Бернгард, Август Рудольфович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бернгард Хётгер ( нем. Bernhard Hoetger , род. 4 мая 1874 г. Дортмунд — ум. 18 июля 1949 г. Интерлакен ) — немецкий скульптор, архитектор и художник- экспрессионист , профессор.
Бернгард Хётгер родился в семье кузнеца. В 1888—1892 годах учится на каменотёса в Детмольде , затем некоторое время переезжает с места на место. В 1895—1897 годы он — технический руководитель мастерской по церковному искусству в городе Реда . Затем будущий скульптор учился в Академии искусств Дюссельдорфа у известного архитектора К. Янссена . В период с 1900 по 1907 живёт в Париже , где попадает под творческое влияние искусства О.Родена и А.Майоля , приведшее его к экспрессионизму. Позднее Б.Хётгер также изучал творчество А.Гауди . В мастерской Родена Б. Хётгер знакомится с художницей П.Модерсон-Беккер , рассказавшей ему о колонии художников в Ворпсведе . В 1905 году скульптор женится на пианистке Хелен Хакен.
В 1909 году Б. Хётгер приезжает в Дармштадт, где получает место профессора и присоединяется к Дармштадтской колонии художников . Здесь он подготавливает III выставку работ художников колонии, состоявшуюся в 1914 году. От этого периода творчества Б. Хётгера в так называемой «Платановой роще» сохранились серия его работ Световые и теневые стороны — в статуях, выражающих хорошие и дурные стороны характера человека, группирующиеся по обе стороны от центральной фигуры Будды, а также монументальные цветные барельефы Сон, Воскресение, Весна и Лето , «Львиные ворота», построенные из статуй 6 львов, и др.
В 1913 году скульптор селится в деревне Фишерхуде близ Ворпсведе, где у него были художественные мастерские. В 1914, под влиянием П.Модерсон-Беккер, он перебирается в Ворпсведе, и в 1915 году покупает там дом, где размещает своё ателье. После того, как это здание было уничтожено пожаром, Б.Хётгер в 1921—1922 годах строит в Ворпсведе свой второй дом. В том же 1922 скульптор возводит в Ворпсведе мемориал памяти Павшим в Первой мировой войне .
В 1920-е годы Б.Хётгер знакомится с бременским миллионером Людвигом Розелиусом, согласившимся профинансировать осуществление идей скульптора по благоустройству улицы Бёттхерштрассе (Böttcherstraße) в Бремене . При этом Б. Хётгер выступил не только как талантливый скульптор, но и выдающийся архитектор-самоучка, создав на небольшом переулке, соединявшем рынок и реку Везер в 1930—1931 шедевр экспрессионистской архитектуры — здание Дома Атлантис .
После прихода к власти в Германии национал-социалистов , которым Хётгер, как и Розелиус, симпатизировал, скульптор вступает в НСДАП . Старался примирить её нордические идеи народности с экспрессионизмом, однако не преуспел в этом. После выступления А.Гитлера на партийном съезде в Нюрнберге в 1936 году работы Б. Хётгера были объявлены произведениями дегенеративного искусства , а сам он исключён из партии. С 1934 по 1943 год мастер жил в Берлине , затем бежал через Верхнюю Баварию в Швейцарию, где по окончании войны и умер.