Interested Article - Модерзон-Беккер, Паула

Паула Модерзон-Беккер ( нем. Paula Modersohn-Becker ; 8 февраля 1876 , Дрезден 20 ноября 1907 , Ворпсведе ) — немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма . За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерсон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов , вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.

Биография

Семья

Пейзаж Ворпсведе . Масляная темпера по бумаге. Ок. 1900. Музей Людвига . Кёльн

Паула Беккер была третьим ребёнком в семье инженера Карла Вольдемара Беккера . Его супруга Матильда была родом из тюрингских дворян фон Бюльтцингслёвен . Из писем, адресованных отцом Пауле, известно, что Беккер был хорошо знаком с Парижем , Санкт-Петербургом и Лондоном и помимо русского языка владел ещё французским и английским . Отличалась космополитичностью и семья Паулы по материнской линии. Отец Матильды фон Бюльтцингслёвен командовал заграничным военным контингентом, братья Паулы эмигрировали в Индонезию , Новую Зеландию и Австралию . Дядя Паулы Оскар Беккер печально прославился покушением на будущего кайзера Вильгельма I летом 1861 года.

В семье Беккеров изобразительное искусство, литература и музыка занимали большое место в воспитании детей. Паула вместе со своими братьями и сёстрами обучалась игре на фортепиано . Старшая из сестёр Паулы, отличавшаяся красивым голосом, занималась вокалом. Вся семья кроме Паулы преклонялась перед Рихардом Вагнером , Паула же считала его недостаточно «немецким» . Величайшим поэтом в семье считался Иоганн Вольфганг Гёте . Несмотря на то, что родительская семья Паулы считалась либерально-бюргерской, богатой однако она не была.

Ранние годы

Дрезден и Бремен

Фридрихштадт : Дом по Фридрихштрассе, 29 в Дрездене (в настоящее время Фридрихштрассе, 46)

Первые двенадцать лет своей жизни, о которых известно очень мало, Паула Беккер провела в пригороде (сейчас городской район Дрездена ) Фридрихштадте . Известно лишь о несчастном случае, произошедшем с десятилетней Паулой и её двумя двоюродными сёстрами Корой и Майдли Паризо , когда девочек засыпало песком в песчаном карьере. Паулу и Майдли успели спасти, а одиннадцатилетняя Кора Паризо задохнулась под массой песка. Из писем, которые Паула Модерзон-Беккер позднее писала Райнеру Марии Рильке , известно, что эта трагедия наложила глубокий след на её дальнейшую жизнь. Биограф Паулы Модерзон-Беккер Лизелотте фон Райнкен видит в этом эпизоде даже причину той подчас безоглядной решительности, с которой художница воплощала свои творческие идеи.

Дом в Бремене, где с 1888—1899 гг. жила семья Беккеров
Семья Беккер, Карл Вольдемар Беккер родители и Матильда Беккер, урождённая Bueltzingsloewen , сидели в зимнем саду на Шваххаузер шоссе (Schwachhauser Chaussée) 23

В 1888 г. Карл Вольдемар Беккер получил должность архитектора в Бремене , куда семья Беккеров переехала из Дрездена и поселилась в доме на Шваххаузер Хеерштрассе 23 . Здесь у Паулы появилось первая художественная мастерская. Искусство в это время находилось в Бремене на подъёме, и через знакомых матери Паула завела знакомства в среде художников, которые живо поддерживались всей семьёй Беккеров.

Дренажный канал на болоте с лодками. Масляная темпера по бумаге. Ок. 1900. Частная коллекция
Территория вокруг Шваххаузер шоссе (Schwachhauser Chaussée) 23 в 1899

Первые уроки живописи

В начале лета 1892 г. по желанию родителей Паула отправилась в Англию . В пригороде Лондона проживала сводная сестра отца Паулы. В её доме Паула должна была научиться домоводству и выучить английский язык. Благодаря содействию своего дяди Паула занималась в Англии также и живописью. После первых уроков рисунка Паула пошла в частную художественную школу. Занятия по рисунку, проходившие ежедневно с 10.00 до 16.00, продлились однако недолго. Родители надеялись, что Паула останется в Лондоне на год, однако она очень скучала и страдала от авторитарной тётки и поэтому вернулась домой уже через полгода.

Учительские курсы

С 1893 г. по настоянию своего отца Паула вслед за своей старшей сестрой обучалась в Бремене на курсах учителей. Педагогическая стезя не была близка Пауле, поэтому в качестве поощрения отец разрешил Пауле брать частные уроки живописи у художника Бернхарда Вигандта . Так Паула впервые получила возможность писать людей. К этому времени относится серия портретов её братьев и сестёр, а также её первый автопортрет , датированный 1893 г. В сентябре 1895 г. Паула успешно сдала экзамен на учителя.

Весной 1893 г. Паула познакомилась с картинами ворпсведского кружка художников . Работы Отто Модерзона , Фрица Макензена , Фрица Овербека , Ганса ам Энде и Генриха Фогелера участвовали в выставке в бременском Кунстхалле. Паула была приятно удивлена, но особого восторга в своём дневнике не выразила. Ей очень понравилась одна из картин — пейзаж с лугом Отто Модерзона, её будущего мужа, отличавшегося своеобразным подбором красок и изобразительных средств.

Детская голова в белом платке. Ок. 1900. Частная коллекция

Учёба в Берлине

Весной 1896 г. Паула Беккер отправилась в Берлин и в течение шести недель посещала курс рисунка и живописи в известной художественной школе при Союзе берлинских художниц . В этой школе училась, например, Кете Кольвиц . Женщины не имели права обучаться в Академии художеств.

По окончании этого курса Паула Беккер продолжила обучение в художественной школе. Её матери удалось выхлопотать скидку на оплату обучения. Для того, чтобы оплачивать уроки Паулы, Матильда Беккер пустила в дом квартирантов. Брат Матильды Беккер Вульф фон Бюльтцингслёвен и его супруга Кора предоставили Пауле жильё и содержание.

Большую часть в обучении занимал рисунок с живой натуры. К урокам живописи допускались лишь те, кто уверенно владел техникой рисунка. Сохранился ряд рисунков обнажённой натуры Паулы Беккер этого времени с подчёркнутыми линиями и чёткими светотенями . В 1897 г. Паула была допущена к занятиям по живописи у безвестной ныне художницы Жанны Баук . Паула была в восторге от своей учительницы и мечтала некоторое время провести в Париже .

В Берлине Паула проводила много времени в музеях. Как и назарейцы за семьдесят лет до этого, она предпочитала живопись немецкого и итальянского Ренессанса : Альбрехта Дюрера , Лукаса Кранаха Старшего , Ганса Гольбейна Старшего , Тициана , Боттичелли и Леонардо да Винчи . Её привлекали крупные, четки формы и подчёркнутая линейная конструктива.

Ворпсведе и Париж

Переезд в Ворпсведе

Канал на болоте. 1900—1902. Частная коллекция

Серебряную свадьбу родители Паулы Беккер решили отметить летом 1897 г. всей семьёй в небольшом посёлке Ворпсведе недалеко от Бремена. Игра красок окружающей природы, уединённость места и поселившиеся в Ворпсведе художники произвели на Паулу неизгладимое впечатление. До начала осеннего семестра 1897 г. Паула приезжала в Ворпсведе ещё раз со своей подругой, гуляла там и общалась с художниками. В январе 1898 г. Паула получила наследство в размере 600 марок, а её бездетные родственники Артур и Грете Беккер назначили ей на три года ежегодное пособие в размере 600 марок на продолжение обучения. С согласия родителей Паула решила уехать в Ворпсведе. Изначально предполагалась лишь краткая поездка на каникулы. Матильда Беккер предполагала, что её дочь две недели будет заниматься рисунком и живописью у Фрица Макензена, а осенью отправится работать гувернанткой в Париж. Благодаря влиянию отца Паулы Фриц Макензен действительно согласился обучать девушку живописи. Но уже в сентябре 1898 г. Паула поселилась в Ворпсведе уже надолго.

Ворпсведская колония художников

Художники, которые селились в Ворпсведе начиная с 1889 г., чувствовали себя там независимыми от Академии художеств. В большинстве это были ученики дюссельдорфской Академии художеств, известной ещё со времён Вильгельма фона Шадова . Как и многие другие объединения художников XIX в., они критически относились к академическому образованию и живописи в мастерских. Удалившись в Ворпсведе, как Теодор Руссо и основанная им барбизонская школа в Барбизон, художники стремились в своём творчестве достичь единения с природой. Своим идеалом они считали простую, чистую живопись на природе и позитивное изображение крестьянства, которое воспринималось ими непосредственным и неиспорченным.

Девочка в саду со стеклянным шаром (Эльсбет). Ок. 1901—1902 гг. Частная коллекция

У Паулы сложились тесные дружеские отношения с Кларой Вестхофф , которая мечтала стать скульптором и училась у Макензена моделированию и рисунку. Поначалу отношения с ворпсведскими художниками у Паулы были достаточно сдержанными, но к марту 1899 г. Паула подружилась с семьёй Модерзонов и Генрихом Фогелером , под руководством которого Паула выполнила летом 1899 г. несколько офортов .

Вначале занятия у Фрица Макензена казались Пауле очень полезными, но уже в конце 1898 г. она поняла, что Макензен не совсем подходит ей в качестве учителя. В своих художественных предпочтениях к упрощённым формам и цветам она не получала поддержки не только в Ворпсведе. Негативная критика, с которой она столкнулась в конце 1899 г. поучаствов со своими работами в выставке, показала ей, что для её творчества пока нет места в немецком искусстве. В Мюнхене и Берлине уже добились признания Макс Слефогт , Ловис Коринт , Макс Либерман и Вильгельм Лейбль , но в целом в Германии доминировало салонное искусство эпохи грюндерства . Парижская жизнь была более открытой к новому. Именно в Париже мечтала побывать Паула ещё со времён своей учёбы в Берлине.

Первая стажировка в Париже

Портрет девушки, 1901, Штеделевский художественный институт
Голова маленькой девочки (Эльсбет). 1902. Частная коллекция
Ребёнок на подушке в красную клетку. 1904. Собрание Людвига Розелиуса. Бремен

Паула Беккер отправилась в Париж в канун нового 1900 года . Подобно Риму на рубеже XVIII—XIX веков, ставшему центром притяжения для немецких художников, Париж в конце XIX в. превратился в главный центр европейского искусства. Многие немецкие художники: Эмиль Нольде , Карл Хофер , Бернгард Хётгер и Кете Кольвиц — жили в первые годы нового века в Париже. Клара Вестхофф, подруга Паулы из Ворпсведе, уехала в Париж ещё в конце 1899 г. в надежде учиться у Огюста Родена .

В 1900 г. Паула обучалась в парижской Академии Коларосси и прошла курс рисунка обнажённой натуры.

Паула могла себе позволить пожить в Париже благодаря финансовой помощи её родственников. Она сняла комнату в здании мастерской по адресу Рю Шампань Премьер, 9 и обставила её старой мебелью и ящиками. В Латинском квартале она стала студенткой частной Академии Коларосси и, как и в Берлине, проводила много времени в музеях. Одна и вместе с Кларой Вестхофф она бывала на выставках и в галереях и знакомилась с творчеством современных французских художников. Клара Вестхофф вспоминала позднее о визите к Амбруазу Воллару , где на Паулу произвёл неизгладимое впечатление ещё никому тогда неизвестный художник Поль Сезанн . В письме к Кларе Вестхофф Паула сравнила воздействие на неё творчества Сезанна с грозой.

Известно, что во время своего пребывания в Париже Паула побывала на выставке художников группы «Наби» . Увлечённые японской цветной ксилографией , эти художники придавали большое значение плоскостной живописи, в которой цвет несёт смысл, а не является средством отражения действительности.

С апреля 1900 г. в Париже проходила Всемирная выставка . В Париж приехала чета Овербеков и художник- пейзажист Отто Модерзон, с которым Паула была знакома ещё в Ворпсведе и творчеством которого восхищалась. Супруга Модерзона Хелена из-за проблем со здоровьем в Париж не поехала и осталась в Ворпсведе, где и вскорости умерла во время пребывания своего мужа в Париже. Модерзон, а с ним и Овербеки поспешно вернулись в Германию.

Возвращение в Ворпсведе

Через две недели после отъезда Модерзона и Овербеков в Ворпсведе вернулись и Паула Беккер с Кларой Вестхофф. Поскольку средства, полученные в наследство, и пособие от родственников закончились, отец Паулы предложил ей устроиться работать гувернанткой. Однако работать ей не позволяло состояние здоровья, на которое повлияли усталость и спартанский образ жизни в Париже. В это время Паула записала в своём дневнике фразу, которая расценивается её биографами как предчувствие своей ранней смерти и часто цитируется: «Я знаю, я не проживу долго. Но разве это печально? Разве праздник станет лучше, если он будет долгим? И моя жизнь — праздник, краткий, интенсивный праздник… И если до того, как я уйду, во мне ещё расцветёт любовь, и если я напишу три хороших картины, то тогда я уйду спокойно с цветами в руках и волосах».

Пока Паула восстанавливала силы после напряжённой жизни в Париже, компанию ей иногда составлял Отто Модерзон. Между ними возникли чувства, и уже 12 сентября 1900 г., через три месяца после смерти Хелены Модерзон, Паула и Отто объявили о помолвке.

Девочка с кошкой в берёзовом лесу. 1904—1905.

На это время приходится знакомство с поэтом Райнером Марией Рильке . В 1898 г. во время своего пребывания во Флоренции Рильке подружился с Генрихом Фогелером и приехал погостить к нему в Ворпсведе. У Модерзонов в это время остановился , брат Герхарта Гауптмана . Вечерами все собирались в доме Фогелеров, носившем название «Баркенхофф» . Рильке принял Клару Вестхофф и Паулу Беккер за сестёр. В своём дневнике он называл их светленькой и тёмненькой художницами. Девушек связывала близкая дружба. Если Клару Вестхофф, на которой Рильке вскоре женился, он воспринимал как художницу, то Паула была для Рильке «настоящей подругой» . Рильке посвятил Пауле стихи, которые были позднее опубликованы в его «Книге образов» .

В своей монографии о ворпсведских художниках Рильке не упоминает Паулу Модерзон-Беккер, а знакомя её с Огюстом Роденом, он представил Паулу как супругу известного художника, хотя современные историки искусства считают, что Паула в своём творчестве значительно превзошла своего мужа. Художницу в Пауле Модерзон-Беккер Рильке признал лишь незадолго до её смерти.

Замужество

25 мая 1901 г. Отто Модерзон и Паула Беккер поженились. Под давлением своих родителей Паула Модерзон-Беккер до свадьбы даже пошла на курсы кулинарного искусства в Берлине, однако быстро их забросила. В качестве причины, характеризующей не только саму Паулу, но и её будущую семейную жизнь, она написала в своём письме от 8 марта 1901 г.: «Хорошо освободиться от отношений, которые душат» .

Стол с завтраком. 1905. Собрание Людвига Розелиуса. Бремен
Натюрморт с комнатным растением, лимоном и апельсином. 1906. Частная коллекция

После короткого свадебного путешествия, в том числе погостив у Герхарта Гауптмана в , для Паулы Модерзон-Беккер началось время поиска компромисса между своими творческими амбициями и обязанностями супруги, хозяйки и приёмной матери для маленькой Эльсбет . Её мастерской стала маленькая комнатка на крестьянском подворье Брюньесов , где для Паулы провели соответствующее освещение на потолке. В домашних заботах Пауле помогала горничная. С девяти до часу Паула работала в мастерской, потом возвращалась на обед домой и в три часа возвращалась в мастерскую, где часто оставалась до позднего вечера. Для своей приёмной дочери Эльсбет Паула хотела стать хорошей и заботливой матерью. Она изобразила Эльсбет на целом ряде детских портретов, в том числе на картинах «Девочка в саду со стеклянным шаром» и «Голова маленькой девочки» .

Три первых года совместной жизни с Паулой были очень счастливыми для Отто Модерзона. Из его дневника известно, что Модерзон был убеждён в том, что он женат на художнице, представляющей новое направление в искусстве, хотя кроме него этого никто не замечал. Паула Беккер обрела в Отто Модерзоне любящего мужа, который не только не препятствовал её дальнейшему творческому развитию, но и содействовал ему своими советами. Однако по-настоящему глубокого понимания своего творчества Паула не чувствовала даже от своего мужа. В течение всей совместной жизни с Паулой его удивляло, сколь тесно она была связана в своём творчестве с парижскими художниками.

Замужество освободило Паулу от необходимости зарабатывать себе на жизнь нелюбимой профессией. За всё время Паула продала лишь две своих работы — одну Рильке и одну Фогелеру, поэтому, если бы она не вышла замуж, ей пришлось бы по совету отца искать себе работу гувернантки. Если Модерзон в своём дневнике пишет, что семейная жизнь оказалась даже лучше, чем он когда-либо предполагал, то в дневнике Паулы весной 1902 г. появляются критические нотки, хотя и с долей самоиронии: «Мой опыт говорит, что замужество не делает более счастливой. Оно отнимает иллюзию, питавшую раньше всё твоё существо, о существовании родственной души. В браке непонимание удваивается, ведь вся предыдущая жизнь была направлена на то, чтобы найти того, кто понимает… Я пишу это в моей кухонной книге в пасхальное воскресенье 1902 г., сижу на своей кухне и жарю телятину».

В отличие от своего супруга, нуждавшегося для творчества в уединённости и тишине Ворпсведе, Паула Модерзон-Беккер требовалось общение и разнообразие.

Париж — 1903 г.

Портрет Райнера Марии Рильке . 1906. Собрание Людвига Розелиуса. Бремен

Весной 1903 г. с согласия мужа Паула Модерзон-Беккер вернулась на два месяца в Париж. В Париже она общалась с четой Рильке, хотя и с трудом терпела возраставшую напряжённость в отношениях между ними.

Большую часть времени Паула провела в Лувре , копируя античные и египетские образцы. Её автопортреты, написанные после Парижа, отчётливо перекликаются с фаюмскими портретами . Вместе с супругами Рильке Паула гуляла по выставкам. Известно, что в это время она серьёзно интересовалась японской цветной ксилографией , в том числе из собрания Хаяси, в котором экспонировались старинные японские картины на свитках, оказавшие огромное влияние на художников югендстиля. Рильке познакомил Паулу с известным французским скульптором Огюстом Роденом, который показал ей свою мастерскую и пригласил её в свой павильон в Медоне в пригороде Парижа.

Историки творчества Паулы Модерзон-Беккер предполагают, что в это время она могла познакомиться с работами Поля Гогена , хотя он и не упоминается в её дневниках. В натюрмортах , появившихся по возвращении в Ворпсведе, на которых объекты выполнены разноцветными пятнами, составляющими единое целое, ощущается сходство с картинами Гогена.

Ворпсведе — 1903—1905 гг.

Натюрморт с лимоном, апельсином и томатом. Ок. 1906—1907. Частное собрание

В марте 1903 г. полная новых впечатлений и творческих замыслов Паула вернулась к мужу и приёмной дочери в Ворпсведе. Пребывание в Париже показало ей, как сильно она привязана к своему мужу и приёмной дочери. Паула очень хотела собственного ребёнка. Среди картин, созданных до конца 1904 г., помимо натюрмортов много портретов грудных младенцев и маленьких детей, которых она изображает теперь без матерей.

На детских портретах, как, например, «Ребёнок на подушке в красную клетку» 1904 г., можно отследить влияние, которое оказали на Модерзон-Беккер художники группы «Наби». Ребёнок в красном платье в полоску сидит на подушке в красно-белую клетку, которая образует вокруг ребёнка квадратную поверхность и тем самым придаёт картине законченный вид. Неожиданным является детальность проработки лица ребёнка. Для других детских портретов того же времени характерны радикально упрощённые форма и цвета.

Париж — 1905 г.

Автопортрет. 1906. Собрание Людвига Розелиуса. Бремен

Вернувшись из Парижа в 1903 г., Паула сразу объявила, что хотела бы вернуться в Париж на некоторое время. У Модерзона, считавшего себя немецким художником и отрицавшего французское искусство, всё чаще появлявшееся на выставках и в картинных галереях Германии, это желание жены не нашло понимания. Однако Паула была настойчива в своём желании. 14 февраля 1905 г. она снова отправилась в Париж вместе со своей сестрой Гермой Беккер , неоднократно предложив мужу присоединиться к ним. В Париже она опять занималась на курсах рисунка в частных академиях, но постепенно пришла к выводу, что у неё уже выработался собственный живописный стиль. Паула также встретилась с несколькими художниками круга «Наби», в том числе с Морисом Дени .

Отто Модерзон приехал в Париж в сопровождении Фогелеров, хотя Паула мечтала провести с ним время в Париже вдвоём. Они снова вместе ходили по выставкам, но напряжение в компании нарастало. Отто Модерзон ревниво реагировал на то, как его жена наслаждается жизнью в Париже и восторгается французским искусством. «Он вбил себе в голову, что я мечтаю остаться в Париже и равнодушна к Ворпсведе» , — отметила она в своём дневнике.

Если относительно второй поездки в Париж историки искусства лишь предполагали, что помимо полотен Сезанна Паула могла видеть и работы Гогена, то в отношении третьей поездки это установлено достоверно благодаря записям в дневнике её мужа. По возвращении в Ворпсведе Паула стала серьёзно изучать творчество этого художника и даже просила одну из своих сестёр прислать ей статьи о нём.

Последние годы жизни

Возвращение в Ворпсведе — лето 1905 г.-февраль 1906 г.

Девочка с аквариумом. 1906—1907. Новая пинакотека . Мюнхен

Третья поездка в Париж вдохновила Паулу Модерзон-Беккер на создание натюрмортов. До 1905 г. среди её работ было лишь десять натюрмортов, а в 1905—1907 гг. было создано почти пятьдесят. Изображённые на них предметы всё больше приближаются к простым геометрическим формам: кругу , эллипсу и трапеции .

Помимо натюрмортов Паула написала ещё несколько детских портретов, как, например, «Крестьянская девочка на стуле» , на котором она отказалась от дифференцирующих линий и форм, или «Дудящая девочка в берёзовом лесу» , простым изобразительным языком отразив единство ребёнка с природой. Изображённая в профиль девочка дудит в рожок и широко шагает на фоне густого осеннего леса.

Творческое развитие Паулы подвергалось всё более острой критике её мужа. А Пауле снова хотелось в Париж, и она поведала Кларе Вестхофф, которая после разрыва с Рильке снова жила в Ворпсведе, о том, что копит деньги на поездку. Когда в декабре 1905 г. Рильке приехал к своей жене и ребёнку в Ворпсведе на рождество, Паула посвятила и его в свои планы. Рильке в этот раз впервые серьёзно отнёсся к творчеству Модерзон-Беккер и оценил её манеру письма в одном из своих писем как решительную и трогательную.

Рильке поддержал Паулу в её желании покинуть Ворпсведе и мужа и приобрёл её «Младенца с рукой матери» . Позднее он порекомендовал Пауле показать свои работы на парижских выставках. Но Паула Модерзон-Беккер, которая вообще неохотно показывала свои работы, не последовала его совету, сославшись на то, что у неё ещё недостаточно опыта.

Разрыв с Отто Модерзоном

Натюрморт с глиняным кувшином. 1907. Частная коллекция

23 февраля 1906 г. Паула Модерзон-Беккер покинула Ворпсведе. В своём дневнике она написала, что так она бросила Отто Модерзона. Для него такой шаг оказался неожиданностью, и в своих письмах в Париж Модерзон умолял жену вернуться. Паула Модерзон-Беккер в ответ просила его свыкнуться с мыслью, что их жизненные пути разошлись. Отто Модерзон даже приехал в июне на неделю в Париж, но разговор с Паулой оказался безрезультатным. Отто Модерзон продолжал поддерживать жену материально. Семья Паулы обвинила её в эгоизме .

В Париже Паула обосновалась на Авеню дю Мэн и оборудовала себе скромную мастерскую. Недовольная своей живописной техникой, она снова училась рисунку, а также изучала анатомию в Школе изящных искусств и часто ходила на выставки. Находясь под впечатлением одной из скульптур, представленной в «Салоне независимых» , она познакомилась со скульптором и побывала в его мастерской. Когда он случайно узнал, что Паула занимается живописью, он настоял на том, чтобы она показала ему свои картины, и остался от них в полном восторге. Для Модерзон-Беккер, которую в её творчестве поддерживали лишь её муж и Рильке, такая оценка была очень приятна, и она с новыми силами отдала себя живописи. За 1906—1907 гг. Паула написала около 90 картин.

Паула работала в основном с обнажённой натурой. Она также писала натюрморты и многочисленные автопортреты, как, например, «Автопортрет с лимоном» . Паула Модерзон-Беккер также написала первый известный автопортрет ню в полный рост.

Автопортрет с веткой камелии . 1907. Музей Фолькванг . Эссен

Последнее возвращение в Ворпсведе

Старушка из богадельни в саду. 1907

3 сентября 1906 г. Паула Модерзон-Беккер сообщила своему мужу, что хочет подать на развод, и попросила у него в последний раз 500 марок, чтобы в будущем самой обеспечивать себя. Несколькими днями позже она отказалась от своего решения благодаря уговорам Бернхарда Хётгера, который объяснил ей, что она вряд ли сможет сама себя обеспечить.

В октябре Отто Модерзон приехал в Париж, чтобы остаться там на зиму рядом с Паулой. Он снял себе мастерскую на той же улице. В марте 1907 г. Паула вернулась в Ворпсведе со своим мужем. В этот год она написала немного картин.

Паула наконец-то ожидала ребёнка, однако страдала от того, что её положение не позволяло ей заниматься живописью так же интенсивно, как раньше. К последним законченным работам относится «Старушка из богадельни в саду» , на которой изображена пожилая женщина на фоне макового поля, которая держит в сложенных на коленях руках веточку наперстянки . После этой картины Паула написала свой последний автопортрет — «Автопортрет с веткой камелии» .

2 ноября у Паулы Модерзон-Беккер родилась дочь Матильда ( Тилле ). Роды были тяжёлыми, и Пауле был прописан постельный режим. Она впервые поднялась с постели 20 ноября, и у неё началась эмболия . Паула Модерзон-Беккер умерла в возрасте 31 года. По свидетельству её мужа, последними словами Паулы были «Как жаль» .

Фонд Паулы Модерзон-Беккер

В 1978 г. дочь Паулы Модерзон-Беккер Тилле (1907—1998) основала фонд имени своей матери.

Музей Паулы Модерзон-Беккер в Бремене

В бременском Музее Паулы Модерзон-Беккер на улице Бёттхерштрассе располагается постоянная выставка лучших работ Паулы Модерзон-Беккер. Своим существованием музей и его здание в стиле экспрессионизма обязаны (1874—1943), по поручению которого Бернхард Хётгер подготовил проект здания для собрания работ Паулы Модерзон-Беккер. Музей открылся для посетителей 2 июня 1927 года. В нём также хранится коллекция скульптур, картин и рисунков Бернхарда Хётгера. Музейные площади используются в том числе и для проведения временных выставок.

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Модерзон-Беккер, Паула