Interested Article - Гераскин, Виктор Васильевич
- 2021-09-10
- 2
Виктор Васильевич Гераскин ( 21 июля 1934 , Магнитогорск — 1 мая 1990 ) — советский актёр и сценарист.
Биография
Родился 21 июля 1934 года в Магнитогорске в семье инженера Василия Самуиловича Гераскина и писательницы Лии Борисовны Гераскиной (урождённой Квартирмейстер) [ источник не указан 129 дней ] .
До окончания 1934 года семья переехала в Солнечногорск , где проживала до 1938 года .
В 1938—1951 годах семья жила в Красноярске . Здесь Виктор прошёл обучение в семилетней общеобразовательной школе .
Последние два класса школы Виктор, помимо учёбы, занимался ещё корреспондентством (внештатным) для газеты «Красноярский комсомолец» .
В 1951 году семья перебралась на постоянное место жительство в Москву .
В 1951—1953 годах учился в музыкальном училище имени Гнесиных , на отделении вокала . Был исключён за непосещаемость .
В 1953 году снялся в фильме Татьяны Лукашевич « Аттестат зрелости » по сценарию его матери — Лии Гераскиной .
Был приглашён в труппу Центрального театра Советской армии . Снялся ещё в нескольких художественных фильмах . Последняя роль была в фильме Сергея Юткевича « Сюжет для небольшого рассказа ». Из окончательного варианта ленты эпизоды с участием Гераскина были вырезаны .
В начале 1960-х годов переключился на писательское творчество .
В середине 1960-х годов получил заказ Малого театра на пьесу об Антуане де Сент-Экзюпери . Несмотря на законченность пьесы, её постановка не состоялась. Причиной тому послужили гастроли на сцене Малого театра Ленинградского театра драмы имени Пушкина со спектаклем «Жизнь Сент-Экзюпери» по пьесе Леонида Малюгина .
Судьба последующих написанных им пьес также была неудачной. Так, предложенная театру « Современник » стихотворная пьеса о Гомере тоже не была поставлена. Написанная Виктором пьеса о Ленине была поставлена в одном из театров Еревана , но быстро ушла из репертуара .
Неудачи подкосили Виктора и, хотя он упорно продолжал заниматься творчеством (писал репризы для артистов цирка, печатался в газете « Неделя » и т. п.), он начал много и часто выпивать. Постоянной работы не было (только один год проработал, занимаясь гастрольным распределением артистов, в одном из концертных объединений), перебивался случайными заработками, вёл бурную личную жизнь .
В начале 1980-х годов Виктор бросил пить .
Написал два сценария (один из них — совместно с Роланом Быковым ), по которым были сняты художественные фильмы .
Занимался предпринимательской (издательской) деятельностью, чем хорошо зарабатывал .
Умер 1 мая 1990 года от сердечной недостаточности. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве .
Семья и личная жизнь
Был женат шесть раз.
- Татьяна Симачёва — первая жена — однокурсница по училищу имени Гнесиных.
-
Татьяна Покрасс — вторая жена — дочь композитора
Дмитрия Покрасса
.
- Лолита Покрасс (род. 1957) — дочь от второго брака.
- Полина Борисовна — третья жена — цирковой костюмер.
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1954 | ф | « Аттестат зрелости » | Герка Гражданкин |
1955 | ф | « Сын » | Вася Козлов |
1956 | ф | « Мы здесь живём » | Ломакин |
1956 | ф | « Карнавальная ночь » | эпизод |
1957 | ф | « На переломе » | Капельдудкин |
1957 | ф | « » | Юхнин |
1958 | ф | « Идиот » | барон фон Шибрек |
1959 | ф | « Заре навстречу » | кадет |
1962 | ф | « Бей, барабан! » | красноармеец |
1962 | ф | « Ход конём » | Жан |
1963 | ф | « Два воскресенья » | Герман |
1963 | ф | « Сотрудник ЧК » | бандит |
1963 | ф | « Утренние поезда » | парикмахер |
1964 | ф | « Зелёный огонёк » | автоинспектор |
1965 | ф | « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » (новелла «Напарник») | арестованный в бабочке |
Год | Название | Примечание | |
---|---|---|---|
1977 | ф | « Ненависть » | Автор текста песни |
1980 | тф | « » | Автор сценария |
1982 | ф | « Свадебный подарок » | Автор сценария (совместно с Роланом Быковым) |
Отзывы
По мнению Р. Зусевой, актёр Гераскин в фильме «Аттестат зрелости» очень убедительно сыграл роль внушающего естественную неприязнь законченного бездельника и стиляги Гражданкина, живущего на экране собственной жизнью в соответствии с правдивой, хотя и не приглядной, логикой своего характера. В исполнении Гераскина, Гражданкин, являясь настоящим большим злом, оторванным от коллектива развязным пошляком, думающим лишь о выпивке и танцах, тем не менее, вызывает больше смех, нежели возмущение. При этом терпимость коллектива к Гражданкину остаётся непонятной . Гражданкин в исполнении Гераскина вызвал и массу зрительских откликов. Так, в №2 журнала «Искусство кино» за 1955 год были опубликованы выдержки из писем читателей, в которых те возмущались тем, что в фильме не показана борьба комсомольцев за перевоспитание Гражданкина, которого зрители сочли наиболее опасным для общества персонажем .
По воспоминаниям (в девичестве Гераскиной), её младший брат Виктор был её самым близким, верным, надёжным и истинным другом . К пятнадцати годам очень вытянулся (197 сантиметров), был изящным и гибким. Походил на маму пухлым ртом и прямым носом на удлинённом лице, а также лёгким, солнечным характером. Отличался от мамы тем, что был патологическим лгуном (скорее, фантазёром) и лентяем. Любил животных . Был очень музыкален, великолепно чувствовал ритм, танцевал, пел. Обладал великолепным лирико-драматическим тенором . Какое-то время участвовал в концертных гастролях, где пел куплеты с женой-певицей .
В своём удачном кинодебюте (роли Герки в фильме «Аттестат зрелости») Виктор Гераскин запомнился характерными комедийными интонациями, непосредственностью и, конечно же, яркой индивидуальностью. Эта лента принесла известность многим снявшимся в ней молодым артистам, не исключая Виктора. В последующих ролях, пусть небольших, но характерных, Виктор всегда был заметен, в том числе, благодаря своим своеобразным внешним данным .
Виктор любил декламировать стихи, рассказывать о драматургии, о литературе, находиться в центре всеобщего внимания, чем привлекал к себе людей, легко сходился с ними, у него было много друзей. Но многие набивались к нему в друзья лишь с тем, чтобы извлечь пользу из знакомства с этим эрудированным открытым человеком .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 123.
- ↑ Ольга Одарич. . Российская газета (19 августа 2015). Дата обращения: 10 июня 2022. 10 июня 2022 года.
- Анна Скрипка. . Российская газета (8 декабря 2015). Дата обращения: 10 июня 2022.
- 1672. Ненависть // Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1976—1977). — М. : Нива России, 1997. — С. 241—242. — 344 с. — 7000 экз. — ISBN 5-88289-010-1 .
- , с. 39.
- , с. 109.
- , с. 53.
- , с. 119.
- , с. 124.
Литература
- Зусева Р. Оправдание или осуждение героя? («Аттестат зрелости») // Искусство кино . — 1954. — № 9. — С. 33—39.
- Не отражаясь в зеркалах. — М. : Книжный клуб 36.6, 2005. — 281 с. — 2000 экз. — ISBN 5986970063 .
- Слово зрителя (обзор читательских писем) // Искусство кино . — 1955. — № 2. — С. 106—112.
Ссылки
- . Всегда со мною… Авторский проект Алексея Тремасова . Дата обращения: 10 июня 2022. 23 февраля 2020 года.
- 2021-09-10
- 2