Interested Article - Стефан (Знамировский)

Архиепископ Стефан (в миру Николай Иванович Знамировский ; 21 апреля 1879 , Ирбит , Пермская губерния 18 марта 1942 , Верхний Чов , Коми АССР ) — епископ Русской православной церкви , с 1933 года епископ (впоследствии архиепископ ) Вологодский .

Семья и образование

Родился 21 апреля 1879 года в семье мирового судьи в городе Ирбите Ирбитского уезда Пермской губернии . После смерти отца его воспитывала мать (скончалась в 1923 году).

Окончил Пермское духовное училище . В 1900 году окончил Пермскую духовную семинарию , поступил в Казанскую духовную академию , где его духовным отцом был схиархимандрит Гавриил (Зырянов) . В 1904 году окончил академию со степенью кандидата богословия.

Преподавательская деятельность

С 7 ( 20 ) октября 1904 года — преподаватель греческого языка , литургики и гомилетики в Пермской духовной семинарии .

С 1908 года — инспектор Пермской духовной семинарии, коллежский советник. Казначей Общества вспомоществования её недостаточным воспитанникам, совершил с семинаристами паломничество в Палестину, член совета церковно-приходского попечительства при храме Рождества Богородицы, коллежский асессор (1909), одновременно преподаватель Священного Писания Нового Завета в пастырско-миссионерском училище имени о. Иоанна Кронштадтского (1911), член Совета Братства во имя свт. Стефана, надворный советник (1912), награждён орденами Св. Гроба Господня и св. Станислава II степени (1913), коллежский советник (1915), член Пермского отдела Императорского православного палестинского общества (1916) и церковно-епархиального совета (1917) . Холост.

В 1917 году был кандидатом на пост Екатеринбургского архиерея (в том году в выборах могли участвовать и безбрачные миряне); получил поддержку 138 из 277 участников епархиального съезда.

В 1917—1918 годах член Поместного собора Православной Российской Церкви по избранию как мирянин от Пермской епархии, участвовал в 1-2-й сессиях, секретарь VIII и член II, VII, XI, XIII, XIX Отделов . Придерживался консервативных взглядов — выступал против выборности прихожанами церковного клира, за богослужение на церковнославянском языке , допуская распространение богослужебных книг на русском языке только «для ознакомления верующих с содержанием церковных молитв».

С 1918 года — ректор Пермской духовной семинарии.

Священник

В 1919 году вместе с армией адмирала А. В. Колчака эвакуировался в Сибирь , где был рукоположён в сан иерея . При колчаковском правительстве в Сибири выступал с проповедями, в которых призывал верующих на борьбу с большевиками. В 1919 г. на площади в Омске призывал граждан вступать в дружины «Святого Креста» для борьбы с большевиками. С этой же целью с группой агитаторов-священников разъезжал по Сибири.

С 1920 года был приходским священником в Омске , с 1921 года служил в Шадринске . Был возведён в сан протоиерея .

В 1923 году арестован в Шадринске по делу епископа Льва (Черепанова) , в сентябре 1923 года переведён в Москву , в Бутырскую тюрьму ; 2 октября 1923 года освобождён по амнистии.

Архиерей

В августе 1924 года был пострижен в монашество, а 30 августа в соборе Данилова монастыря хиротонисан в сан епископа Шадринского , викария Свердловской епархии . Хиротонию возглавил Патриарх Тихон . В 1924 — временно управляющий Пермской епархией . Пользовался авторитетом среди верующих. Проявил себя как решительный противник обновленческого движения .

Получил известность не только как педагог , но и как талантливый проповедник. По воспоминаниям современников,

нужно было видеть Н. И. в момент произнесения проповеди. Он весь становился каким-то подтянутым, стремительным, взгляд его был направлен вдаль, голос звучал властно, и весь вид его был величественным.

28 январе 1926 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) послал епископу Стефану телеграмму, в которой духовенству и пастве Екатеринбургской епархии в связи с участием правящего архиерей Григория (Яцковского) в т. н. «григорьевском» расколе «во всех церковных делах обращаться пока к Преосвященному Епископу Стефану», сохраняя поминовение архиепископа Григория, но воздерживаться от богослужебного и делового общения с ним. Однако не позднее 29 января того же года митрополит Сергий послал новую телеграмму: «В виду выяснившегося нежелания запрещённого Арх[иепископа] Григория отказаться от самочиния, он увольняется от Екатеринбургской кафедры. Благоволите поэтому прекратить поминовение его имени за богослужением в церквах Екатеринбургской епархии (Временно должно быть возносимо ваше имя) и, во-вторых, предложить духовенству и мирянам обсудить вопрос о постоянном архиерее для Екатеринбурга» .

18 сентября 1926 года арестован в Шадринске , четыре месяца пробыл в Свердловской тюрьме. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 14 января 1927 года приговорён по статье 58-5 УК РСФСР к трём годам лишения права проживать в крупных городах и на Урале (фактически выслан в Казань ).

16 сентября 1927 года назначен епископом Калужскийм . Отказался от назначения ввиду неприятия т. н. «Декларации» и 10 июля 1928 года уволен от управления епархией.

Архиепископ Стефан

27 июля 1928 года запрещён в священнослужении заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Жил в Вятке . С 24 апреля 1929 года — епископ Вятский и Слободской.

28 апреля 1930 года арестован, 18 сентября 1930 года особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР осуждён по ст. 58-13 УК РСФСР на три года заключения в лагере, считая срок с 28 апреля 1930 года. Отбывал заключение в городе Соликамске Пермской области , в Уральском (Красновишерском) лагере особого назначения.

С 16 июня 1933 года — епископ Ульяновский . С 5 октября 1933 года — епископ Вологодский. 23 марта 1934 года возведён в сан архиепископа .

9 июня 1934 года направил заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) рапорт, в котором поздравлял его с возведением в достоинство митрополита Московского и Коломенского: «Сей великий акт — поистине есть правдивый отзвук общих чувств, общего настроения всех святителей нашей Российской Православной Церкви, и не только святителей, но и всего православного духовенства и всех православных верующих» .

25 сентября 1935 года арестован в Вологде, не признал себя виновным в руководстве «контрреволюционной церковно-кулацкой организацией», приговорён по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы. Определением Спецколлегии Верховного Суда РСФСР от 9 апреля 1936 года приговор Спецколлегии Северного краевого суда был отменён и дело передано на доследование. 21 августа 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР повторно рассмотрело данное дело и за «антисоветскую деятельность» приговорило по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Северный край , считая срок с 26 сентября 1935 года.

Во время следствия и суда в 1935 году находился в заключении ДПЗ при секторе НКВД в г. Вологда, затем был переведён в Архангельск в тюрьму УНКВД СССР Северного края, где находился в заключении по 5 марта 1936 года. Затем был снова переведён в Вологодскую тюрьму УНКВД Северного края, в которой находился до 20 апреля 1936 года. Ссылку отбывал в селе Тентюково (ныне в черте города Сыктывкар ), где проживал вместе со своим келейником у своей племянницы Анны Тимофеевны Рогозиной.

14 июня 1938 года вновь арестован по обвинению в том, что «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой „Священная дружина“, ликвидированной в начале 1937 года». 24 марта 1939 года приговорён Верховным Судом Коми АССР по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Верхне-Човской исправительно-трудовой колонии.

Последний арест и гибель

В июне 1941 был освобождён, но через два месяца, 9 августа 1941 года, арестован за то, что, «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 года по июнь 1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии». Виновным себя не признал. 17 октября 1941 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Коми АССР приговорён к расстрелу. Находился в Верхне-Човском СИЗО. После отклонения кассационной жалобы приговор был приведён в исполнение 18 марта 1942 года в «1» час «10» минут, посёлок Верхний Чов Слободского сельсовета Сыктывдинского района Коми АССР , ныне, утратив статус населённого пункта, входит в Эжвинский район города Сыктывкара Республики Коми .

Похоронен на кладбище Верхне-Човского ИТК, ныне в городе Сыктывкаре , но точное место расположения могилы не известно.

20 мая 1964 года Президиумом Верховного Суда РСФСР реабилитирован по обвинениям 1936 года. 6 апреля 1989 года признан невиновным по обвинениям 1941 года.

6 апреля 1989 года Прокуратурой Кировской области реабилитирован по приговору от 18 сентября 1930 года.

7 августа 1992 года Прокуратурой Курганской области реабилитирован по обвинениям 1927 года.

Сочинения

  • Личное спасение и общественное служение христианина // Деятель. 1904. № 8.
  • Внутренний мир пастыря Церкви по книге отца Иоанна Сергиева Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» // Православный собеседник. 1905. № 7/8.
  • Протоиерей Владимир Васильевич Страмковский // Пермские епархиальные ведомости. 1906. № 3; Слова // Там же. 1908. № 28, 30.
  • Слово // Пермские епархиальные ведомости. 1909. С. 561.
  • Слово в день похорон премьер-министра статс-секретаря П. А. Столыпина // Пермские епархиальные ведомости. 1911. № 28.
  • К 9 мая // Пермские епархиальные ведомости. 1912. № 13.
  • Проводы воспитанников духовной семинарии в военное училище // Пермские епархиальные ведомости. 1914. № 35.
  • Слово в неделю Православия; Под священной сенью Гефсимании; Речь; Слово в день Преображения Господня; Слово в день свт. Митрофана, епископа Воронежского // Пермские епархиальные ведомости. 1915. № 7, 10, 15, 28, 34.
  • О христианской свободе // Пермские епархиальные ведомости. 1917. № 18/19.
  • Рапорт // Вестник церковной истории. 2010. № 19/20. С. 198—199.

Примечания

  1. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2 ..
  2. от 28 декабря 2014 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 17 марта 2013. 18 августа 2007 года.
  4. Смутное время в Русской Православной Церкви: документы уральских епархий 1920-х годов / Каплин П. В. // : Ежегодный научно-популярный журнал / пред. ред. совета А. А. Капустин . — Екатеринбург : Управление архивами Свердловской области, 2006. — . — С. 126. — 369 с. — 1000 экз. — ISBN не указан.
  5. от 23 ноября 2018 на Wayback Machine . / Публ. и коммент. А. К. Галкина // Вестник церковной истории . 2010. № 3/4 (19/20). стр. 169—252.

Литература

  • Катин П. В. Смутное время в РПЦ: Документы уральских епархий 1920-х гг. // Архивы Урала. — Челябинск, 2006. — № 9/10. — С. 121—139.
  • Стукова Я. Л. Стефан (Знамировский) // Православная энциклопедия . — М. , 2022. — Т. LXVI : «Стаднюк — Суздальский Александровский мужской монастырь». — С. 322-324. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-073-8 .

Ссылки

  • На сайте Русское Православие
Источник —

Same as Стефан (Знамировский)