Соляриметр
- 1 year ago
- 0
- 0
Шеллингианство — Философия Шеллинга , развивавшаяся в русле немецкого идеализма с уклоном в натурфилософию.
Вся природа для Шеллинга есть дремлющая "интеллигенция" ( нем. intelligentia , термин заимствованный у Фихте ), приходящая к полному пробуждению в человеческом духе. Человек есть высшая цель природы. Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство . С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно разветвляющийся организм . Между неорганической и органической природой нет резких границ. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. В основе как той, так и другой лежит единый жизненный процесс. Источником этого процесса является мировая душа ( нем. Weltseele ), оживляющая всю природу.
Простейшим проявлением природы является материя . Шеллинг категорически отрицает атомистическую или корпускулярную теорию. В основу динамического процесса он полагает две самые общие и первоначальные "силы": притяжение и . Границы материальных предметов суть не что иное, как границы действия сил притяжения и отталкивания. В гальванизме Шеллинг видел центральный процесс природы, представляющий переходный феномен от неорганической к органической природе. Основной темой натурфилософии Шеллинга было развитие природы, как внешнего объекта, от низших ступеней до пробуждения в ней интеллигенции. Тем самым Шеллинг развивает "динамическое воззрение на природу"
Органом трансцендентального исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию , то есть способность к внутреннему усмотрению своих собственных актов. В интеллектуальной интуиции интеллигенция непосредственно усматривает свою собственную сущность. Трансцендентальный идеализм приводит Шеллинга к пониманию исторического процесса, как осуществления свободы. Однако поскольку здесь имеется в виду свобода всех, а не отдельных индивидуумов, это осуществление имеет своим ограничением правовой порядок. Создание такого правового порядка совмещает в себе свободу и необходимость . Необходимость присуща бессознательным факторам исторического процесса, свобода — сознательным. Оба процесса ведут к одной и той же цели. Совпадение необходимого и свободного в осуществлении мировой цели указывает на то, что в основе мира лежит некоторое абсолютное тождество , которое и есть Бог .
Вопрос о возникновении конечного из недр бесконечного относится уже к философии религии . Чувственный мир конечных вещей происходит вследствие отпадения его от Божества. Это отпадение не представляет постепенного перехода, как в эманации, но резкий скачок. Так как только абсолютное обладает истинным бытием, то отделившийся от него материальный мир не есть истинно сущий. Самое отпадение имеет своё обоснование в природе абсолютного, которое представляет единство двойственности. Абсолютное имеет в себе самом своё абсолютное (Gegenbild); в нём происходит вечное самоудвоение. Эта вторичная природа абсолютного, обладающая свободой, и есть источник отпадения. Отпадение является безвременным мировым актом; оно же составляет принцип греха и . Отпадение есть причина конечного мира, целью которого является возвращение к Богу. Единство мира и Бога должно быть восстановлено. К этому единству ведет и в нём завершается откровение Бога. Вся история, взятая в целом, есть это развивающееся откровение .
Из всех конечных существ один лишь человек находится в непосредственном взаимодействии с Богом. Взаимодействие это выражается в религии . Шеллинг отличает в религии подготовительную стадию, или мифологию язычества , и религию откровения, то есть христианство. Мифология есть природная религия, в которой религиозная истина раскрывается в естественном процессе развития, подобно тому как в естественном развитии природы постепенно обнаруживается её идейный смысл. Положительная философия Шеллинга представляет в сущности не что иное, как философию религии.
Шеллингианство нашло своих последователей и в России. Первыми русскими шеллингианцами были Велланский , Павлов и Галич . В 1823 году в Москве на квартире Одоевского два года (до восстания декабристов) собирался философский кружок " Общество любомудров " ( Веневитинов , Киреевский , Погодин , Шевырёв , Кошелёв ), где изучалась философия Шеллинга. В 20-е годы выходят три философских шеллингианских журнала: " Атеней ", " Мнемозина " и " Московский вестник ". Также шеллингианство обсуждалось в кружке Станкевича (в 1831 - 1835 гг.). Бесспорно влияние Шеллинга на Чаадаева . К 1840 году русское шеллингианство как отдельное явление исчезло, повлияв на основные направления русской философии ( русское гегельянство , славянофильство ). Испытал влияние шеллингианства и М.Ю. Лермонтов