Interested Article - Клеопатра (балет)

Клеопа́тра ( фр. Cléopâtre ) — одноактный балет (хореографическая драма) в постановке М. М. Фокина , переработанный из « Египетских ночей » по предложению Дягилева для первого балетного Русского сезона . Впервые представлен силами труппы Русский балет Дягилева 2 июня 1909 года в театре Шатле , Париж .

История создания

В 1781 году в Петербурге Джузеппе Канциани поставил трагический балет в 5 актах «Клеопатра» на музыку Карло Каноббио , но эта постановка не имеет ничего общего кроме темы и названия с одноимённым балетом Михаила Фокина 1909 года.

У Фокина было большое желание представить « Египетские ночи » в первом дягилевском сезоне, поэтому балетмейстер согласился с доводами антрепренёра по внесению изменений в балет . За время творческой деятельности хореографа из всех его сочинений «Египетские ночи» претерпели наиболее кардинальные переделки: название заменено на «Клеопатра», Береника (или Вереника) была переименована в Таор, роль Клеопатры стала танцевальной, было сочинено два новых номера — танец вакханок и финал, счастливая концовка сменилась трагической — Амун умирал от яда. Фокин согласился с предложениями Дягилева по замене музыки Аренского на музыку более высокого качества . По настоянию Дягилева музыка Аренского была значительно сокращена, вместо чего были добавлены танцы из произведений русских композиторов. По мнению Н. В. Нувеля , после изменений музыка напоминала «посредственный salade russe » ( оливье ).Согласно Фокину, роль Антония исчезла из нового балета «Клеопатра». Она отсутствует в подробной программе представления 1937 года в театре Ковент-Гарден , Лондон . В итоге получился новый балет .

Лев Бакст . Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн

Значительные изменения, внесённые в балет «Египетские ночи», помимо Фокина привёл Григорьев : смена названия, переоркестровка и сокращение музыки Аренского, введение новых танцевальных номеров на музыку русских композиторов, изменение финала. Режиссёр труппы записал слова хореографа: «Но при таких переменах это будет совершенно другой балет!» .

Е. Я. Суриц разделила «Египетские ночи» и «Клеопатру» как два разных балета, поскольку в постановке для «Русских сезонов» С. П. Дягилева М. М. Фокин значительно изменил либретто и хореографию . Балетовед обозначила отличие от предыдущей версии: «На первый план вышло совсем не то, что привлекало в петербургской постановке: не новизна профильных построений, имитирующих древние изображения, не свободная пластика, а образ жестокой и сладострастной, губительно прекрасной царицы Клеопатры и вся завораживающая, проникнутая угрозой атмосфера спектакля» . Одно из кардинальный отличий — сценография Бакста, благодаря которой, в частности, «Клеопатра» завоевала небывалый успех. Французские критики писали о чувственных, трогательных, но в то же время варварских костюмах художника. В апреле 1923 года к 25-летию сценической деятельности Фокина в Петрограде были возобновлены «Египетские ночи» , но не «Клеопатра» по причине отсутствия декораций и костюмов Бакста. После триумфа первого балетного сезона Дягилев осознал, что парижане русской опере предпочитают русский балет, а бо́льшего успеха добиваются оформленные Бакстом представления восточной тематики с её пленительной эротикой и примесью мелодрамы , в которых под влиянием поэтов-символистов любовь соседствует со смертью. Впервые коснувшись данной тематики в «Египетских ночах» и полнее воплотив в «Клеопатре», Фокин не оставлял её в своих дальнейших ориентальных постановках 1909—1912 годов, где главной пружиной развития действия служило сладострастие и жестокость . В то время как на сцене Мариинского театра «Египетские ночи» шли в постановке 1908 года ( Марк Антоний с венком триумфатора уезжал на колеснице, а Амун оставался жив), Русский балет Дягилева и впоследствии труппы полковника де Базиля показывали «Клеопатру» в постановке 1909 года (без Марка Антония, Амун умирал от яда) во время гастролей в Европе, Америке и Австралии .

Накануне, в сезоне 1907/08 года в Петербурге, М. М. Фокин обучал танцам И. Л. Рубинштейн . Эффектную эпатажную танцовщицу ангажировали на заглавную роль балета. В «Клеопатре» балетмейстеру удалось «слепить» из красивой и энергичной артистки с необычайной внешностью «особенный сценический образ» . Согласно воспоминаниям Фокина, танец вакханок на музыку А. К. Глазунова («Вакханалия» из картины «Осень» балета «Времена года») пользовался большим успехом парижской публики . Балет вошёл в репертуар дягилевской антрепризы и был показан на гастролях во многих европейских столицах и в Америке. «Клеопатра» известна как первый триумфальный балет антрепризы Дягилева на восточную тему. Благодаря предложениям Дягилева, новаторской хореографии Фокина, декорациям и костюмам Бакста балет стал гвоздем сезона 1909 года в Париже. По воспоминаниям А. Н. Бенуа , «Клеопатра» давала лучшие сборы, а её «успех превосходил успех самого Шаляпина » , который, впрочем, вскоре был заслонён славой « Шехеразады » принятой зрителями с ещё большим восторгом в Русском сезоне 1910 года.

Премьера

Верховный жрец храма, прислужники храма, сатиры; греческие, египетские и еврейские мужчины и женщины, сирийские музыканты, рабы .

  • 1911 — 4 января, премьера в Ла Скала состоялась с новыми костюмами и декорациями по эскизам Бакста. Клеопатру играла Ида Рубинштейн, другими основными исполнителями были участники труппы Ла Скала.

Возобновление

Робер Делоне . Эскиз декорации к возобновлению «Клеопатры» в 1918 году

Согласно Григорьеву, в 1917 году во время гастролей в Бразилии декорации к «Призраку розы» и «Клеопатре» сгорели , поэтому для представлений спектакля в следующих сезонах потребовалось их возобновление.

См. также

Примечания

  1. , с. 137.
  2. Добровольская Г. Н. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  3. , [VII. Первые «Русские сезоны»], с. 121.
  4. , [VII. Первые «Русские сезоны»], с. 124.
  5. , Глава 1. 1909, с. 22.
  6. , Программа «Клеопатры» 1937 года, с. 58.
  7. , Русские балетные труппы за рубежом, с. 42.
  8. , Глава 1. 1909, с. 21.
  9. , Комментарий к стр. 381, с. 455.
  10. , Русские балетные труппы за рубежом, с. 43.
  11. .
  12. , [VII. Первые «Русские сезоны»], с. 128.
  13. Бенуа А. Н. // Мои воспоминания : в 2 т. / Отв. ред. Д. С. Лихачёв . — изд. 2-е, доп. — М. : Наука, 1990. — Т. 2, кн. 5. — С. 503—505. — 744 с. — ( Литературные памятники ; № 357). — 50 000 экз. ISBN 5-02-012722-1 .
  14. , с. 124.
  15. .
  16. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 324.
  17. .
  18. , с. 125.
  19. , Глава 9. 1917, с. 113.
  20. , с. 409.

Литература

  • Григорьев С. Л. = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Деген А., Ступников И. . Belcanto.ru. Дата обращения: 20 марта 2019. 28 марта 2019 года.
  • // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Карлик В. И. Сергей Григорьев, Любовь Чернышёва : Двойной портрет / Владимир Исаакович Карлик; вступ. ст. М. Б. Мейлаха , послесл. Т. С. Юрьева. — СПб. : Проект «Сохранённая культура», 2013. — 124 с. — 400 экз. ISBN 978-5-905942-41-9 .
  • Кенигсберг А. К., Михеева Л. В. Египетские ночи (Клеопатра) // 111 балетов и забытых опер / Ред. Б. Л. Березовский. — СПб. : КультИнформПресс, 2004. — С. 90—93. — 672 с. — 3000 экз. ISBN 5-8392-0231-2 .
  • Сергеенко Е. В. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  • Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • Фокин М. М. / Ред. Г. Н. Добровольская ; составление Ю. В. Слонимского , Г. Н. Добровольской. — 2-е изд., доп. и испр. — Л. : Искусство , 1981. — 510 с.
  • (англ.) . Ballets Russes: The Art of Costume . National Gallery of Australia (1 мая 2011). Дата обращения: 20 марта 2019. 21 августа 2020 года.

Ссылки

  • на YouTube — и Нина Данилова в па-де-де из балетов «Египетские ночи» (1908) и «Клеопатра» (1909) М. М. Фокина.
Источник —

Same as Клеопатра (балет)