Interested Article - Шривастава, Нирмала

Нирмала Шривастава (в девичестве Салве ; 21 марта 1923 , Чхиндвара , Британская Индия 23 февраля 2011 , Генуя , Италия ) — основатель вероучения Сахаджа-йога . Более известна как Шри Матаджи или Нирмала Деви .

Детство и юность

Нирмала Салве родилась 21 марта 1923 года в местечке Чхиндвара (современный штат Мадхья-Прадеш ) в христианской семье , принадлежащей к династии Шаливаханов . При рождении на ней не было ни единого пятнышка, поэтому её назвали «Нирмала», что означает «чистая», «незапятнанная» .

Вся семья Салве сыграла важную роль в индийском национально-освободительном движении под предводительством Махатмы Ганди . В 1920—1930-х годах отец Нирмалы — Прасад Салве — работал адвокатом по уголовным делам, связанным с Конгрессом , и был лидером местного отделения Конгресса, неоднократно попадал в тюрьму . Открыто выступал против британского правления: публично сжёг всю иностранную одежду , оставил пост прокурора и установил на крыше здания Высшего суда индийский флаг вместо британского , после чего провёл в тюрьме более шестнадцати месяцев . В 1944 году стал членом и был единственным христианским представителем в ней . По воспоминаниям сына, он также знал четырнадцать языков и перевёл Коран на хинди .

Мать Нирмалы — Корнелия Салве — имела исключительные способности к математике , окончила с отличием по математике и стала директором средней школы . Вышла замуж за Прасада Салве, когда у него было пять детей , и стала матерью ещё семерых . Активно поддерживала освободительное движение и находилась в заключении пять раз .

Нирмала с детства обладала замечательной памятью и очень любила животных . Её родители были активно заняты в освободительном движении и, когда ей было семь или восемь лет, она взяла на себя заботы по домашнему хозяйству . По настоянию родителей дети учились не в миссионерских школах, а в местных, чтобы лучше понять культуру и наследие своей страны . Для укрепления дисциплины дети ходили в школу пешком, преодолевая расстояние в несколько километров . В средней школе Нирмала была способной ученицей, особенно преуспевая в языках и математике, а также успешно участвовала в танцевальных постановках и превосходно играла в бадминтон . В дальнейшем Нирмала училась в Научном Колледже в Нагпуре, откуда была отчислена по политическим мотивам . После этого училась в в Лудхиане и в Лахоре . Не доучившись, была вынуждена покинуть Лахор из-за острых межрелигиозных конфликтов .

Участие в национально-освободительном движении

Однажды Нирмала выступила с протестом возле школы, удерживая индийский флаг в руках и призывая Британию покинуть Индию. В результате была доставлена в полицию и подвержена пыткам . Во время обучения в Нагпуре Нирмала вновь организовала пикет у ворот Научного Колледжа, выступая против Британского правления. Отказалась прекращать пикетирование и в результате была отчислена из колледжа . После этого в течение девяти месяцев принимала участие в деятельности подпольной группы. Группа старалась повысить осознанность местного населения по поводу освобождения Индии от правления Британии, занималась распространением и расклеиванием листовок и брошюр, помогала в сокрытии и перевозке беглецов из тюрем .

Супружеская жизнь

В апреле 1947 года Нирмала Салве вышла замуж за государственного служащего Чандрика Прасад Шриваставу , в будущем одного из самых выдающихся государственных деятелей Индии. Позднее Чандрик Шривастава был секретарём премьер-министра Индии Лала Шастри , возглавлял Индийскую судоходную компанию, превратив это предприятие в одну из крупнейших мировых компаний, а с 1974 по 1989 год был Генеральным секретарем Международной морской организации при ООН . В 1990 году был награждён королевой Елизаветой II званием Рыцарь-Командор (KCMG) Ордена Святого Михаила и Святого Георгия .

Сразу после свадьбы Нирмала и Чандрик Прасад Шривастава жили в Дели, в доме отца Шри Матаджи. Это было время массовых беспорядков на религиозной почве и однажды Шри Матаджи дала укрытие троим беженцам из Пакистана, которых преследовали индусы. Шри Матаджи бесстрашно защитила их перед преследователями и укрывала их до тех пор, пока не стало безопасно. Позже двое из беженцев, Ачала Сачдев и Балрадж Сахни , стали известными актёрами, а третий, , стал известным поэтом .

У Шри Матаджи и Чандрика Прасад Шриваставы родилось две дочери, Кальпана и Садхана . В начале супружеской жизни доходы Чандрика Прасад Шриваставы были небольшими и Шри Матаджи занималась сельским хозяйством, что получалось у неё весьма успешно . Кроме домашнего хозяйства Шри Матаджи принимала активное участие в различной социальной, культурной и гуманитарной деятельности: была организатором благотворительного общества слепых в Мумбае, приюта для беженцев и инвалидов в Мирате, являлась ведущей фигурой различных фестивалей кино и искусств, вице-президентом культурной организации Сур Сингар Самсад, а также членом Музыкального Клуба Бомбея . Впоследствии многие знаменитые исполнители индийской музыки выступали для Шри Матаджи лично : , , , , , , и его сын .

Знакомство с Ганди

Впервые Нирмала встретилась с Ганди, когда ей было семь лет, после чего осталась с ним по его просьбе . За непальские черты лица Махатма Ганди стал называть её Непали . В дальнейшем Нирмала часто бывала в ашраме Ганди, ежегодно проводя с ним по два-три месяца . Время от времени Ганди разговаривал с Нирмалой о целях освободительного движения, основанного на принципах справедливости и ненасилия , а также советовался с Нирмалой в духовных вопросах . Нирмала видела суровую требовательность Ганди к другим и говорила ему о возможности внутренней самодисциплины , однако для Ганди первоочередной задачей было освобождение от иностранного правления и затем уже вопросы духовности и внутренней свободы .

В 1948 году Шри Матаджи, уже имея одного ребёнка, встретилась с Ганди за день до его смерти. Индия к тому времени обрела независимость и Ганди поинтересовался, когда Шри Матаджи начнет свою духовную работу .

Сахаджа Йога

Шри Матаджи утверждала, что с рождения была «реализованной» («осознанной», «просветлённой») и знала всё об энергии Кундалини . Она также знала, что обладает возможностью пробуждать Кундалини других людей и исцелять их, однако хотела найти метод пробуждения Кундалини на массовом уровне. Поэтому основным её занятием в течение жизни было изучение людей и проблем, которые мешают им достичь состояния «пробуждения» и прийти к Богу . Она видела различных гуру и утверждала, что все они были лицемерами, ориентированными на деньги. В 1970 году Шри Матаджи увидела как гипнотизирует и вводит в заблуждение искателей Раджниш , после чего она поняла, что пришло время открыть последнюю чакру. . И, по словам Шри Матаджи, она открыла её, описавая этот опыт следующим образом:

И я увидела как Кундалини, которая является изначальной энергией внутри нас, которая является Святым Духом внутри нас, поднимается вверх как раскрывающийся телескоп, и я увидела, что всё раскрылось и огромный поток прохлады начал течь через мою голову, и я почувствовала, будто растворяюсь. И есть только Благодать вокруг. И я увидела, что это полностью свершилось.

ORF Radio Interview, July 9th, 1986

Это событие произошло 5 мая 1970 года, после чего Шри Матаджи стала работать с людьми, чтобы дать им опыт «пробуждения», предупреждая об опасности различных лже-гуру и утверждая, что нельзя брать деньги во имя Бога .

Схема тонкого тела человека

Своё учение Шри Матаджи назвала Сахаджа йогой. «Йога» означает «союз», «сахаджа» означает «врождённый» или «спонтанный», указывая, таким образом, что союз с Богом доступен каждому. Осознание, осуществление этого союза выполняется через пробуждение энергии Кундалини, что также даёт человеку возможность исцеления и устранения недостатков у себя и других . Говорится также, что благодаря пробуждению Кундалини в медитации достигается состояние внутренней тишины, «безмысленного осознания». Шри Матаджи также настаивала, что все эти знания бесплатны и доступны каждому, кто этого желает .

После пробуждения Кундалини, говорит Шри Матаджи, человек начинает чувствовать на своих ладонях состояние энергетических центров, чакр , после чего может исправлять их. Человек также становится коллетивно осознанным и может чувствовать состояние чакр других людей . Кроме того, человек начинает чувствовать прохладу на ладонях, а также поток прохлады, исходящий из родничка на голове. Шри Матаджи утверждала, что это и есть прохладный ветерок Святого Духа , а само пробуждение Кундалини — истинное крещение , когда человек получает второе рождение , которое на санскрите называется двиджа .

При этом Шри Матаджи настаивала, что нельзя верить словам, а только собственному опыту. С человеком должна произойти некая трансформация, он должен на своём опыте ощутить то, о чём говорит Шри Матаджи, и поэтому следует относится к её словам так же, как учёный относится к гипотезе: не принимать слепо на веру, но и не отвергать, а провести эксперимент. И если человек на своём опыте ощутил то, о чём говорит Шри Матаджи, только тогда он может принять это как истину .

Шри Матаджи неоднократно спрашивали, кто она в действительности и обладает ли божественной силой, на что Шри Матаджи отвечала примерно следующее: «Я очень тактична и не собираюсь ничего говорить о себе, потому что Христос сказал правду, что он сын Бога, а они распяли его. Я не хочу, чтобы и меня распяли. Будет лучше, если вы получите ваше пробуждение и сами узнаете, кто я» . В 1979 году Нирмала Шривастава перед своими последователями провозгласила себя Ади (Изначальной) Шакти или Святым Духом . Кроме того, она объявила себя Майтреей , грядущим Учителем человечества у исповедующих буддизм, и Махди , последним преемником пророка Мухаммеда. Последнее обстоятельство, как минимум, ограничило Нирмалу Шриваставу в распространении её учения в исламском мире . В дальнейшем Шри Матаджи говорила своим последователям использовать благоразумие в разговорах с людьми и больше рассказывать о практике Сахаджа йоги, о том, что она даёт, и о своём опыте в ней .

Шри Матаджи начала свою духовную работу в 70-х годах с небольшого количества искателей в Мумбае и Лондоне, постепенно становясь всё более публичной личностью. В 80-х годах Шри Матаджи начинает ездить с публичными программами по Европе, Австралии и Северной Америке и выступает на радио и телевидении. В 90-х годах Шри Матаджи едет с программами в Южную Америку, Восточную Европу и Азию и становится личностью мирового масштаба: выступает в ООН, в различных университетах и на медицинских конференциях. Она основывает ряд неправительственных организаций, включая Международный медицинский центр в Мумбае, Музыкальную академию в Вайтарне имени П. К. Салве, Центр для нуждающихся женщин и сирот в Дели

До конца своей жизни Шри Матаджи путешествовала по миру, обучая людей медитации. В результате Сахаджа йога получила распространение на всех континентах более чем в 60 странах мира, включая Россию и США.

Шри Матаджи умерла 23 февраля 2011 года в Генуе (Италия) на 88-ом году жизни.

Признание и награды

  • Италия, 1986. Шри Матаджи объявлена «Личностью года» итальянским правительством .
  • Нью-Йорк, 1990—1994. Приглашение в Организацию Объединенных Наций в течение четырёх лет для выступления с речью о путях и методах по достижению мира .
  • Санкт-Петербург, 1993. Избрание почётным членом Петровской академии наук и искусств. Шри Матаджи также была инициатором проведения Международной научной конференции в Санкт-Петербурге .
  • Румыния, 1995. Награждена степенью доктора когнитивистики (наука о мышлении и организации психики) ректором Экологического университета Бухареста .
  • Китай, 1995. По приглашению Правительства Китая выступила на Всемирной конференции по правам женщин
  • Пуна, Индия, 1996. По случаю празднования 700-летия святого Гьянешвара Шри Матаджи выступила на Всемирной встрече философов в Технологическом институте Махараштры .
  • Лондон, 1997. Клаес Нобель, двоюродный внук Альфред Нобеля, основатель организации Объединённая Земля, выразил почтение Шри Матаджи в своей речи в Альберт-холле .
  • Мумбай, Индия, 1998. Именем Шри Матаджи названа дорога в Нави Мумбай, рядом с Международным медицинским центром Сахаджа йоги .
  • Италия, 2006. Шри Матаджи была награждена почётным гражданством Италии .
  • Италия, 2009. и его сын сочинили рагу Нирмалкаунс в честь Шри Матаджи

Примечания

  1. , p. 302.
  2. , p. 1.
  3. , p. 39.
  4. , Foreword.
  5. , pp. 52-53.
  6. , p. 72.
  7. , p. 82-83.
  8. , p. 85.
  9. , p. 94.
  10. , p. 20.
  11. , p. 118.
  12. , pp. 25-26.
  13. , p. 28.
  14. , p. 54.
  15. , pp. 53,66.
  16. , p. 46.
  17. , p. 59.
  18. , p. 63.
  19. , pp. 66-67.
  20. , pp. 34,111.
  21. , p. 74.
  22. , pp. 88-89.
  23. , p. 81.
  24. , p. 76.
  25. , pp. 77-81.
  26. , p. 91.
  27. .
  28. , pp. 97-99.
  29. , pp. 99,107.
  30. , p. 106.
  31. , pp. 99,129,149.
  32. .
  33. .
  34. .
  35. .
  36. .
  37. .
  38. .
  39. .
  40. , p. 66.
  41. : «Then at the age of seven years I happened to go with My Father to Mahatma Gandhi. He was about seventy miles, living with us, but the first time he took Me down and Mahatma Gandhi liked Me very much and He said, "Leave the child with me."».
  42. : «He used to call Me Nepali because according to him My face was like a Nepali girl.».
  43. : «Quite some time, I used to go very often, because I used to study also. I would say, I cannot count but I could say every year I used to be with him for about two-three months.».
  44. : «He consulted Me on very serious problems, sometimes surprisingly. Like one day he wanted to make the Prayer Book all right. So, he asked Me, "How should I put the series?" and all that. So I told him how to put the series and he put the series in that way.».
  45. : «Even when I was a child, he used to consult Me, and the proof of that is that in his bhajans he has put the serial of the bhajans in different ways, starting from the heart talking about the Atma and then he’s starting from the Mooladhara upward like that.».
  46. : «(He said:) "Everyone should be made to get up we are passing through a crisis. We have to fight the British and get our independence and if people are lethargic how are we going to do it ? So we have to be disciplined and we must have discipline and it will be all right". And then I told him: "We need to have inner discipline" and so he knew that I was a wise person.».
  47. : «He said, "No. We are in emergency. We have to be disciplined. We have to be disciplined and we have to tell them." So once I told him, "Babu, if you want to discipline people, why not give them discipline from within?"».
  48. : «But he told Me that unless and until we become free we shouldn’t talk of spirituality. So, his main life force was spent only on getting India free and then he suddenly died.».
  49. : «He said, "Not just now. Not just now. First of all, let us be free. If you are not free, what can we enjoy? We cannot talk about it. People will say that we are not even free. How can we talk of freedom of Spirit? We should be free from the foreign domination."».
  50. , p. 101: «Sir C.P. told me how Shri Mataji had met Gandhiji just one day before and how he took Her daughter on his lap and said, "Nepali, you are the same to look at and now you are a mother. When are you going to start your spiritual work? Now we are free and you should start whatever you wanted to do."».
  51. : «When I met him, he saw My daughter – very happy and he said, "Now take to constructive work, take to constructive work." And next day he was murdered».
  52. : «Of course, when I was born I knew about Kundalini. Myself. I knew all about it from My very childhood. I was a very aware person, extremely aware.».
  53. : «I knew I had healing powers and I knew I had curing powers. I knew I could raise the Kundalini; all that I knew. But I knew I wanted to do something to know all the combinations and permutations of the problems of human beings. That’s how I studied that. I wanted to find out a proper time (that) I could find out a method by (which) a mass happening could happen they could achieve it.».
  54. : «Then during all that time, My only pastime or the full-time work was to find out about human beings – what’s the problem they have. How they avoid reality? How they shun it? How they run away from it? What are their problems? How are they seeking? What do they have to offer? What will they accept? How to handle them? It was quite a intricate question. Every person provided a new sample of problems and I had to fight it out. In a way that it was a system which I knew how to do it, because to enter into somebody subtly, to understand the problems of the Kundalini – you can go into the journey and find out about a person.».
  55. : «And I went to many people to find out but I found that they were great hypocrites. I saw so many of these Gurus. Most of them I saw them, I was surprised; they were all hypocrites, money-making and this thing, and also I went to Rajneesh also to see him... So I went down there and there I could see all the things that were going on and that is the day somehow or other I said I must open the last chakra.».
  56. : «I told them very frankly that these are all thugs and these are like this, hypocrites. Some of them are demoniacs. Some are evil people. I took their names, everything. I told them, "Don’t go near them."... They paid money to the newspapers to publish things against Me because I said, "You cannot pay money." So they thought that I was just trying to, see, harm them by saying such a thing that you can’t earn money in the name of God. If it’s a job you can do it, but God’s work is not a job. And the struggle started from the day I started giving realization».
  57. .
  58. : «Interviewer: You’re saying then that when a person is Realized he feels some actual physical things ? Shri Mataji: Yes, the energy that’s flowing through him he can feel it. It’s flowing through his body. Not only that but he becomes. It’s not lecturing or any brain-washing. He actually becomes collectively conscious, means in his awareness he can start feeling another person’s centers and also his own centers and he can start correcting it.».
  59. : «now the time is for you to get your Absolute; to get your Spirit – that your Spirit must shine into your attention, that you should have your Self-Realization, that you should have your second birth. That’s the time! And, that is only possible if baptism, the real baptism works out – real. Not artificial – somebody coming and putting the hand on your head and saying, “Now, you are baptized.” That’s not the way. But it is a real thing that happens that you start feeling the Cool Breeze of the Holy Ghost coming out.».
  60. : «Christ has said: "You are to be born again", but that does not mean that you put a certificate "we are born again" and think you are born again. In Sanskrit language a Realized soul, a born again soul is called as "dvijaha". This "dvija" means born again, twice, born twice. Also a bird is called as "dvijaha" because it is first born as an egg and then it becomes a bird. In the same way we are born as human beings and then we become a Realized soul, a evolved soul.».
  61. : «For you I have to make request that you shouldn’t accept Me blindly. Blindness is not of any help. But I am offering you a hypothesis... If it is proved, and if you find that you have felt as experienced what I am saying, then as honest people you have to accept it.».
  62. : «Now, we are here to seek ourselves. Everybody is floating an enterprise like that, everybody is saying, "Oh, we are here to help you to seek yourself." I may be one of them, too. Why should you believe Me, in any case? The first thought that will come into your mind is, "Why should we believe Mataji?" You’ll believe in Me blindly, it is not going to help Me at all. Neither it is going to help Me, if you are going to deny. Like a scientist, just keep your eyes open. Keep your mind open... This has to happen to you.».
  63. : «As a result of the Kundalini awakening you can claim many things. But that can be seen that cancer can be cured, mental diseases can be cured, drug addiction can be cured, the problems created by these gurus can be cured. All these things can be done when you become the Spirit, but this should be just at a level of a hypothesis, when we do it, and it’s proved, then you should accept it; not blindly. There is no blind faith in Sahaja Yoga.».
  64. : «I am very tactful. I don’t want to talk about myself, because Christ said the truth, that He was the Son of God and they crucified Him. I don’t want to get crucified. It is better that you get your realization and then know Me.».
  65. : «I am not going to tell you anything about Myself, to be very frank. Because see Christ said He was the Son of God, and they crucified Him. I don’t want to get crucified. You have to find out, when you become the Spirit; you will know what I am.».
  66. : «That you better find out; I am not going to be tactless on that. Christ said what was the truth, that He was the Son of God, all right, but they crucified Him. I don’t want to get crucified so soon.».
  67. Guru Puja. 2 December 1979. Dollis Hill Ashram, London, UK «But today it is the day I declare I am the One who have to save the humanity. I declare I am the One who is Adi Shakti [Holy Spirit] — who is the Mother of all Mothers, who is the Primordial Mother, the Shakti [power] of the Desire of God — who has incarnated on this Earth to give meaning to itself, to this creation, to human beings, and I am sure that through My Love and Patience and My Powers I am going to achieve it. I was the One who was born again and again. But now I have come in My complete Form and with complete Powers.»
  68. Holiest Wars: Islamic Mahdis, Their Jihads, and Osama Bin Laden 2005 by Timothy R. Furnish & Michael Rubin, p165 «currently there is a woman named Shri Mataji Nirmala Devi, born a Christian in Maharashtra, India, claiming to be the Mahdi, Maitreya (a Buddhist messianic figure), and Comforter (Christian terminology for the Holy Spirit), as well as a Hindu divine avatar. Needless to say, her following in the Muslim world is at best limited.»
  69. : «Just talk about Sahaja Yoga, direct. You need not talk about me. Now how will they understand me? I mean, you cannot understand me, how can they understand? The other day somebody asked me that, "Kundalini rises with such difficulties, and they had to purify yourself and all that, and here how my Kundalini has risen like this. Mother? How could it be?" I said, "It has risen or not?" He said, "Yes." "You feel it?" "Yes, yes, I have. It is risen."... I said, "So just now you need not find out. Just now you find out about yourself. Let it grow. Because I do not want to shock you. There is something about me, no doubt."».
  70. .
  71. .
  72. .
  73. , 00:15:46: «Президиум Петровской академии единодушно, единогласно избрал своим почётным членом нашу глубокоуважаемую, дорогую Шри Матаджи Нирмала Деви».
  74. , 55:17: «Please, allow me, on behalf of the Senate of the University, to give the Diploma of Doctor in Cognitive Sciences to Mrs. Nirmala Shrivastava Who made us a great honor to be here today among us.».
  75. .
  76. .
  77. .
  78. .
  79. .
  80. , 0:14-1:45-3:03: «which Abhay has very recently composed and in which i have written a composition... and this is Nirmalkauns... it's a tribute to Her... [text] says "Jai Jai Nirmal Janani" which is in honor of Shri Mataji».

Литература

  • Srivastava, Nirmala (1997) Meta Modern Era, (Vishwa Nirmala Dharma) ISBN 81-86650-05-9
  • de Kalbermatten, Gregoire (2003) The Third Advent (New York: daisyamerica, 2003; Melbourne: Penguin Australia, 2004; Delhi: Penguin India, 2004) ISBN 1-932406-07-7
  • Верез Г. Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь. / Пер. с французского — К.: Издательский дом «Соборна Україна», 2001. — 174 с.
  • Грегуар де Кальберматтен. Пришествие / Пер. с англ. Ю. В. Добровольского. — К: «Инфопринт», 2007—288 с. ISBN 996-7010-74-0
  • George D. Chryssides. Historical Dictionary of New Religious Movements. — Scarecrow Press, 2011. — 446 с. — ISBN 978-0810861947 .
  • H.P.Salve. . — New Delhi: Life Eternal Trust, 2000. — 207 с.

Ссылки

  • . Дата обращения: 5 июля 2011. Архивировано из 30 августа 2011 года.
  • (англ.) . — Международный сайт Сахаджа-йоги . Дата обращения: 5 июля 2011. Архивировано из 4 февраля 2012 года.
  • (англ.) . — Поиск центров Сахаджа Йоги по всему миру . Дата обращения: 19 января 2017.
  • Marcus Rome. (англ.) . The Sydney Morning Herald (21 мая 2011). Дата обращения: 21 января 2017.
  • . Meli Ashram, Vienna (Austria) (англ.) (9 июля 1986) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Vancouver (Canada) (англ.) (9 октября 1981) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Sydney (Australia) (англ.) (15 марта 1983) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Vancouver (Canada) (англ.) (11 августа 1990) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Hong Kong (China) (англ.) (6 марта 1992) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . London (United Kingdom) (англ.) (1 февраля 1977) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Versilia (Italy) (англ.) (2 октября 1998) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • . Vienna (Austria) (англ.) (8 июня 1988) . Дата обращения: 24 января 2017.
  • (англ.) (PDF). Maritime Training Center . Дата обращения: 26 января 2017.
  • (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . Cabella Ligure (Italy) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . New Delhi (India) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . Cabella Ligure (Italy) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . Cabella Ligure (Italy) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . New Delhi (India) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . Cabella Ligure (Italy) (англ.) . Дата обращения: 30 января 2017.
  • . Santa Cruz (United States) (англ.) . Дата обращения: 3 февраля 2017.
  • . Zala Festivalna, Sofia (Bulgaria) (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2017.
  • . Madras (India) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . Caxton Hall, London (United Kingdom) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . Vienna (Austria) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . Maison de la Mutualité, Paris (France) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . Toronto (Canada) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . London (United Kingdom) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . London (United Kingdom) (англ.) . Дата обращения: 5 февраля 2017.
  • . A Selection of Awards and Recognitions (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017. Архивировано из 30 марта 2017 года.
  • . United Nations Headquarters, New York City (United States) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . United Nations Headquarters, New York City (United States) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . St. Petersburg (Russia) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . Ecological University of Bucharest, Bucharest (Romania) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . Guanjunyuan Hotel, Beijing (China) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . Maharashtra Institute of Technology, Pune (India) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • . Royal Albert Hall, London (United Kingdom) (англ.) . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • (англ.) . Sahaja Yoga Health and Research Centre . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  • (итал.) . Il Secolo XIX . Дата обращения: 6 февраля 2017.
Источник —

Same as Шривастава, Нирмала