Конвой БД-5
- 1 year ago
- 0
- 0
Нападение на медицинский конвой в Хадассу — один из эпизодов первого этапа Арабо-израильской войны (1947—1949) , произошедший 13 апреля 1948 года . Конвой, везший персонал, медицинское оборудование и фортификационное снаряжение под вооружённой охраной сил «Хаганы» в больницу Хадасса на горе Скопус попал в засаду и подвергся нападению арабских военизированных формирований .
В результате нападения погибли, в том числе, в подожжённых автобусах, семьдесят девять евреев , в основном врачи и медсёстры, а также один британский солдат. Среди жертв был и директор больницы Хаим Ясский.
В ноябре 1947 года в ООН был принят план по разделу Палестины , за которым последовали активные действия первой Арабо-израильской войны . Обе стороны стремились захватить как можно больше территории по мере ухода англичан. «Хагана» использовала также гору Скопус в качестве форпоста и базы для рейда на деревню 26 февраля .
2 марта неизвестный араб позвонил в больницу «Хадасса» и предупредил, что больница будет взорвана в течение 90 минут . На пресс-конференции 17 марта лидер «Армии Священной Войны» , Абд Кадер аль-Хуссейни , пригрозил, что больница «Хадасса» и Еврейский университет будут захвачены или уничтожены, «если евреи продолжат использовать их в качестве базы для нападений» .
Больница «Хадасса» и кампус Еврейского университета на горе Скопус оказались изолированы. Затем их свободное сообщение с Иерусалимом было прервано и они фактически оказались в блокаде, проводимой арабскими военизированными формированиями.
Единственной дорогой, обеспечивающией доступ к больнице на горе Скопус , был узкий путь, длиной около 2,5 км, проходящую через арабский район .
Огонь арабских снайперов на пути к Скопусу стал обычным явлением, на дорогах появились мины.
Когда запасы еды и медикаментов в больнице стали подходить к концу, для их пополнения была выслана большая колонна автомобилей, везущая также медицинской персонал. Британский командующий Иерусалимом заверил, что дорога всё ещё оставалась безопасной. За последний месяц действительно соблюдалось молчаливое перемирие, и проход конвоев проходил в целом благополучно . Правда, за четыре дня до выхода конвоя 9 апреля 1948 года произошла Резня в Дейр-Ясине , что могло повлиять на обстановку.
Рано утром 13 апреля конвой из двух машин скорой помощи, двух автобусов и двух машин сопровождения Хаганы отправился в больницу .
Примерно в 9:45 головная машина подорвалась на мине, и конвой подвергся нападению арабских формирований, которые обстреливали его из автоматического оружия. Помощь британских войск прибывала довольно медленно .
Прибывший на место одним из первых майор Джек Черчилль предложил произвести эвакуацию на бронетранспортёрах. Поскольку ожидалась помощь отрядов Хаганы , предложение майора было первоначально отвергнуто. Увидев, что помощь не приходит, Черчилль и его 12 человек открыли огонь против сотен арабов, чтобы прикрыть конвой .
Британцы пытались организовать прекращение огня между «11 и полдень» и затем около 2:00 дня покинули место происшествия, а затем возвратились около 3:00 дня с более тяжелым вооружением. Примерно в это время один из автобусов загорелся. Доктор , директор «Хадассы» пытался из него выбраться и был смертельно ранен.
К 5:00 вечера британская армия установила дымовую завесу и начала спасение оставшихся в живых, к этому моменту один автобус уже полностью сгорел, загорелся и второй .
После этой бойни Джек Черчилль эвакуировал 700 пациентов и сотрудников из больницы .
В конвое было также два бойца Эцела , раненых за несколько дней до того во время резни в Дейр-Ясин .
15 апреля 1948 года американский консул в Иерусалиме, Томас С. Воссон сообщил, что «американские корреспонденты видели как из грузовиков выносят большого количества оружия и боеприпасов». Консул предполагает, что оружие было там для охраны или других целей. На его запрос, были ли в конвое бойцы, оружие, боеприпасы, Кон [из Еврейского агентства ] ответил утвердительно, сказав, что это было необходимо для защиты конвоя" .
Всего во время нападения было убито семьдесят девять человек, некоторые погибли от пуль, а другие от огня в горящих автомашинах. Тела так сильно обгорели, что только 31 из них было опознано. Неопознанные останки были похоронены в братской могиле на кладбище . Двадцать две жертвы были объявлены пропавшими без вести. Семья одного из погибших утверждает, что располагает доказательствами того, что некоторые из погибших были похоронены на мусульманском кладбище близ Львиных ворот . На протяжении многих лет считалось, что жертв было 78, но в последнее время было подтверждено, что их было 79 .
Среди погибших было двадцать женщин. Погибли также директор больницы доктор и доктор , который должен был стать во главе медицинской школы, создававшейся на базе Еврейского университета . Один британский солдат также погиб в результате нападения.
На следующий день после инцидента прошла демонстрация ультра-ортодоксальных жителей Еврейского квартала за прекращение огня. По их словам, демонстрация была разогнана силами « Хаганы » .
После нападения было принято решение об эвакуации больницы. Уже в начале мая в больнице осталось всего около 200 сотрудников и сокращённое до пятидесяти количество коек. К концу мая больница была фактически закрыта, хотя там ещё оставалось небольшое число врачей и студентов. Согласно заключённому в июле того же года соглашению, гора Скопус перешла под ответственность ООН , а закрытую больницу должен был охранять отряд из 84 еврейских полицейских.
По окончании Арабо-израильской войны (1947—1949) было подписано перемирие с Иорданией 3 апреля 1949 года , по которому больница стала демилитаризованным израильским анклавом. Военное кладбище союзников Первой мировой войны стало нейтральным и осталось под английским управлением, а остальная часть горы Скопус стали иорданскими, как и весь Восточный Иерусалим .
Израильское правительство и спонсоры « Хадассы » основали её заново в израильском Западном Иерусалиме как « Хадасса Эйн-Керем » с тем же штатом, что и на горе Скопус.
Больница на горе Скопус возобновила работу только после Шестидневной войны .
К шестидесятой годовщине нападения муниципалитет Иерусалима назвал улицу в честь доктора , который вёл злополучный конвой .