Благонравов, Анатолий Аркадьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепископ Вениамин (в миру Василий Антонович Благонравов , при рождении Колчев ; 20 января [ 1 февраля ] 1825 , Тарадеи , Тамбовская губерния — 2 [14] февраля 1892 , Иркутск ) — епископ Русской православной церкви , епископ Иркутский и Нерчинский . Православный миссионер и писатель.
Родился 20 января ( 1 февраля ) 1825 года в семье священника Антония Колчева, при поступлении в получил фамилию Благонравов.
С 1840 года обучался в Тамбовской духовной семинарии , в 1846 году направлен учиться в Казанскую духовную академию .
27 августа 1849 года, на последнем курсе академии, пострижен в монашество , 9 октября того же года рукоположён во иеродиакона .
В 1850 году окончил академию со степенью магистра , 31 октября определён бакалавром той же академии на кафедру церковной истории.
20 ноября 1850 года рукоположён во иеромонаха .
С 1852 года — помощник инспектора Казанской духовной академии .
28 ноября 1856 года возведён в сан архимандрита .
С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии.
21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.
По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нём сходство с арабскими сказками « Тысячи и одной ночи ». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов , на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии , и т. п.
С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии .
С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель .
Профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего учёного, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.
20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского , первого викария Иркутской епархии и назначен настоятелем . Миссия эта вступила при нём в новый блестящий период своей деятельности. За шесть лет обращено было до 2000 человек.
4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде .
С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский, Курильский и Алеутский .
В Благовещенске он открыл духовную семинарию .
С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский и Нерчинский .
Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил в православие до 30 000 бурят . Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие.
16 апреля 1878 года возведён в сан архиепископа .
30 августа 1887 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке .
В 1885 году под председательством Вениамина состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей.
В конце 1890 года избран почётным членом Московской духовной академии .
Умер 2 ( 14 ) февраля 1892 года в Иркутске после непродолжительной болезни. Погребён в Иркутском кафедральном соборе .
Отчёты Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно-исторические этюды, дающие много сведений о состоянии сибирского ламаизма . Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883—1886 гг. изданы отдельно под названием «Труды православных миссий Восточной Сибири» (Иркутск, 1883—1886). В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, Японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, Вениамина и его статьи: , «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и . Последние три статьи изданы отдельной брошюрой: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири» (СПб., 1885). Вениамину принадлежат ещё статья о буддизме: «Настоящий буддизм» в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1890, 5) и немало проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык .