Interested Article - Фёлькер, Карл

Карл Фёлькер ( нем. Karl Adolf Völker ) ( 17 октября 1889 года - † 28 декабря 1962 года ) — немецкий художник , скульптор и архитектор . В молодости стал церковным живописцем, затем всю жизнь периодически занимался росписью церквей. После Ноябрьской революции вошёл в число художников немецкого авангарда . Яркий представитель немецкого экспрессионизма , конструктивизма и новой вещественности . Автор цветовых решений ратуши Магдебурга (1922, по заказу Бруно Таута ) и самого первого поселения Нового строительства Итальянский Сад (1924-1925) архитектора Отто Хеслера , с которым в дальнейшем постоянно сотрудничал и благодаря которому сам овладел ремеслом архитектора .

Начало жизни и первые годы творчества

1889 г. - родился 17 октября в Гибихенштайне неподалеку от Галле в семье церковного художника. 1904-1910 гг. - обучение живописи в мастерской у своего отца и в ремесленной школе Галле . 1910-1913 гг. - работа в Лейпциге и учёба в Школе прикладного искусства в Дрездене в мастерской живописи профессора Рихарда Гура. В это же время там проходили обучение Отто Дикс и Вильгельм Лахнит . В 1914 г. получил свой первый муниципальный заказ на роспись купола в часовне Гертрауденфридхоф в Галле .

Ноябрьская революция

Ноябрьскую революцию 1918 г. встретил с большим энтузиазмом: в январе 1919 г., сразу после создания в Берлине Ноябрьской группы им, вместе с художниками Галле , была организована Художественная группа Галле (Hallische Künstlergruppe), « пять художников, которые верили в новую эру и новую Германию ». Вся Художественная группа Галле вступила в Ноябрьскую группу , куда также вошли Иоганнес Иттен , Василий Кандинский , Эль Лисицкий , Эрих Мендельсон , Ласло Мохой-Надь и Людвиг Мис ван дер Роэ . В этот период его творчество можно причислить к лучшим образцам экспрессионизма (Перелом ( нем. ); Пьета ( нем. ); Цикл рисунков «Судьба» ( нем. Zyklus Schicksale, 1919 )). В 1921 году Фёлькер своими фресками расписывает редакционный зал коммунистической газеты «Классовая борьба» ( нем. Klassenkampf ), а в 1922 году заканчивает экспрессионистскую роспись деревенской церкви в Шмирме (сегодня относится к городу Мюхельн ) - этот заказ он получил благодаря Хранителю истории и искусств провинции ( нем. Provinzialkonservator ) Максу Оле, который убедил пастора « не ограничивать художника слишком точными правилами, с которыми он не сможет справиться художественно ». Живопись и графика Карла Фёлькера, вместе с картинами других революционных немецких художников, были показаны на 1-й Всеобщей Германской художественной выставке в России 1924 года . Благодаря инициативе Художественной группы Галле и других художественных объединений города, ещё в 1920 году было начато цветовое оформление центральной городской площади Рынок ( нем. Markt ), которое Фёлькер проводил вместе с городским советником Вильгельмом Йостом. Уровень его исполнения побудил Макса Оле в 1921 году рекомендовать Карла Фёлькера Бруно Тауту , когда тот стал городским советником и задумал раскрасить город, как исполнителя этой работы в Магдебурге .

Ратуша в Магдебурге и Итальянский сад

Ратуша (черно-белое фото 1927 г.)

В 1922 году Фёлькер выполнил цветовую роспись ратуши Магдебурга . Использовалось три цвета: тёмно-красный (основной), белый (вокруг окон) и золотистый (статуи и фронтон ). Когда летом 1922 года в Магдебург на Центрально-германскую выставку по поселениям, социальному обеспечению и труду (MIAMA), приехал архитектор Отто Хеслер из Целле , он встретился с тогдашним городским строительным советником ( нем. Stadtbaurat ) Магдебурга Бруно Таутом , который рассказал о планах цветового преобразования города и о своём понимании роли цвета в архитектуре. Таут ещё до Первой мировой войны построил многоцветный город-сад Фалькенберг, но его здания имели примерно такое же отношение к новой архитектуре, как и все предыдущие постройки Хеслера . Таут ещё в 1919 году опубликовал «Призыв к цветному строительству» и всюду его пропагандировал. Хеслер сперва отнёсся к идеям Таута скептически, но, когда тот показал ему примеры цветового оформления, обнаружил в них то, что произвело на него исключительное впечатление.

Вот как сам Отто Хеслер вспоминал об этом впоследствии: «Я посетил Бруно Таута и принял над собой его попечительство. Меня мало заинтересовало разрушение цвета, но в цветовом решении магдебургской ратуши я увидел необычайное достижение. Мне стало ясно, что его создатель, будь он художником или архитектором, должен определенно обладать прекрасным чувством сущности архитектуры в целом, а также её деталей, чтобы достичь такого общего эффекта. От Таута я узнал, что художник Карл Фёлькер из Галле спроектировал ратушу в соответствии со своими собственными замыслами. Несколько недель спустя я пригласил Фёлькера в Целле и дал ему заказ на цветовое решение поселения « Итальянский сад » .

Поселение Итальянский Сад (1923-1925)

Так они познакомились в 1922 году . Тогда ещё не существовало заказчика поселения, кооператива «Народная помощь» (он будет зарегистрирован в 1923 году ) и потому поселение «Итальянский сад» могло быть у Отто Хеслера только в его замыслах. Живопись Карла Фёлькнера, появившаяся после их знакомства, не утратив своей выразительности, постепенно приобрела строгий и геометрический характер, став несомненным явлением немецкого конструктивизма . Это картины «Хорст» (1922); Бетон (Завод на линии железной дороги) ( нем. ), «Рабочий обеденный перерыв» (Arbeitermittagspause, 1924); «Индустриальная картина» ( нем. ); «Вокзал» ( нем. ); «Индустриальная картина» (Industriebild, 1925). Картины позволяют предположить, что Карл Фёлькер не только разрабатывал цветовое решение поселения, но и активно участвовал в обсуждениях при формировании его тогда предельно современного архитектурного образа. Каждый дом состоял из трёх кубических объёмов - одного, более высокого, центрального (2,5 этажа, с чердаком) и двух одинаковых боковых (2 этажа без чердака). При этом фасад центрального объёма имел отступ от фасадов боковых объёмов и это выглядело, как будто он был в них вставлен, а сверху выступал из них. Все 4-х квартирные дома были с квартирами двух размеров: 4-х комнатные квартиры, 85 кв. м. и 5-ти комнатные квартиры, 120 кв. м., соответственно, различался и размер самих домов. Карл Фёлькер опять выбрал три основных цвета: светло-серый (основной цвет всех центральных объёмов, а также проёмы вокруг окон и оконные рамы, а также балконы во всех боковых объёмах), красный (основной цвет боковых объёмов домов меньшего размера, оконные и дверные рамы во всех центральных объёмах) и синий (основной цвет боковых объёмов домов большего размера). Вспомогательный цвет - золотистый, им были окрашены поверхности вокруг входных дверей. После завершения строительства в 1925 г. успех поселения был безоговорочным. Отто Хеслер получил приглашение и вступил в самое авторитетное объединение архитекторов Немецкий Веркбунд , а в 1926 г., когда Хуго Херинг и Людвиг Мис ван дер Роэ организовали «Кольцо» (Der Ring), также получил приглашение и вступил в это объединение, и к нему, как член « Ноябрьской группы », присоединился Карл Фёлькер. Также в 1926 г., во время проходившего в Ганновере «Второго немецкого Дня цвета» (Zweite Deutsche Farbentag) была организована экскурсия в Целле для посещения поселения Итальянский Сад .

Работа с Хеслером и Новая вещественность

Начавшееся в 1922 году сотрудничество с Отто Хеслером было продолжено в 1928 году переездом Фёлькера в Целле и началом постоянной работы в его архитектурной мастерской. С 1928 по 1932 год Карл Фёлькер - ближайший соратник Хеслера. Он на практике учится у него профессии архитектора и, если до этого он отвечал только за цветовое оформление его зданий, в это время он становится полноценным соавтором архитектурных решений.

К этому времени в его живописи на смену конструктивизму приходит новая вещественность , не такая беспощадно обличающая, как у Отто Дикса , а скорее чрезвычайно внимательная к людям во всех их проявлениях. Это его работы: Дама с собакой (Dame mit Hund, 1928), Терраса у моря (Terrasse am Meer, 1929), Большая улица ( нем. ), Собрание Красного Креста в Целле (Rote-Kreuz-Versammlung in Celle, 1930), Кофейня ( нем. ), Пляжная вечеринка (Strandfest, 1931), Большое танцевальное кафе (Großes Tanzkaffee, 1931), В открытом бассейне в Целле (Im Freibad in Celle, 1931), Пивная палатка на ярмарке (Bierzelt auf dem Jahrmarkt, 1932). После отдыха на курорте в Швейцарии были созданы «Морские пейзажи» и портреты. Его натюрморты с отражают его ощущения перед неумолимо надвигавшимся нацизмом .

Нацизм и уход в церковное искусство

Йозеф Геббельс осматривает « дегенеративное искусство »

Во времена национал-социализма Карлу Фёлькеру пришлось бороться за своё существование. Его произведения периода Веймарской республики были названы « дегенеративным искусством », три его картины демонстрировались на соответствующей выставке и затем, видимо, были уничтожены. Вероятно, спасло его то, что с самого начала своей карьеры художника он был близко связан с церковным искусством, да и вообще был человеком глубоко верующим. Видимо по этой причине Хранитель истории и искусств ( нем. Provinzialkonservator ) провинции Галле, в то время Герман Гизау, позволил ему от имени общества сохранения памятников делать настенные храмовые росписи, реставрацию и цветное оформление интерьеров в деревенских церквях центральной Германии в течение всего периода с 1934 по 1943 год , в том числе в Альберштедте , Холлебене, Кельбре , Обертойчентале, Швенда , Звенкау и в замке Цайц .

В последний год войны Карла Фёлькера на шестом десятке лет призвали в так называемый « фольксштурм ». От возникшей таким образом воинской повинности его вскоре освободила американская армия. Он впоследствии задокументировал свой опыт пребывания в американском плену в лагере Бад-Кройцнах в виде зарисовок и ряда гравюр на их основе.

Послевоенное время в ГДР

Освобождение Германии от нацизма Карл Фёлькер воспринял с энтузиазмом. Казалось, что вновь открылись перспективы реализации идей Ноябрьской революции . В 1945 году он вступил в СДПГ и вновь объединился с Хеслером, для чего переехал в Ратенов , который находился в советской зоне оккупации . К августу 1946 года Хеслером, Фёлькером и работавшим у них в Целле в конце 1920-х после Баухауса Германом Бунцелем, был разработан план реконструкции города в духе нового строительства , где были широкие (29 м) многополосные дороги и дома отклонялись от строчной застройки только самом центре города, в районе церкви. В 1950 - 1951 годах в Ратенове на площади Юности был построен комплекс трёхэтажных домов на 133 квартиры, похожий на их поселения конца 1920-х годов . Квартиры в этих домах, имея все необходимые удобства, на то время были самыми дешёвыми в ГДР . В 1950 году им была поручена реконструкция разрушенного в войну берлинского Цейхгауза с преобразованием его в Музей немецкой истории. Начиная с 1947 года , сперва в Институте гражданского строительства, а затем в Немецкой строительной академии они разрабатывали технологию жилищного строительства из двухслойных ребристых железобетонных плит, которая давала гибкость в архитектурных решениях и снижение стоимости жилья.

В 1949 году в Галле , в галерее Морицбург, прошла персональная выставка Карла Фёлькера по случаю его 60-летия. Однако в том же году, после образования ГДР в восточных землях Германии , по примеру СССР , началась борьба с формализмом , которая здесь получила название « дискуссия о формализме » ( нем. Formalismusstreit ), с целью утверждения в немецком искусстве социалистического реализма . Творчество Карла Фёлькера было очень сложно отнести к этому течению, поэтому постепенно и его картины в партийной прессе были подвергнуты остракизму . В 1952 - 1953 годах была прекращена государственная поддержка проектов, которыми он занимался вместе с Хеслером . Некоторым утешением стало проведение в 1953 году персональной выставки в Галле , в галерее Хеннинга. Однако, до полного окончания к 1958 году , в связи со смертью Сталина и хрущёвской оттепелью , борьбы с формализмом , Фёлькеру вновь пришлось вернуться к реставрации и церковному искусству: в 1953 - 1954 годах - реставрация театра Гёте, Бад-Лаухштадта и Курзала, в 1954 - 1957 годах - витражи для различных церквей и клиентов в Тюрингии , в 1956 году были закончены витражи церкви Святого Фомы в Эрфурте . Лишь в 1958 - 1960 годах он получил государственные заказы: на мозаику в здании Управления водного хозяйства в Галле , а также на декоративные эмалевые панели на туристическом теплоходе Fritz Heckert. В 1961 году ему была присуждена Художественная премия города Галле . 28 декабря 1962 года Карл Фёлькер умер в Веймаре , куда он переехал из Галле за год до своей смерти.

Внешние ссылки

  • Инициатива сохранения наследия Карла Фёлькера ( нем. )
  • Статья в журнале Немецкого фонда защиты памятников о церкви в Шмирме ( нем. )

Память

В честь Карла Фёлькера названа улица в городе Галле .

Примечания

  1. Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
  2. . Дата обращения: 5 января 2022. 5 января 2022 года.
  3. . Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
  4. . Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
  5. . Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
Источник —

Same as Фёлькер, Карл