив причитающийся ей миллион долларов, и покинула семью матери. Вскоре она купила для себя большое поместье — два соседних дома на углу и улицы Кортамбер. Несмотря на своё состояние, вращаться в высших кругах без сопровождения матери или супруга она не могла, поэтому Виннаретта стремилась как можно скорее вступить в брак .
Уже в 1887 году Виннаретта вышла замуж за молодого наследника семьи Луи. Ещё со времён Второй империи знатные, но обедневшие дома Европы приветствовали браки своих детей с богатыми американскими «принцессами», поэтому союз с Scey-Montbéliard был выгоден обеим сторонам. Однако в первую брачную ночь Виннаретта встретила вошедшего в её спальню Луи, забравшись на шкаф с ножом в руке, и категорически отказалась от выполнения супружеского долга. По предположению биографов, ещё в юности она осознала свою гомосексуальность , а насилие со стороны отчима навсегда лишило её влечения к мужчинам. Брак с Луи был расторгнут как не консуммированный в феврале 1892-го (по некоторым источникам — 1891 ), однако за эти несколько лет Виннаретта, уже носившая титул княгини, успела утвердиться в обществе как щедрый меценат и влиятельный знаток искусства . Она организовала в летний фестиваль Форе , а в 1888 году представила у себя с участием ведущих исполнителей Гранд-опера́ .
Второй раз Виннаретта вышла замуж в 1893 году. Зная о её увлечении музыкой и необходимости иметь солидный статус в обществе, Робер Монтескьё представил ей своего друга, композитора князя . При содействии графини Элизабет Греффюль была организована свадьба . Поскольку оба будущих супруга не интересовались противоположным полом, брак в первую очередь должен был решить финансовые проблемы де Полиньяка и дать титул Виннаретте. Однако этот союз, прозванный злыми языками «союзом лиры и швейной машинки», стал редким примером счастливого альянса людей, объединённых общими вкусами и интересами: оба были убеждёнными вагнерианцами, сторонниками импрессионизма и страстно увлечены музыкой. Князь увлёк Виннаретту октатоникой , а благодаря её состоянию он мог свободно творить, не думая о деньгах . Монтескьё, который отчаянно ревновал супругов друг к другу, в конце концов перестал общаться с ними и в письмах называл Виннаретту «чудовищем сродни Нерону » .
После смерти де Полиньяка Виннаретта перестала скрывать свою ориентацию. В разные годы у неё были романы с Ольгой де Мейер , Ромейн Брукс , Этель Смит , Вайолет Трефузис . Основным увлечением и делом жизни для неё оставалась музыка . Хотя собственных детей у неё не было, Виннаретта вырастила племянницу , осиротевшую после смерти матери Изабель-Бланш Зингер .
Ещё в юности, в 1880-е годы на каникулах в Нормандии Винаретта познакомилась с Габриелем Форе . Постепенно у них сложились дружеские отношения, которые продлились до конца дней композитора. Уже в первые годы после получения наследства Виннаретта заказала ему короткую музыкальную работу, предоставив гонорар в 25 тысяч франков. Для сравнению, его годовая зарплата хормейстера на тот момент составляла 3 тысячи. В 1891-м году, будучи в Венеции в гостях у Виннаретты, Форе написал несколько своих лучших произведений — «Mandoline», «En sourdine», «Green», «C’est l’extase». В 1898-м посвятил своей патронессе сюиту « ». Форе был близким другом семьи и играл на похоронах князя Эдмонда .
Вскоре после первого развода Виннаретта реконструировала свои дома на углу и улице Кортамбер, объединив их и устроив двусветный зал для приёмов. Этому помещению отводилась роль «сердца» всего дома, в котором должны были проходить музыкальные вечера, репетиции, выставки и светские приёмы. В зале установили два фортепьяно Steinway & Sons и сделанный на заказ орган Кавайе-Коля . Вместе с Эдмоном де Полиньяком они стали организовывать органные вечера и музыкальные концерты, где звучала не только музыка его сочинения, но и произведения Форе, Кокто, Дебюсси, Стравинского и других. Очень быстро салон де Полиньяков превратился в центр музыкального Парижа . Он вошёл в историю французской музыки как один из самых влиятельных салонов эпохи, успешное выступление в котором фактически гарантировало признание влиятельных людей и «пропуск» в мир искусства. Например, Айседора Дункан получила приглашение от де Полиньяков после того, как в 1900 году танцевала на вечере у графини Греффюль. Виннаретта и Эдмон устроили для неё концерт у себя на улице Кортамбер, а после его успеха помогли с организацией концертов в её собственной студии. Патронаж Виннаретты во многом заложил фундамент для международной славы танцовщицы .
После смерти Эдмона де Полиньяка княгиня ежегодно устраивала памятный концерт в его честь. Кроме того, она решила почтить его память, заказав нескольким выдающимся музыкантам произведения на свободную тему, но с посвящением своему супругу. Одной из таких работ стал « Сократ » Эрика Сати . Чтобы композитор смог работать над произведением, Виннаретта добилась отсрочки его приговора к восьми дням тюрьмы, которое Сати получил за написанное им оскорбительное письмо критику Жану Пуэгу . Дариус Мийо создал «Несчастья Орфея», Франсис Пуленк — « Концерт для двух фортепиано с оркестром » и «Концерт для органа», Курт Вайль — «Вторую симфонию». Неоднократно в салоне де Полиньяк музыкальные премьеры проходили раньше, чем в концертных залах .
В гостях у Виннаретты Сергей Дягилев познакомился с Равелем и Дебюсси . У неё же, на три дня раньше официальной премьеры, была впервые показана « Свадебка » Стравинского. По заказу Виннаретты был поставлен балет « Байка про лису, петуха, кота да барана », княгиня также спонсировала постановку антрепризой Дягилева. Хотя Дягилев сильно ревновал Стравинского к княгине, он часто обращался к ней за финансовой поддержкой. Благодаря Виннаретте Дягилев получил протекцию князя Монако и его антреприза с 1922 года на постоянной основе обосновалась в Монте Карло . Патронаж и финансовая поддержка от княгини помогли состояться карьерам Нади Буланже , Дину Липатти , Клары Хаскил , Артура Рубинштейна , Владимира Горовица , Этель Смит и многих других .
В салоне Виннаретты состоялись первые шаги к всемирной славе Клода Дебюсси , Фредерика Дилиуса , Игоря Стравинского , Эммануэля Шабрие , Мориса Равеля . Чтобы привлечь её внимание, ещё до личного знакомства молодой Равель посвятил Виннаретте композицию « ». Подобный поступок нарушал все нормы этикета своего времени и был дерзким жестом явного карьеризма. К счастью для Равеля, успех композиции у слушателей был так велик, что Виннаретта просто не успела высказать своё недовольство и была вынуждена благосклонно принять посвящение молодого автора . Частым гостем салона Виннаретты был Марсель Пруст . Под влиянием её музыкальных вечеров он стал поклонником Форе . Также на её вечерах бывали Антонио де ла Гандара , Колетт , Клод Моне , о них оставил много записей в мемуарах Поль Моран . Как покровитель литературы, в 1910 году она основала в лондонском Королевском литературном обществе премию имени Эдмона де Полиньяка, лауреатами которой стали Уолтер де ла Мар , Джон Мейсфилд и .
Виннаретта де Полиньяк также была активным благотворителем в социальной сфере. С 1911 года она спонсировала строительство жилья для малоимущих семей в XIII округе Парижа . В 1920-е и 1930-е годы по её заказу Ле Корбюзье занимался перестройкой и возведением новых корпусов парижской Армии спасения , а в 1929-м занимался приспособлением баржи « » под приют .
В годы Первой мировой войны вместе с Марией Кюри Виннаретта работала над созданием первых рентгеномобилей . Она также финансировала поставки гуманитарной помощи в Польшу. Совместно с Консуэло Вандербильт Виннаретта спонсировала строительство в пригороде Париже .
В 1928 году Виннаретта основала фонд Зингер-Полиньяк, призванный дать легальную форму её деятельности по патронажу и поддержке молодых композиторов, художников и литераторов. После смерти княгини её парижский особняк также стал достоянием фонда. В здании открылись репетиционные и звукозаписывающие студии, концертный зал, а также предоставляется жильё подопечным фонда .
В августе 1939 года Виннаретта отправилась в Англию , узнав о смерти своего младшего брата. Вскоре началась Вторая Мировая война и вернуться во Францию было невозможно. Княгиня осталась в Лондоне и занималась организацией концертов, доходы от которых передавала в Красный Крест . В ноябре 1943 года она узнала, что её салон в Париже был разграблен фашистами , через несколько суток Виннаретта умерла от сердечного приступа .