Interested Article - Синий бог

«Си́ний бог» , также «Голубо́й бог» ( фр. Le Dieu bleu ) — одноактный балет в постановке М. М. Фокина на музыку Рейнальдо Ана по либретто Жана Кокто и Федерико Мадрасо-и-Очоа . Впервые представлен силами антрепризы Русский балет Дягилева 13 мая 1912 года в Шатле , Париж .

История создания

В источниках на русском языке встречаются два перевода французского названия фр. Le Dieu bleu : «Голубой бог» — в воспоминаниях С. Л. Григорьева ; «Синий бог» — в мемуарах М. М. Фокина , в фундаментальной монографии В. М. Красовской по истории русского балета , в балетных энциклопедиях , также и в названии возобновлённой постановки и у Е. Я. Суриц . Если ассоциировать этот персонаж балета с индусским богом Кришной , то его цвет синий или же иссиня-чёрный.

С 1909 по 1912 год Русские сезоны представили в европейских столицах шесть балетов восточной тематики: « Половецкие пляски », « Клеопатра », « Шехеразада », « Ориенталии », «Синий бог» и « Тамара ». 13 мая 1912 года Седьмой Русский сезон (четвёртый парижский ) открылся программой с премьерой «Синего бога» . В том же сезоне состоялись иные премьеры: 20 мая «Тамара», 29 мая « Послеполуденный отдых фавна », 7 июня « Дафнис и Хлоя » .

Григорьев писал, что Дягилев не был уверен в успехе нового балета «Голубой бог»: «Наибольшее сомнение у него вызывала музыка Рейнальдо Ана, на которую он согласился лишь из чувства вежливости. Прочими слагаемыми были хореография Фокина, декорации и костюмы Бакста, сценарий Кокто. У всех были свои достоинства. Но в целом балет оказался скучным, лишённым эффектности, и даже танцы Нижинского и Карсавиной, Нелидовой и Фроман не смогли по-настоящему вдохнуть в него жизнь» . Декорация Бакста была выполнена по мотивам изображений скульптур из храмового комплекса кхмеров Байон в Ангкор-Тхом XII века. Согласно Григорьеву, «Основу хореографии составляли главным образом сиамские танцы, которые Фокин увидел несколько лет назад во время гастролей сиамской труппы в Санкт-Петербурге » . Премьеры «Голубого бога» и «Тамары» прошли вяло и не завоевали успеха . Григорьев писал о неудаче балета .

Либретто

Сюжет приводится в соответствии со сценарием Жана Кокто и Федерико Мадрасо .

Жаркий вечер времён мифической Индии . Под звёздным небом у высеченного в скале храма в центре бассейна покоится священный лотос . Слева огромные позолоченные подъёмные врата храма. В глубине сцены за решёткой алтаря течёт Ганг . Всё заросло дикой цветущей растительностью. Со стен свисают священные змеи. У воды дремлют огромные черепахи.

Молодой человек собирается стать жрецом. Идут приготовления к ритуальной церемонии. Три девушки несут жертвенных павлинов, другие подносят фрукты и цветы. Во время танца баядерок и йогов юноше поверх его мирской одежды надевают шафрановое одеяние служителя культа.

Внезапно через кольцо охранников прорывается молодая девушка и припадает к коленям юноши, умоляя его не покидать её ради служения богам. Он мягко отстраняет её, продолжая пребывать в экстазе. Жрецы оскорбляют девушку и c презрением пытаются прогнать её. Невзирая на их угрозы, она своим танцем пытается вернуть возлюбленного. Поведение девушки нарушает таинство посвящения. Молодой человек замечает любимую, его раздирают сомнения, и он бросается к ней. Жрецы впадают в неистовство и увлекают адепта с собой. Верховный жрец угрожает девушке страшным наказанием: её заковывают в цепи и сажают за решётку. В тишине и одиночестве она пытается выбраться из заточения, но решётка не поддаётся и выдерживает слабый натиск. Появляются злые духи (гротескные чудовища Фокина ), пытающиеся овладеть девушкой. Тут она вспоминает о лотосе.

Бассейн заливается светом — это открывается лотос, из которого возникает богиня. Следуя мановениям её рук из воды появляется бог. Весь он синего цвета, только губы и ногти отливают серебром. Богиня указывает ему на мученицу. Своим стремительным танцем Синий бог усмиряет злых духов. Входят жрецы, чтобы удостовериться в действенности наказания, но при виде чуда падают ниц на землю. Богиня лотоса приказывает освободить девушку. Трясущиеся от благоговения жрецы подчиняются повелению. В храме воцаряется атмосфера буддистского счастья ( sic ! ). Возлюбленные встречаются в объятиях. По мановению богини возникает ведущая в облака золотая лестница. Богиня скрывается в цветке лотоса, Синий бог восходит к небесам .

Премьера

  • 1912 — 13 мая, «Синий бог» («Голубой бог»), индусская легенда в одном акте. Сценарий Ж. Кокто и Ф. Мадрасо, музыка Р. Ана, хореография М. Фокина, оформление Л. Бакста . Дирижёр Д. Ингельбрехт (Д. Ингхельбрехт Désiré-Emile Inghelbrecht ), режиссёр С. Григорьев. Театр Шатле, Париж
Действующие лица и исполнители

Возобновление

См. также

Примечания

  1. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 326.
  2. , p. 28.
  3. , Чистякова. Комментарий к стр. 60, с. 350.
  4. , М. М. Фокин о русских балетах в Лондоне, с. 308.
  5. , Эволюция танца, с. 351.
  6. , Добровольская. Комментарии, с. 423.
  7. , Добровольская. Список постановок М. М. Фокина, с. 465.
  8. , Смена курса, с. 378.
  9. , Разрыв, с. 381.
  10. , Трагедия Петрушки, с. 410.
  11. .
  12. .
  13. .
  14. .
  15. , с. 44.
  16. , с. 406.
  17. , Глава 4. 1912, с. 67.
  18. , p. 256.
  19. , p. 27.
  20. , Глава 4. 1912, с. 62—63.
  21. , Глава 4. 1912, с. 68.
  22. , Глава 4. 1912, с. 69.
  23. .

Литература

  • Годзина Я. С. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Григорьев С. Л. = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века : Хореографы. — Л. : «Искусство», 1971. — Кн. 1. — С. 364—366. — 526 с. — 22 000 экз.
  • Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • Фокин М. М. / Ред. Г. Н. Добровольская ; составление Ю. В. Слонимского , Г. Н. Добровольской. — 2-е изд., доп. и испр. — Л. : Искусство , 1981. — 510 с.
  • : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
  • (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 21 апреля 2019.

Ссылки

Источник —

Same as Синий бог