Interested Article - Памфил (Лясковский)

Еписко́п Памфи́л (в миру Пётр Александрович Лясковский ; 5 (17) октября 1883 , село Арестов , Ровенский уезд , Волынская губерния 10 (23) января 1936 , Краснодар ) — епископ Русской православной церкви , епископ Краснодарский и Кубанский .

Биография

Родился 5 октября 1883 года в село Арестове (ныне Орестов ) Ровенского уезда Волынской губернии в семье священника Александра Лясковского. В родословной будущего епископа Памфила просматриваются семь священнических ветвей: Лясковские, Теодоровичи, Абрамовичи — по отцовской линии; Панкевичи, Диминские, Петровские, Удановичи — по материнской. Был четвёртым ребёнком в семье. Братья Петра — Павел и Никон — стали священниками.

В 1897 году Пётр окончил , а в 1903 году — Волынскую духовную семинарию по первому разряду и в том же году поступил Московскую духовную академию . которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение о Церкви в сочинениях первых расколоучителей». В рецензии на неё Ильи Громогласова говорилось: «В рассматриваемом сочинении довольно заметно выступает на вид один формальный недостаток — неравномерность частей, на которые распадается исследование… Не считая уместным подавать запоздалые советы, спешим заявить, что, во-первых, указанный недостаток не так уж важен сам по себе, и во-вторых, он едва ли не единственный в рассматриваемом сочинении. Во всех остальных отношениях это превосходная работа, о которой можно и должно отозваться с самой решительной похвалою. Внимательное изучение основных первоисточников и литературы, определённость научных взглядов, зрелость суждений, ясность мысли и почти безукоризненная выработанность стиля дают право приветствовать в лице г-на Лясковского человека вполне подготовленного к серьёзной ученой работе, по крайней мере в области избранной им специальности».

С 1 ноября 1907 года преподаватель Волынского женского училища, с 16 сентября 1910 года — преподаватель Житомирского духовного училища. Преподавал географию, историю, греческий язык .

24 мая 1911 года в Успенском соборе Почаевской Лавры архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Памфил в честь мученика . 30 мая 1911 года рукоположен в иеромонаха .

Вскоре архиепископ Антоний (Храповицкий) послал ходатайство в Святейший Синод о поставлении иеромонаха Памфила в учители Волынской семинарии. 7 июня 1911 года иеромонах Памфил стал преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства в Волынской духовной семинарии.

В « Волынских епархиальных ведомостях » сохранилась замечательная статья о паломничестве семинаристов во главе с иеромонахом Памфилом в Тригорский мужской монастырь в окрестностях Житомира .

10 декабря 1912 года иеромонах Памфил был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской духовной семинарии .

10 июня 1913 года состоялся первый в его ректорском служении выпуск семинаристов. Отец Памфил отслужил молебен и сказал простые и душевные напутственные слова выпускникам.

По долгу службы архимандрит Памфил также исполнял обязанности постоянного члена Полтавского епархиального училищного совета и состоял непременным членом Иверского попечительства при Свято-Троицкой церкви Полтавской духовной семинарии, которое находилось под покровительством Преосвященнейшего Феофана, епископа Полтавского и Переяславского.

Последние годы его служения в Полтавской духовной семинарии пришлись на конец 1917 — начало 1918 годов. Где находился архимандрит Памфил с 1918 по 1921 год — неизвестно.

26 декабря 1921 года хиротонисан в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии . На 1922 год проживал тогда в Стародубе .

В 1923 году в самый разгар обновленческого движения был отправлен в ссылку в Яранск Вятской губернии . Мотивировка неизвестна.

Сохранил верность Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после изданию им « Декларации » о лояльности к советской власти.

С 6 марта 1928 года — епископ Богучарский, викарий Воронежской епархии .

В мае того же года в связи с образованием Россошанского округа в составе Центральночернозёмной области , назначен епископом Россошанским , викарием Воронежской епархии .

С 13 августа 1930 года — епископ Уральский .

С 17 августа 1931 года — епископ Чебоксарский .

С 2 октября 1932 года — епископ Богородский , викарий Московской епархии .

С 20 октября 1932 года — епископ Подольский , викарий Московской епархии.

23 ноября 1932 года назначен управляющим Курской епархией .

С 11 августа 1933 года — епископ Краснодарский и Кубанский .

Местные власти долго отказывали в установленной регистрации в Городском Совете, без которой священнослужителям не разрешалось служить в храмах. Он обычно находился не облачённым в алтаре и, выходя за всенощной, прикладывался к Евангелию, безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, спустя несколько месяцев, ему было разрешено служить .

По воспоминаниям современницы владыки Памфила матушки Марии Голощаповой, «внешне владыка Памфил был высок, довольно крепок, лицо строгое, монашеское, борода и волосы длинные, правильные черты. Бледный, молчаливый. В обращении был прост и ласков, но строг в службе. Перед ним на аналойчике всегда лежали „Службы дня“. На службу и со службы ходил пешком, в клобуке, в рясе, с посохом». По её же воспоминаниям часто дети швыряли в него по пути в храм и из храма камни и гнилые фрукты, поэтому прихожане сопровождали своего пастыря.

10 января 1936 года был найден подвешенным на дереве в саду дома, где он жил последнее время. В кармане епископа Памфила нашли записку: «В моей смерти прошу никого не винить», но все документы владыки бесследно исчезли, чтобы невозможно было сличить почерк. По официальной версии это было самоубийство, но в народе этому не верили. Был отпет как простой монах. Приехавший на ему смену епископ Софроний (Арефьев) , узнав, что его поминают, как простого монаха, собрал все материалы и поехал в Москву и добился чтобы епископа Памфила стали поминать как епископа.

В 2010 году над могилой епископа Памфила (Лясковского) была возведена часовня, а рядом построена колокольня.

Примечания

  1. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 558. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  2. . Дата обращения: 30 апреля 2011. 21 мая 2011 года.

Литература

  • Бравкова М. В. // Православие на Урале: вехи истории : Материалы второй Межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 января 2013 года. — Екатеринбург, 2013. — С. 27—32 .
  • Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — С. 455. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
  • Печерин А. В., Ключагин А. И., Сухарев Ю. М. Епископ Стародубский Памфил (Лясковский) и духовенство Гомельской губернии в период изъятия церковных ценностей и начала обновленческого движения // Церковный историк. — 2021. — № 2 (6). — С. 127—146.
  • Печерин А. В. // Церковный историк . — 2022. — № 2 (8) . — С. 157—173 .

Ссылки

Источник —

Same as Памфил (Лясковский)