Меценаты Польши
- 1 year ago
- 0
- 0
Эльжбета (Елизавета) Магдалена Огинская (в первом браке — Гелгуд , во втором — Пузына ; ум. 1767 , Лучай ) — общественный деятель Великого княжества Литовского , известная меценатка и покровительница наук.
Представительница известного княжеского рода Огинских , дочь гетмана великого литовского , князя Григория Антония Огинского (1654—1709) и Теофилии Чарторыйской (ум. после 1711).
Братья и сёстры:
Мужья:
Эльжбета Магдалена была весьма образованной женщиной и являлась попечительницей наук. В её Лучайском имении проводились астрономические наблюдения для определения географического положения.
В 1755 году Эльжбета Пузына подарила своё имение Лучай родному троюродному брату Тадеушу Огинскому . В том же году Эльжбета Огинская пожертвовала значительную сумму для создания астрономического кабинета при Виленской иезуитской академии . В последующем кабинет превратился в настоящую обсерваторию, деятельность которой графиня поддерживала материально.
С 1766 года она ежегодно перечисляла проценты в размере 6000 злотых со своих сбережений на нужды академии. Помимо того, она пожертвовала 3000 злотых наличными. Для этих целей она продала свои имения в Сандомирском воеводстве . Денежные средства были использованы для закупки астрономических приборов в Англии.
В 1766 году Эльжбета Пузына передала в Лучае дом для миссии иезуитов, действовавшей при Лучайском костёле. Также графиня передала иезуитской миссии 160 000 злотых и выделила два земельных участка для строительства нового дома и костёла святого Фаддея . Генерал Ордена иезуитов Лоренцо Риччи приказал всем своим монахам воспевать в специальных молитвах щедрость попечительницы.
Жизненный путь Эльжбеты Магдалены завершился в Лучайском имении. Похоронена в Вильне .
Образ графини был увековечен в поэме Адама Мицкевича « Пан Тадеуш », в которой один из героев пан Подкоморий рассказывал про богатую и щедрую патриотку Пузыну, на средства которой был приобретен телескоп и за счёт крестьянских податей поддерживался «храм науки» ( Виленская обсерватория ).
В Виленской обсерватории хранились два портрета Эльжбеты Пузыны — в молодом и пожилом возрасте (кисти виленского художника второй половины XVIII века Игнатия Эггенфельдера ). Над главным входом обсерватории располагался барельеф с её профилем и монограммой.
В отделе гравюр Музея древностей в Вильне находился ещё один портрет Э. Пузыны с латинской надписью, в которой ей высказывалась благодарность иезуитской академии.
В Лучайском костёле до середины 70-х годов ХХ столетия находились портреты Эльжбеты и Антония Пузыней. Предположительно, портреты были написаны на холсте в 1746—1752 годах.
На обоих портретах в левом верхнем углу изображён родовой герб: на фоне горностаевой мантии под княжеской короной итальянский (овальный) щит, горизонтально разделённый на две части. В верхней части щита на красном фоне изображён Георгий Победоносец, который убивает копьём змея. В нижней части на синем фоне — изображение герба « Огинец », родового символа Огинских и Пузын.
Портрет Эльжбеты Огинской (Пузыны) отлично сохранился. Рукой талантливого художника был запечатлён образ аристократки в роскошном убранстве. Мастеру удалось изобразить черты властного женского лица с сжатыми тонкими губами. Под гербом в три ряда было написано по-польскому: «Elżbieta z Xiążat Ogińskich Xiężna Puzynina Kasztelanowa Mścisławska» (Княжна Эльжбета Огинская княгиня Пузына каштелянка Мстиславская).
На втором портрете, который сохранился гораздо хуже, был изображён пожилой лысый мужчина в рыцарских доспехах. Портрет был подписан следующим образом: «Antoni z Kozielska Xiąże Puzyna Kasztelan Mścisławski» (Антоний из Козельска князь Пузына каштелян Мстиславский).
В 1992 году портреты были отреставрированы и переданы в Витебский музей современного искусства .