Родился в семье художника Виктора Хаусмана и его супруги Ирен. В возрасте 14 лет мальчик вместе с семьёй переезжает в Берлин. В этом же возрасте берёт первые уроки рисунка у своего отца. Ранние работы Р. Хаусмана публикуются в таких печатных изданиях, как журналы
Der Sturm
и
Die Aktion
. Художник в этот период находится под влиянием таких течений, как
футуризм
и
экспрессионизм
. С 1917 года художник живёт и работает совместно с
Ханной Хёх
(расстались в январе 1921 года). В 1918-1922 годы Рауль Хаусман примыкает к дадаистскому движению в Берлине и становится его одним из известнейших представителей. В 1919 году он открывает журнал
Der Dada
; до 1920 года из печати вышли три номера этого художественного журнала. В том же, 1920 году Хаусман, вместе с художниками-карикатуристами
Георгом Грошем
и
Джоном Хартфилдом
, становится соучредителем Первой международной дада-выставки в Берлине и, вместе с Ханной Хёх и
Куртом Швиттерсом
, совершает поездку в Прагу. Поездка носила название «Мерц-анти-дада-презентизм-турне» (
Merz-Antidada-PRÉsentismus-Tournee
) и являлась реакцией на политические разногласия и разброд внутри дадаистского движения в Берлине. После того, как Хаусман расстался с Ханной Хёх он, с 1922 года более не занимается живописью и далее работает с фотографией и поэзией.
Начиная с 1931 года Рауль Хаусман систематически пишет статьи для издаваемого Францем Юнгом и Харро Шульце-Бойзеном журнала
Противник (Der Gegner)
. В 1933 году, с приходом в Германии к власти национал-социалистов, художник вынужден эмигрировать. Произведения Хаусмана нацистами были причислены к так называемому «
Дегенеративному искусству
». Он живёт и работает попеременно на Ибице, в Цюрихе, в Праге, и позднее - в Париже. Во время немецкой оккупации Парижа Хаусман бежит в южную Францию, которая не была занята немецкими войсками. С 1944 года и до своей кончины в 1971 году художник проживает во французском Лиможе. Скончался в возрасте 84 лет от гепатита. Творческое наследие и коллекции Рауля Хаусмана хранятся в Музее современного искусства, в замке Рошешуар (
Musée Départemental d'Art Contemporain Rochechouart
).
Область творческих интересов Рауля Хаусмана вмещала самые разнообразные виды искусства — живопись, пластику, графику, коллаж, теоретические письменные работы (например, «Манифест дадаизма»). Он является — наряду со своей подругой Ханной Хёх — одним из основоположников фото-коллажа. К этой области искусства Хаусман обращается во время Первой мировой войны, когда он отошёл от увлечения экспрессионизмом. Вместе со своим другом, художником Куртом Швиттерсом, экспериментирует с голосовой записью стихотворений и с типографическими работами. В 1926 году, во время пребывания на острове Ибица, Хаусман начинает писать роман
Гиле (Hyle)
. После окончания Второй мировой войны мастер занят как живописец, фотограф и писатель. Участник многочисленных художественных форумов как представитель и интерпретатор дадаизма, в том числе и выставок современного искусства
documenta
в Касселе.
Karl Riha, Günter Kämpf (изд.):
Raoul Hausmann: Am Anfang war Dada. (Рауль Хаусман: Вначале была Дада)
Anabas, Gießen 1992,
ISBN 3-87038-166-3
.
Michael Erlhoff (изд.):
Texte bis 1933, Band 1. Bilanz der Feierlichkeit. (Тексты до 1933 года, том 1, Баланс празднований), Edition Text und Kritik
, München 1982,
ISBN 978-3-88377-092-5
.
Michael Erlhoff (изд.):
Texte bis 1933, Band 2. Sieg Triumph Taback mit Bohnen. (Тексты до 1933 года, том 2, Победа, триумф, табак с бобами)
Edition Text und Kritik, München 1982,
ISBN 978-3-88377-113-7
.
Karl Riha (изд.):
Tatü Dada – Dada und nochmals Dada bis heute (Aufsätze und Dokumente) (Тату Дада - дада и ещё раз дада по сегодня, записки и документы) .
Wolke, Hofheim 1987,
ISBN 978-3-923997-19-0
.
Geist im Handumdrehen – Dadasophische Poesie. (Дух в повороте ладони - дадасофическая поэзия)
Edition Nautilus, Hamburg 1989,
ISBN 978-3-89401-163-5
.
Eva Züchner (изд.):
Scharfrichter der bürgerlichen Seele: Raoul Hausmann in Berlin 1900–1933. Unveröffentlichte Briefe, Texte, Dokumente aus den Künstler-Archiven der Berlinischen Galerie. (Палач бюргерской души: Рауль Хаусман в Берлине 1900-1933. Неопубликованные письма, тексты, документы из архива художника в Берлинской галереи)
Hatje, Ostfildern 1998,
ISBN 3-7757-0549-X
.
Hans Arp, Raoul Hausmann, Kurt Schwitters: Dada Antidada Merz. (Ганс Арп, Рауль Хаусман, Курт Швиттерс: Дада Антидада Мерц)
Audio-CD. Hörsturz Booksound,
ISBN 978-3-934847-16-3
.
Arndt Niebisch (изд.):
Dada-Wissenschaft. Wissenschaftliche und technische Schriften. (Наука Дада. Научные и технические записки)
FUNDUS Band 19. Philo Fine Arts, Hamburg 2012,
ISBN 978-3-86572-657-5
.
Raoul Hausmann:
Photographisches Sehen. Schriften zur Photographie 1921-1968 (фотографическое видение. Записки по фотографии 1921-1968)
Wilhelm Fink, Paderborn 2016,
ISBN 978-3-7705-5979-4
.
Хаусман Р. По мнению Дадасофа: Статьи об искусстве. 1918–1970 / Сост., хроника и коммент. К. Дудакова-Кашуро. М.: Гилея, 2016,
ISBN 978-5-87987-117-3
.
Хаусман Р. Hyle. Иллюзорное бытие в Испании / Пер. с нем. Т. Набатниковой, предисл. Р. Гейро. М.: Гилея, 2023.
Литература
Hildegrund Amanshauser, Monika Faber (изд.):
Gegen den kalten Blick der Welt. Raoul Hausmann – Fotografien 1927–1933.
Ausstellungskatalog. Schriftenreihe des Österreichischen Fotoarchivs 3 u. 4, Wien 1986, (ohne ISBN).
Riccardo Bavaj:
Gegen den Bürger, für das (Er-)Leben. Raoul Hausmann und der Berliner Dadaismus gegen die „Weimarische Lebensauffassung“.
в:
German Studies Review.
31 (2008), S. 513–536.
Kurt Bartsch, Adelheid Koch:
Dossier 10: Raoul Hausmann.
Droschl, Graz/Wien 1996,
ISBN 3-85420-433-7
.
Kurt Bartsch, Ralf Burmeister, Adelheid Koch-Didier, Stefan Schwar:
Raoul Hausmann (1886–1971). Werkverzeichnis – Biografie – Bibliografie.
Frommann-Holzboog, Stuttgart-Bad Cannstatt 2012,
ISBN 978-3-7728-2239-1
.
Hanne Bergius:
Das Lachen Dadas. Die Berliner Dadaisten und ihre Aktionen.
Anabas-Verlag, Gießen 1989,
ISBN 978-3-8703-8141-7
.
Hanne Bergius:
Montage und Metamechanik. Dada Berlin – Ästhetik von Polaritäten
(mit Rekonstruktion der Ersten Internationalen Dada-Messe und Dada-Chronologie), Gebr. Mann Verlag, Berlin 2000,
ISBN 978-3-7861-1525-0
.
Hanne Bergius:
Dada Triumphs! Dada Berlin, 1917-1923
. Artistry of Polarities. Montages – Metamechanics – Manifestations. Übersetzt v. Brigitte Pichon. Vol. V. of the ten editions of Crisis and the Arts. The History of Dada, hrsg. v. Stephen Foster, New Haven, Conn. u. a., Thomson/ Gale 2003,
ISBN 978-0-816173-55-6
.
Cornelia Frenkel:
Raoul Hausmann: Künstler, Forscher, Philosoph
. Röhrig 1996, St. Ingbert,
ISBN 3-86110-095-9
.
Michael Erlhoff:
Raoul Hausmann, Dadasoph: Versuch einer Politisierung der Ästhetik
. Verlag Zweitschrift, Hannover 1982,
ISBN 3-923573-00-6
.
Andreas Haus:
Raoul Hausmann: Kamerafotografien 1927–1957.
Schirmer/Mosel, München 1979,
ISBN 3-921375-40-1
.