Дородницын, Анатолий Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Алекси́й (в миру Анемподист Яковлевич Дородни́цын ; 2 (14) ноября 1859 , село Успенское , Славяносербский уезд , Екатеринославская губерния — декабрь 1919 , Новороссийск ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Владимирский и Шуйский . Духовный писатель и богослов, член Союза русского народа .
Родился в семье дьячка Екатеринославской епархии. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию.
В 1885 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.
В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером Херсона .
В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого ».
В 1891 году был утверждён Святейшим Синодом в учёной степени магистра богословия.
В марте 1902 года был пострижен в монашество с именем Алексий и в том же году рукоположён во иеромонаха ; в августе назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии .
В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита .
30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев) , епископ Таврический Николай (Зиоров) , епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть впервые для Харькова совершавшееся торжество.
С 18 июля 1905 года епископ Елисаветградский , викарий Херсонской епархии .
С 27 августе того же года — епископ Чистопольский , первый викарий Казанской епархии ; 5 сентября был назначен ректором Казанской Духовной Академии .
С 17 января 1912 года — епископ Саратовский и Царицынский .
Состоял почётным членом « Казанского Общества Трезвости » и избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания .
20 июля 1914 года — архиепископ Владимирский и Суздальский (с 24 марта 1916 — Владимирский и Шуйский).
Весною 1917 года съезд духовенства и мирян епархии потребовал удаления архиерея за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину . Святейший Синод был вынужден уволить его на покой и назначить выборы епископа, по результатам которых Владимирскую кафедру занял архиепископ Сергий (Страгородский) .
Осенью 1917 года самовольно поселился в Киево-Печерской лавре , пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине ( Украинская автокефальная православная церковь ), возглавив в конце 1917 года Всеукраинскую церковную раду , почётным председателем которой он был избран. . Святейший Синод поручил митрополиту Платону (Рождественскому) вызвать в Москву «самочинно принявшего на себя руководство церковным украинским движением архиепископа бывшего Владимирского Алексия» . Алексий от вызова уклонился, сообщив, что все железнодорожные билеты проданы до 30 января. Митрополит Платон вызвался достать билет на 25 декабря, но тогда Алексий прислал медицинский документ о «сильнейшем нервном расстройстве» . 7 января 1918 года за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором, проходившим под председательством митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) († 25 января 1918). Выступал против последнего; однако новым митрополитом Киевским и Галицким после гибели митрополита Владимира был избран не он, а митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий) .
Скончался в 1919 году в Новороссийске; был отпет архиепископом Евлогием (Георгиевским) . Согласно его воспоминаниям: «Епископ Сергий [Лавров] человек мало распорядительный, относительно погребения никаких приказаний не дал, и труп в одном белье пролежал дня три в сарае. Я сказал об этом владыке Сергию и предложил поручить мне отпевание. Он с радостью согласился. Жду-жду… покойника всё не привозят. Наконец, показались дроги в одну лошадь, на них огромный гроб, на гробе сидит возница; за дрогами идут два-три монаха. Я вышел встретить жалкую процессию. Огромный гроб был так тяжёл, что его едва-едва смогли поднять. В церкви открыли крышку… — архиепископ Алексий лежал неубранный, в старом подряснике, в епитрахили. Благодаря морозу разложение ещё не наступило… После отпевания спрашиваю: „Где могила?“ Оказывается — на краю кладбища в заросли кустов. Мы долго пробирались по сугробам, увязая в снегу… Погребение архиепископа Алексия… показало мне всю тщету честолюбия, властолюбия».