Брюне, Жан-Андре Луи
- 1 year ago
- 0
- 0
Клод Брюне́ ( фр. Claude Brunet ) — французский медик и философ , живший в Париже в конце XVII — начале XVIII веков . Его «Проект новой метафизики» считал самым законченным образцом настоящего солипсизма .
До сегодняшнего момента он не пользовался репутацией, которую заслуживал благодаря новым, великим, отважным идеям, выраженным в его трудах. У нас нет сведений о месте и времени его рождения и смерти. Его книги, спрятанные под слоями пыли в нескольких библиотеках, стали исключительной редкостью. Среди них есть те, которые, кажется, полностью утеряны. Всё, что известно о его личной жизни, ограничивается сведениями о том, что он появлялся на публичных конференциях аббата де ла Рок, где он один раз произнес речь о языке животных в присутствии , , , , и др., и что он часто посещал общество аббата Кордемуа. 22 апреля 1717 года на медицинском курсе он защищает любопытную диссертацию «A diversis alimenlis, indoles ingeniis diversa». Если бы мы знали, что стало с библиотекой этого учёного, и где находятся его документы, мы бы смогли пролить больше света на Клода Брюне.
«Проект новой метафизики», зачитанный сначала на лекциях аббата де Кордемуа и напечатанный впоследствии в Париже в 1703 или 1704 году форматом в двенадцатую долю листа. Именно благодаря этому произведению Клод Брюне оказался особенно выдающимся. Невозможно было найти ни единого экземпляра; но на основании того, что писали газеты того времени, можно сделать вывод, что автор изложил в нём систему идеализма, смелую и важную, такую же, которая десять лет спустя прославит английского епископа Беркли , и которая в новой форме будет возрождена в XIX веке в Германии гениальным профессором Готлибом Фихте , что даёт французскому философу приоритет. И кто знает, не стала ли его книга отправной точкой для епископа Клойнского Беркли ?
В вышеупомянутом медицинском журнале Брюне часто на определение философской системы, которая его занимала: «Я рассматриваю, — говорит он, — душу или себя как свет ума и чувства, который сам загорается внутри, зная посредством чувств всё, что он представляет собой, всё, что он совершает, и всё, что происходит в нём, превращает все постижимые и чувственные вещи в идеи и изменения, которым он посвящает себя своими прямыми и продуманными действиями, исходящими от него к нему самому, следуя различным впечатлениям, объединяющимся в группу с его собственной сущностью, видящей и видимой, представляя себя в бесконечности; и в нём одном, как будто индивидуальном, он очерчивает все эти взгляды и т. п.»
Брюне должен рассматриваться как отец современного идеализма , поскольку эта смелая система родилась у него спонтанно, без примера и проводника, не в результате обучения или потому что так сложилось исторически. В остальном Брюне выступал против многочисленных философских мнений картезианского реализма ; но, без сомнения, у тех, кому он оппонирует, чувствуется действие благотворного брожения, которое этот великий человек вызвал в умах во Франции.
Что касается системы идеализма Брюне и нескольких трудов, которые он опубликовал, рассмотрим стр. 547—560 «Мимолетных исторических и литературных пьес», опубликованны Флаша-Сен-Совёром в Париже в 1704 году; журналист о ней написал следующее: «Этот господин Брюне, известный в гуманитарной среде своими многочисленными физическими системами и т. п., решил с недавних пор показать, что глубокие размышления об общих причинах вещей и самых постоянных законах природы нисколько не удаляют его от практики и действий, которые врач должен делать в соответствии со своим пониманием свойствах материи и устройства животного мира».
Это позволяет нам сделать вывод, что Брюне занимался добычей камня, и что его идеи по этому поводу вызывали большую волну толков в академии наук, где они были предложены. Тем не менее журналист позволяет себе позабавиться над «Проектом новой метафизики», сделать несколько замечаний и отпустить несколько шуточек, обычно противопоставляемых идеализму.
Его основные работы: