Ориенталии (дивертисмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пир» ( фр. Le Festin ) — дивертисмент , или, как было указано в программе, танцевальная сюита ( фр. suite de danses ) в постановке М. М. Фокина с включением хореографических номеров А. А. Горского , Н. О. Гольца и Ф. И. Кшесинского , М. И. Петипа и М. М. Фокина на музыку А. К. Глазунова , М. И. Глинки , М. П. Мусоргского , Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского . Впервые представлен силами антрепризы Русский балет Дягилева 19 мая 1909 года в Шатле , Париж .
При подготовке смешанного оперно-балетного Русского сезона 1909 года в театре Шатле С. П. Дягилевым было предложено три программы с операми:
В качестве дополнительных частей спектаклей имелись три готовых балета: « Павильон Армиды », « Клеопатра » и « Сильфиды », к которым требовался ещё один. Согласно С. Л. Григорьеву , «Дягилев решил, что третью программу завершит большой дивертисмент» .
Название «Пир» для четвёртого балета было придумано антрепренёром , который избегал использовать понятие «дивертисмент», «сообщив представлению форму балета , состоящего из ряда танцев и завершающегося общим финалом» . Для этого из разных балетов и опер репертуара Мариинского театра были отобраны показательные номера. Фокину поручили создать заключительную коду на музыку из Второй симфонии Чайковского, но задача оказалась затруднительной. У постановщика ушло много времени и сил на создание финала, который, по словам Григорьева, «по существу, так и не получился» . В. В. Чистякова полагала, что неудача с кодой на музыку Второй симфонии Чайковского была не случайной, а обусловленной внутренним наприятием структурной формы дивертисмента . Фокин не причислял «Пир», равно как и следующий дивертисмент « Ориенталии », к свои лучшим достижениям. В плане книги воспоминаний балетмейстер не упоминает «сюиту русских танцев» ни в одной из рубрик при определении места каждого из балетов в своём творчестве . Название появилось в воспоминаниях только при описании курьёза с поклонами на премьере и в связи с определённым раздражением относительно страсти Дягилева к переименованиям: « Festin , Orientale — всё это новые названия к собранию старых, известных в России танцев. Конечно, много путаницы произошло от этих новых названий, но… надо же дать хозяину побаловаться» .
18 мая на генеральной репетиции в Шатле исполнялась 3-я программа, ставшая мировой премьерой ( фр. création ) Русских сезонов: « Павильон Армиды », 2-й акт «Князя Игоря» с исполнением партии Кончака Шаляпиным и « Половецкими плясками » ( фр. Danses du Prince Igor ), а в заключении — «Пир» . На той знаменательной репетиции присутствовал весь цвет парижских интеллектуалов: композиторов, художников, писателей и иных деятелей искусства. При подготовке программы премьеры Дягилев столкнулся с неадекватной передачей фамилий русских танцовщиков. Наиболее вопиющий пример оплошности наборщиков и редакторов — это представление фамилии Нижинский как фр. Nijinska , или даже как Mlle Nijinska ( mademoiselle sic !) . При виде такого безобразия Дягилев приходил в ярость, рвал и метал.
«Пир» открывался выходом всех участников на музыку шествия царя Дадона из оперы « Золотой петушок » Римского-Корсакова . Согласно В. М. Красовской , на репетиции 18 мая исполнялся шедевр Петипа — па-де-катр ( фр. grand pas classique hongrois ) из 3-го акта «Раймонды» Глазунова, который не был представлен на премьере 19 мая , но шёл 19 июня на представлении в Парижской опере .
Парижская публика была поражена мастерством исполнения русских артистов. Критики признали превосходство мужских танцовщиков над французскими исполнителями. В тот знаменательный день не только для русского, но также мирового балета, когда Шаляпин пел Кончака, когда «все обсуждали, кто лучше: Павлова, Фокин или Нижинский», создал себе славу сравниваемый с Вестрисом Нижинский . На следующий день пресса отозвалась хвалебными восторженными откликами в адрес Павловой, Фёдоровой, Фокина, Больма, Розай и Нижинского. «Последний в особенности поразил своим танцем. Русский балет оказался в центре внимания Парижа» . Марсель Пруст отзывался о Русских сезонах в книгах « Под сенью девушек в цвету » и « Содом и Гоморра » .
Повторные показы в Шатле состоялись 21, 25, 27 и 29 мая; 7, 11 и 14 июня. Ввиду большого успеха Русского сезона 1909 года в Шатле дирекция Гранд-Опера́ также решила предоставить свою сцену антрепризе Дягилева, где «Пир» прошёл во внеплановом спектакле 19 июня после « Бориса Годунова » (2-й акт и 3-я картина 3-го акта) и « Сильфид » .
С премьерой «Пира» связан один курьёз из творческой биографии М. М. Фокина, описанный в мемуарах постановщика: «С самого начала своей деятельности я был врагом всяких поклонов среди действия. Я доходил до крайности в проведении каждой своей реформы. Помню, что в одном из первых спектаклей, когда артисты даже в дивертисменте ( Festin ) после отдельного номера вышли раскланиваться, я был огорчен и рассержен так, что ушёл из театра. Хотя этот Festin был лишен какого-либо действия, [а номера] ничем не были объединены, кроме названия, [и] ни о каком нарушении цельности впечатления не могло быть [и речи], всё же я считал, что раз это не просто дивертисмент, a Festin , то артисты с поклонами должны подождать. Увидав, что они кланяются, я ушёл из театра. Спектакль продолжался с громадным успехом, а я шёл один по Rue de Rivoli и переживал очень большую обиду за „унижение искусства“» .
В июне 1910 года «Пир» уже исполнялся только на сцене Парижской Оперы . Танцевальная сюита присутствовала в гастрольных программах последующих Русских сезонов: Берлин (1910, 1914), Брюссель (1910) , Довиль (1912), Гамбург и Лейпциг (1914) . В 1918 году «Пир» был представлен 14 раз в турне по Испании ( Сан-Себастьян , Бильбао , Сарагоса , Валенсия , Алькой , Гранада , Мадрид , Барселона ) . Чаще всего показы дивертисмента труппой Русские балеты Дягилева проводились в Монте-Карло в Опере Монте-Карло (ежегодно с 1911 по 1914 год), где и состоялись последние его представления 20 января, 18 и 21 февраля и 4 марта 1925 года .