Епископ Христофор
(в миру
Феодор Алексеевич Смирнов
;
8
[20] февраля
1842
,
Вёшки
,
Смоленская губерния
—
1921
,
Вязьма
,
Смоленская губерния
) — епископ
Русской православной церкви
, епископ
Уфимский и Мензелинский
. Духовный писатель.
Магистр богословия
.
Биография
Родился
8
(
20
) февраля
1842
в
Вёшках
в семье диакона Смоленской епархии. Первоначальное образование получил в
Смоленской духовной семинарии
(1865). В 1869 году окончил
Киевскую духовную академию
.
2 декабря 1870 года утверждён в степени магистра богословия.
С 30 января 1871 года — доцент Киевской духовной академии по археологии и
Литургике
. С 28 октября 1877 года — экстраординарный профессор.
27 марта 1883 года
пострижен в монашество
. 13 апреля рукоположен во
иеродиакона
, 14 апреля — во
иеромонаха
.
3 июня назначен ректором
Тамбовской духовной семинарии
, а 17 июля возведен в сан
архимандрита
.
13 июня 1885 года назначен ректором
Вифанской духовной семинарии
.
30 июля 1886 года назначен ректором
Московской духовной академии
.
25 мая 1887 года хиротонисан в Троице-Сергиевой Лавре во епископа
Волоколамского
, викария
Московской епархии
.
Стал первым ректором МДА в епископском сане
. Оставил после себя ряд нерешённых проблем: профессура выражала своё недовольство тем, что деятельность прежнего ректора нарушала сложившуюся ранее атмосферу; студенчеству не уделялось должного внимания, что приводило к случаям аморального поведения
.
19 декабря 1890 года уволен согласно прошению «по расстроенному здоровью» от звания викария и с должности ректора Московской духовной академии и назначен управляющим
Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем
. 24 января 1891 года вступил в управление Воскресенским монастырем. 9 сентября 1892 года при Воскресенском монастыре была открыта начальная школа грамотности. В феврале 1893 года постановлением Совета этого братства с согласия монастыря обращена в церковно-приходскую одноклассную с трехгодичным курсом школу на общем положении. В школе обучалось 50 мальчиков от 8 до 13 лет из бедного городского и окрестного крестьянского населения, законоучителем был иеромонах Василий. Ученики жили в надворном флигеле и находились на монастырском обеспечении
.
19 декабря 1892 года назначен епископом
Ковенским
, викарием
Литовской епархии
.
6 июня 1897 года назначен епископом
Екатеринбургским и Ирбитским
.
29 марта 1900 года назначен епископом
Каменец-Подольским
.
26 ноября 1903 года назначен епископом
Уфимским и Мензелинским
.
17 октября 1908 года согласно прошению уволен на покой по болезни с местопребыванием в Вяземском Спасо-Предтеченском монастыре
Смоленской епархии
.
25 августа 1912 года на площади у Никитской церкви в ходе торжеств, во время которых был заложен памятник участникам
боёв за Вязьму
, епископ Христофор, живший в Вязьме на покое, окропил святой водой доску, положенную на фундамент
.
Скончался в 1921 года в Вязьме (точной даты нет)
.
Сочинения
-
«Богослужение апостольского времени» // «
Труды Киевской духовной академии
». 1873. — № 4.
-
«Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи» // «
Труды Киевской духовной академии
» 1874. — № 10.
-
«Происхождение и литургический характер таинств» // «
Труды Киевской духовной академии
» 1874. — № 12, 1875. — № 1.
-
Киев, 1876.
-
«Учение древней церкви о Лице Господа Иисуса Христа». (До первого Вселенского собора). Тамбов, 1885.
-
«К Божией Правде». Петроград.
-
«Св. Афанасий сидящий, Патриарх Константинопольский» // «
Русский Паломник
» 1915. — № 38. — с. 604—605.
-
«Древне-христианская иконография, как выражение древне-церковного веросознания». М. 1887. // «Православное обозрение» 1886.
-
«Образ Иисуса Христа». М. 1887. «Творения Святых Отцев», 1886.
-
«Жизнь Иисуса Христа в памятниках древне-христианской иконографии». М. 1887.
-
«Иконография у дохристианских народов». М. 1887.
-
«Происхождение и значение праздника Рождества Христова». Киев, 1887.
-
«Общий взгляд на историю церковной иконографии».
-
«Описание коллекции древних русских икон, приобретенных церковно-археологическим обществом для церковно-археологического музея при Киевской духовной академии в 1875 году покупкою у Московского почетного гражданина Сорокина». Вып. 1-й, Киев, 1883.
-
«Гимн Климента Александрийского».
-
«Два слова при освящении церквей». (Из «Литовских Епарх. Вед.» Вильно 1894 г.). «Церк. Вестн.» 1895. — № 37. — с. 1182.
-
Поучение, сказанное в Шавельской градской церкви преосвященным Христофором, епископом Ковенским. 1894
-
«Спасительный голос» // «Воскресный благовест». 1905. — № 10. — с. 1.
-
«Совершишася» // «Воскресный благовест». 1905. — № 12. — с. 6.
-
«Евхаристия» // «Воскресный благовест». 1905. — № 13. — с. 1.
-
«О молитве» // «Воскресный благовест». 1905. — № 14. — с. 11.
-
«Царство Христово» // «Воскресный благовест». 1905. — № 15. — с. 1.
-
«Господи, кто верова слуху нашему» // «Воскресный благовест». 1905. — № 15. — с. 15.
-
«Поминайте Воскресшего Господа» // «Воскресный благовест». 1905. — № 16. — с. 1.
-
«Блажени не видевши и веровавше» // «Воскресный благовест». 1905. — № 17. — с. 1.
-
«Беседа Иисуса Христа с женою Самарянкой» // «Воскресный благовест». 1905. — № 20. — с. 1.
-
«Наше призвание» // «Воскресный благовест» 1905. — № 21. — с. 4.
-
«О путях и судах Божиих» // «Воскресный благовест» 1905. — № 22. — с. 1.
-
«Великое чудо» // «Воскресный благовест» 1905. — № 23. — с. 8.
-
«Путь Христо» // «Воскресный благовест» 1905. — № 24. — с. 1.
-
«Не отлучайтесь от Иерусалима» // «Воскресный благовест» 1905. — № 25. — с. 1.
-
«Закон и благодать» // «Воскресный благовест» 1905. — № 26, с. 1.
-
«Чадо света» // «Воскресный благовест» 1905. — № 27, с. 1.
-
«О Церкви Христовой» // «Воскресный благовест» 1905. — № 28. — с. 10.
-
«Преображение Господа и человеческая жизнь» // «Воскресный благовест» 1905. — № 31, с.1
-
«Неверие — погибель народ» // «Воскресный благовест» 1905. — № 32. — с. 1.
-
«Благодать Божия» // «Воскресный благовест» 1905. — № 35. — с. 1.
-
«Начало христианских праздников» // «Воскресный благовест» 1905. — № 36. — с. 1.
-
«Разумное служение» // «Воскресный благовест» 1905. — № 38. — с. 1.
-
«Покров Пресвятыя Богородицы» // «Воскресный благовест» 1905. — № 39. — с. 1.
-
«Бодрствуйте» // «Воскресный благовест» 1905. — № 39. — с. 13.
-
«В чём счастье» // «Воскресный благовест» 1905. — № 41. — с. 1.
-
«Прекраса неправды» // «Воскресный благовест» 1905. — № 44. — с. 1.
-
«Об исполнении обязанностей» // «Воскресный благовест» 1905. — № 45. — с. 1.
-
«На чём строить жизнь» // «Воскресный благовест» 1905. — № 46. — с. 1.
-
«Мир с миром или со Христом» // «Воскресный благовест» 1905. — № 47. — с. 1.
-
«Заветы узника» // «Воскресный благовест» 1905. — № 48. — с. 1.
-
«Что сотворю?» (Слово в неделю 26-ю по Пятидесятнице) // «Воскресный благовест» 1905. — № 49. — с. 1.
-
«На зов Божий» // «Воскресный благовест» 1905. — № 50. — с. 1.
-
«С Богом ли мы?» (Слово в день Рождества Христова) // «Воскресный благовест» 1905. — № 52. — с. 1.
-
* «Предостережение св. Иустина Философа» // «
Русский Паломник
» 1916.
Примечания
-
Ныне — в
Угранском районе
Смоленской области.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 9 октября 2015.
20 апреля 2016 года.
-
Исследовательский фонд «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ). Составители: А. С. Мельков, В. Ю. Венедиктов
-
Дорошенко С. М.
от 21 октября 2017 на
Wayback Machine
// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009, стр. 155
-
(недоступная ссылка)
-
(неопр.)
. Дата обращения: 11 апреля 2016.
1 июля 2016 года.
Литература
Ссылки
-
на сайте «Русское православие»
-
-
|
XIX век
|
|
XX век
|
|
Список разбит по векам исходя из даты начала епископства.
Курсивом
выделены временно управляющие.
|
|
XIX век
(викарные)
|
|
XIX век
|
|
XX век
|
|
XXI век
|
|
Список разбит по векам исходя из даты начала епископства.
Курсивом
выделены временно управляющие.
|