Станислав Габриель Козловский родился в 1860 году в
Варшаве
в семье Франтишека Козловского, владельца вагонного завода
. В 1880 году закончил варшавское реальное училище
. Позже учился в
Рижском техническом университете
на химическом факультете, который так и не закончил
. Вернулся в Варшаву, где несколько лет работал клерком в страховой компании «Przezorność» («Предусмотрительность»), а также преподавал математику в школе
.
В 1886 году победил на литературном конкурсе имени
Войцеха Богуславского
, организованного популярной газетой «
Gazeta Polska
», представив трагедию в стихах «Альберт, мэр Кракова»
, посвящённую
восстанию в Кракове в 1311-1312 годах
. Несмотря на победу в конкурсе, пьеса получила отрицательные отзывы ряда критиков. В частности, о ней резко негативно отозвался
Болеслав Прус
, посвятив ей отдельную статью
. Сама пьеса была опубликована в 1887 году, но в театре из-за цензуры поставлена не была (премьера состоялась лишь в 1902 году в
Кракове
и закончилась провалом)
. Последующие пьесы «Эстерка» («Esterka», 1886) и «Турнир» («Turniej», 1897) были благосклонно приняты публикой и критиками и получили известность
. Они были поставлены в театре и 1897 году прошли их премьеры в Кракове и Варшаве
. Всего Козловский написал около 30 пьес
. Кроме того он занимался литературной критикой
.
В конце жизни у Козловского стали проявляться симптомы психического заболевания
. 2 января 1922 года он покончил с собой в
Наленчуве
. Похоронен на
Повонзковском кладбище
в
Варшаве
(участок 25-3-10 / 11)
.
Семья
Был женат на Софие Козловской в девичестве Богуславской (1879—1951) (отец Софии —
Владислав Богуславский
— литературный критик, музыкальный и театральный режиссёр; дед —
Станислав Богуславский
— журналист, актёр и комедиограф; прадед —
Войцех Богуславский
— актёр, оперный певец, режиссёр, писатель, драматург, переводчик)
. В браке родилась дочь — польская актриса
(1903—1986), которая позже вышла замуж за польского художника
(1884—1962)
.
Критика
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
(1905) так характеризовал драмы Козловского
:
«Содержание их взято большею частью из польской истории или из современной жизни литературно-научных кружков Варшавы; по идеям они мало оригинальны, но отличаются сценическими эффектами, юмором, красивыми стихами. Недостаток их — отсутствие истинного вдохновения, однообразие психологических конфликтов»
.
«Большая энциклопедия» под редакцией С. Н. Южакова
(1903) так описывала пьесы Козловского
: «Известность ему доставила трагедия „Albert, wójt krakowski“ […]. Вторая же трагедия — „Esterka“ (1896) […] вышла гораздо слабее. Новейшая драма Козловского „Turniej“ (1897) имела шумный успех».
Галерея
С.Г. Козловский, 1899
С.Г. Козловский, 1901
С.Г. Козловский, 1907
С.Г. Козловский, 1920-е
Могила С.Г. Козловского (в центре внизу)
Произведения
Пьесы
«Альберт, мэр Кракова» («
», 1886) — трагедия в стихах; получила первое место на конкурсе имени
Войцеха Богуславского
;
«Эстерка» («Esterka», 1886) — трагедия, история легендарной
Эстерки
— еврейской девушки, ставшей любовницей
Казимира Великого
.
«Турнир» («Turniej», 1897) — драма времён итальянского
Ренессанса
.
«Табориты» («Taboryci», 1898) — трагедия на фоне
гуситских войн
, посвящённая религиозному движению
таборитов
.
«Диана» («Dyana», 1901) — историческая комедия.
«Символист» («Symbolista», 1901).
«Ks. Józef pod Blachą» — историческая комедия.
«Светило» («Luminarz») — социальная сатира.
«Редут» («Reduta», 1903) — историческая комедия.
«На корабле» («Pod okrętem», 1904) — комедия нравов, действие которой происходит в буржуазной
Варшаве
.
«Командир» («Komandor», 1905)
«Символист» («Symbolista»)
«Факел» («
», 1907) — модернистская драма;
«Графиня Козель» («Hrabina Cosel», 1908) — историческая драма об
Анне Козель
.
// Chmielowski P. «Nasza literatura dramatyczna: szkice nakreślone». Том II. — Pereburg, 1898.
Станислав Козловский // В кн.: Яцимирский А. И. Новейшая польская литература. — СПб, 1908, т. 1, с. 337.
Shmeruk C. The Esterke story in Yiddish and Polish literature: a case study in the mutual relations of two cultural traditions — Zalman Shazar Center for the Furtherance of the Study of Jewish History, 1985. P. 30.