Interested Article - Августин (Беляев)

Архиепископ Августи́н (в миру Алекса́ндр Алекса́ндрович Беля́ев ; 28 февраля 1886 , село Каменка , Юрьевецкий уезд , Костромская губерния 23 ноября 1937 , Тульская область ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Калужский и Боровский .

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году .

Семья

Родился 28 февраля 1886 года в селе Каменке (ныне село Каменники Юрьевецкого района Ивановской области) в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии; был младшим из пятерых детей. Позднее писал: «Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учёт и другим. И от степени требовательности к себе зависит требовательность моя и к другим…»

В 1913 году женился на дочери священника Юлии, урождённой Любимовой. В семье родились две дочери — Юлия (род. в 1914) и Нина (род. в 1919). 22 июня 1920 году жена скончалась от чахотки .

Образование

Окончил , Костромскую духовную семинарию , Казанскую духовную академию ( 1911 ) со степенью кандидата богословия .

Преподаватель и священник

В 1911— 1920 годы — преподаватель в пензенских мужских и женских учебных заведениях (в том числе русский язык и литературу в Пензенском епархиальном женском училище).

В 1920 был на короткое время арестован по обвинению в «агитации против Советской власти» (будучи старостой в храме, он активно выступал против пробольшевистской «народной церкви», возникшей в Пензенской губернии во главе с лишённым сана епископом Владимиром (Путятой) ).

28 августа 1920 года возведён в сан иерея с назначением священником Рождественской церкви Пензы .

В 1922 года вновь арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей ». Переехал в Кинешму и возведен в сан протоиерея, затем пострижен в монашество.

Архиерей

Епископ Иваново-Вознесенский

18 сентября ( 1 октября ) 1923 патриарх Тихон назначил протоиерея Александра Беляева епископом Ивано-Вознесенским [sic] . Избран по просьбе, направленной патриарху Тихону представителями одиннадцати православных общин епархии. К тому времени время правящий архиерей епархии перешёл к обновленцам, а викарный епископ Василий (Преображенский) находился в ссылке. С 21 сентября 1923 года — епископ Иваново-Вознесенский, викарий Владимирской епархии.

Возглавил сопротивление обновленчеству в епархии. После хиротонии на его стороне оказалось всё духовенство Иваново-Вознесенска , исключая клир одного из храмов: многие священники ушли из обновленчества и вернулись в Патриаршую церковь. Часто служил (в том числе в сельских храмах) и проповедовал. Любил истовое, уставное богослужение , благоговейное неспешное пение и чтение, чуждое духа театральности. По благословению епископа были организованы религиозные кружки.

В феврале — августе 1924 года находился под арестом. С середины 1925 года ему пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в Иваново-Вознесенск лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город. Затем по просьбам верующих (среди которых было немало рабочих) ему было разрешено вернуться в Иваново-Вознесенск.

8 сентября 1926 года арестован в Иваново-Вознесенске по требованию местного отдела ОГПУ , начальник которого писал: «Убаюканный неприкосновенностью… гражданин Беляев пришёл к заключению, что бороться с ним Губотдел не может и что в размахах работы ему в настоящее время не стоит стесняться… Эта наглая уверенность гражданина Беляева вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в „лоно Церкви“ детей вообще, в частности коммунистов, в возрасте 13-16 лет». Содержался в Москве в Бутырской тюрьме .

Ссылка в Среднюю Азию

Был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию , которую отбывал в городе Ходженте , затем в , где находился до марта 1930 года . Переписывался со своими духовными чадами, в комнате, в которой проживал, устроил домашнюю церковь. Верующие собирали подписи, прося освободить владыку, а затем провели сбор средств для ссыльного епископа и других гонимых священнослужителей — организаторы этих акций были арестованы (за организацию «несанкционированного властями Красного Креста»).

1 октября 1929 года назначен епископом Алма-Атинским , но местные власти отказали ему в регистрации. После освобождения из ссылки ему было запрещено возвращаться в Ивановскую область.

Служение в Сызрани и заключение в лагерь

С 1 апреля 1930 года — епископ Сызранский , пользовался авторитетом среди верующих.

В 1931 арестован в Сызрани , вместе с ним арестовали шестнадцать священников, одного монаха и тридцать девять мирян, в их числе старост и членов церковных двадцаток. В обвинительном заключении говорилось: «С появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нём крепкую опору старых традиций, к нему потянулось самое реакционное духовенство». Ещё одно обвинение — организация помощи ссыльным верующим.

Виновным себя не признал. На вопрос, какой характер носила его переписка с верующей молодёжью из Иванова, владыка ответил: «Переписка носила личный характер, то есть вопросов, касающихся религиозного миросозерцания, отношения к родственникам и так далее. По вопросу о религиозном миросозерцании молодёжи я отвечал, что верить в материализм и материю и срамно, и не научно, и не современно».

Приговорён к трём годам лишения свободы, находился в Свирьлаге (недалеко от станции Лодейное Поле ) Ленинградской области .

Калужский архиерей

9 апреля 1934 года назначен епископом Калужским и Боровским .

6 мая 1934 года направил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) рапорт, в котором поздравлял его с возведением в достоинство митрополита Московского и Коломенского: «Радуюсь за срединный град Русский, что он имеет Вас ныне своим митрополитом. Радуюсь и за всю отечественную Церковь, что она имеет в лице Вашего Блаженства авторитетного и мудрого кормчего с авторитетным, равным Патриаршему титулом» .

Пользовался популярностью среди паствы, во время его служб в храме всегда было много молящихся.

2 апреля 1936 года возведён в сан архиепископа .

Последний арест и кончина

20 сентября 1937 года арестован в Калуге . Отверг предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности. 19 ноября 1937 года приговорён по статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. 23 ноября расстрелян вместе с группой духовенства и мирян на Тесницком полигоне под Тулой.

В августе 2000 года Деянием юбилейного Освященного архиерейского собора Русской православной церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 июня 2016. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  2. от 23 ноября 2018 на Wayback Machine . / Публ. и коммент. А. К. Галкина // Вестник церковной истории . — 2010. — № 3/4 (19/20). — С. 198.

Литература

  • // Митр. Мануил (Лемешевский) Русские православные иерархи : период с 1893—1965 гг. . — Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) — Афанасий (Сахаров). 1979. — 431 с.
  • Дамаскин (Орловский) , игум. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 109—110. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  • Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. — Кн. 5. — С. 66, 68, 70, 365—414, 475—476
  • Дамаскин (Орловский), игумен. // Фома. — 2011. — № 11. — С. 42-43.
  • Безбородов А., прот. // Богословско-исторический сборник. 2018. — № 3 (12). — С. 49-61.

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Августин (Беляев)