Interested Article - Ноэзис

Ноэзис ( ноэсис ) ( греч. νόησις — «мышление»; прил. «ноэтический») — в феноменологии Э. Гуссерля понятие, означающее реальное содержание переживания сознания , то есть собственно само переживание, взятое как таковое — вне сопряженности с трансцендентной ему реальностью. Ноэзис противопоставляется ноэме , являющейся его интенциональным коррелятом .

Ноэзис выявляется в составе переживания с помощью феноменологической редукции .

В основе ноэзиса лежат гилетические компоненты сознания, также относящиеся к реальному составу переживаний.

Понятие ноэзиса

Рассматривая само переживание (то есть переживание в его реальном составе), мы как бы отвлекаемся от его смысла — от того, что оно указывает на некий интенциональный предмет (реальный или идеальный — на существующую в пространстве вещь или на идеальную сущность ), и берём его лишь как лишённую глубины, ни к чему не отсылающую картинку, плывущую в сознании. Ноэзис — это то, что осталось бы, если бы не было бытия , но было только сознание : за переживаниями сознания ничто не стояло бы — ни реальные вещи, существующие в пространстве, ни идеальные сущности. Осталось бы только некое подобие сна, в котором образы не означают ничего сверх того, что они есть.

Поскольку ноэзис выявляется в установке феноменологической редукции , ноэзы берутся как сущности, а не как конкретные факты сознания, и притом как обретающиеся в чистом сознании, а не в сознании эмпирического субъекта . Таким образом, ноэзис — это «полная конкретная сущность [интенционального] переживания» , «реальные компоненты феноменологически чистого переживания» .

Ноэзис и гилетический слой сознания

Ноэзис надстраивается над гилетическим слоем сознания — ощущениями (боль, прикосновение, щекотание, цвет и т. п.) — которые сами по себе не являются интенциональными переживаниями, но представляют лишь материал для них, чувственную материю для интенциональной формы . Это физические феномены по Брентано (в отличие от психических — интенциональных). Предположим, что мы смотрим на красный шар. В гилетическом слое сознания его красный цвет воспринимается в нюансировании , то есть в меняющихся оттенках, вызванных нашим перемещением относительно шара, перепадами освещённости и т. п.; в ноэзисе гилетический слой сознания «одушевляется», наделяется смыслом; наконец, в ноэме , точно так же как и в естественной установке (до проведения феноменологической редукции), цвет уже воспринимается как единый, определённый красный цвет, принадлежащий не сознанию, но трансцендентному предмету (хотя и данному в сознании). Этот «фиксированный цвет вещи и принадлежные к нему нюансируемые цвета соотносятся как „единство“ и непрерывное „многообразие“» . «Одушевление» гилетического слоя происходит благодаря воздействию на ноэзис со стороны ноэмы: «…Гилетические данности ( Stoffe ) „вставляются“ в ноэзис только благодаря „ Anffassungen “, пониманию, приданию смысла, проистекающему от предметного смысла , то есть ядра ноэмы» .

Примечания

  1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 . М.: ДИК, 1999. С. 210.
  2. Гуссерль Э. Идеи I . § 94.
  3. Гуссерль Э. Идеи I . § 97.
  4. Гуссерль Э. Логические исследования . Т. 2. V, § 15; Гуссерль Э. Идеи I . § 36, 85, 97-98, с. 188.
  5. Мотрошилова Н. В. 21 февраля 2009 года. . М., 2003.

См. также

Литература

  • Гуссерль Э. от 6 октября 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3893 дня]) М.: ДИК, 1999.

Ссылки

  • от 27 января 2010 на Wayback Machine (статья из «Феноменологического словаря» И. С. Шкуратова)
  • от 15 февраля 2009 на Wayback Machine (статья из энциклопедии «История философии» под ред. А. А. Грицанова (Мн., 2002))
Источник —

Same as Ноэзис