Interested Article - Нарцисс (балет)

«Нарци́сс» ( фр. Narcisse ) также «Нарци́сс и Э́хо» — одноактный балет в постановке М. М. Фокина 1911 года на музыку Н. Н. Черепнина «Нарцисс и Эхо», op. 40, по « Метаморфозам » Овидия (Книга III, Эхо : 339—401; Нарцисс : 402—510). Первое представление состоялось силами антрепризы Русский балет Дягилева 26 апреля 1911 года в Театре Монте-Карло .

Премьера

Среди других персонажей: вакханки , беотийцы , нимфы . Е. Я. Суриц приводит название «Нарцисс и Эхо» в соответствии с названием сочинения Н. Н. Черепнина, op. 40, которое помимо «Нарцисса» также встречается в воспоминаниях М. М. Фокина . Очевидно, имеется различие между балетом «Нарцисс», как синтеза искусств музыки, хореографии и живописи; и музыкальным сочинением (музыки к балету) «Нарцисс и Эхо», хотя сам Фокин не определял такое различие названий.

Музыка Черепнина

Д. У. Уотерхаус . Эхо и Нарцисс , 1903

Согласно партитуре Черепнина, музыка балета разделяется на части:

  • I. Пантеистический пейзаж ( Un paysage panthéiste )
  • II. Пробуждение лесного духа… Он играет на флейте ( Un sylvain se réveiulle… Il joue de la flûte )
  • III. Выход беотийцев и беотиек ( Entrée des jeunes Béotiens et Béotiennes )
  • IV. Танец вакханки ( Danse de la Bacchante )
  • V. Далёкие голоса ( Chants lointains )
  • VI. Танец Нарцисса ( Danse de Narcisse )
  • VII. Покинутая Эхо ( Echo est abandonnée )
  • VIII. Появляется уставший Нарцисс ( Entre Narcisse, épuisé par la fatigue ; Нарцисс у ручья)
  • IX. Появление Эхо ( L'arrivée Echo )
  • X. Нарцисс превращается в цветок ( Narcisse se transforme en une fleur )

Хронология показов балета «Нарцисс» в Русских сезонах

  • 1914 — с 8 июня по 25 июля в Лондоне, Друри-Лейн
  • 1923 — 11, 15, 20 и 25 декабря в Опере Монте-Карло
  • 1924 — 20 марта, 13 и 16 апреля в Опере Монте-Карло
  • 1925
    • 19 и 25 апреля в Опере Монте-Карло
    • с 18 мая по 13 июня в Лондоне

Согласно репертуару Русских сезонов, последние показы «Нарцисса» состоялись в 1925 году: 19 и 25 апреля в Опере Монте-Карло, в мае — июне в Лондоне .

Оценки

В. М. Красовская приводила мнение Н. Я. Мясковского 1912 года о музыке балета: «Законченных номеров в этой поэме-балете нет; это непрерывный ряд то весёлых, то задумчивых, то страстных, то устало-замедленных картин, сцен, скользящих, мимолётных поз» .

Весной 1914 года С. С. Прокофьев описал впечатления о концерте музыки балета: «Это очень интересная вещь, часто с хорошей музыкой, иногда с водянистой заимствованной иллюстративностью, но необычайно занятно, а местами ошеломляюще интересно. Балет имел успех, а мы, ученики дирижёрского класса, поднесли корзину с нарциссами, весьма удачно выбранными Гауком . Зайдя в артистическую, где толпилась масса народу, мы поздравили профессора с успехом» . Летом 1914 года Прокофьев присутствовал на представлении балета в Лондоне, о чём позже писал Мясковскому: «„Нарцис“ на сцене очень мил. Искренность и поэтичность привлекают настолько, что почти заставляют простить многочисленные грехи (за исключением грубой вакханалии)» . Осенью того же года композитор оставил запись в дневнике о том, что «Нарцисс» Черепнина «очень нравится, такой элегантный и изобразительный, хотя что ни нота, то откуда-нибудь схвачено» .

Согласно Вере Красовской, в балете «Нарцисс» хореография Михаила Фокина была представлена шире, чем «античные движения» репертуара Айседоры Дункан , а также « Эвники » (1907) или вакханалии из « Клеопатры » (1909) самого Фокина. «Но богатство тембров, цветовых пятен, скульптурных поз и движений, открытие новых приёмов пантомимы оборачивались собственной противоположностью. Любопытный опыт синкретизации различных искусств [музыки, пения, хореографии и сценографии] ограничивал возможности каждого из них в отдельности. Жесты, имитируя звук, теряли выразительную силу. Вокал, введённый для того, чтобы пояснить исходную ситуацию и смысл хореографического приёма, разлагал балетную форму, как это отметил Левинсон , и далеко уступал хору в «Щелкунчике», который играл „чисто музыкальную роль“» .

Одноимённые постановки

Данный балет М. М. Фокина на музыку Н. Н. Черепнина следует отличать от постановок или хореографических миниатюр под тем же названием:

Кроме указанных предпринимались иные постановки на музыку Клода Дебюсси .

См. также

Комментарии

  1. Вопреки указанным источникам Е. В. Сергеенко датирует премьеру 26 мая 1911 года.

Примечания

  1. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 325.
  2. , с. 406.
  3. .
  4. , Нарцисс, с. 364.
  5. .
  6. , [X]. «Дафнис и Хлоя», с. 164.
  7. , [XIII]. [Модернистический танец], с. 207.
  8. , p. 254.
  9. , p. 257.
  10. , p. 258.
  11. , p. 259.
  12. , p. 260.
  13. , p. 261.
  14. , p. 262.
  15. , p. 265.
  16. , p. 266.
  17. , p. 269.
  18. , p. 270.
  19. , p. 272.
  20. , p. 280.
  21. , p. 281.
  22. , p. 284.
  23. , Нарцисс, с. 365.
  24. , 1914. 27 марта, с. 433.
  25. Прокофьев С. С. , Мясковский Н. Я. 109. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 13 августа 1914, Кисловодск // Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М. : Советский композитор, 1977. — С. 118. — 600 с.
  26. , 1914. 10 ноября, с. 523.
  27. , Нарцисс, с. 366.
  28. .
  29. на YouTube — хореографическая миниатюра К. Я. Голейзовского на музыку Н. Н. Черепнина, запись 1971 года

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Нарцисс (балет)