Азаис, Пьер Гиацинт
- 1 year ago
- 0
- 0
Гиаци́нт , или Жасен (по каталонски: Жасинто), Риго́ , Риго-и-Рос, Хиакинф-Франсуа-Оноре , имя при рождении Хиакинф Риго-Рос-и-Серра ( фр. Hyacinthe Rigaud , кат. Jacint Rigaud, né Jacint Francesc Honorat Matias Rigau-Ros i Serra ; 18 июля 1659 , Перпиньян — 27 декабря 1743 , Париж ) — франко-каталонский живописец академического направления , мастер парадного «статуарного» портрета «Большого стиля» времени правления Короля-Солнце Людовика XIV . Наряду со своим современником Николя де Ларжильером — один из крупнейших портретистов эпохи. С 1700 года академик (ассоциированный член с 1684 г.) и с 1733 года ректор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже .
Гиацинт Риго родился в 1659 году в городе Перпиньяне (Северная Каталония, ныне провинция Восточные Пиренеи, Франция). Внук художников-позолотчиков церковной утвари из Руссильона (Каталония) и сын портного Матиаса Риго, он был старшим братом художника Гаспара Риго. Сначала обучался в портновской мастерской отца, но в 1671 году, после смерти отца, его отправили в Монпелье учиться живописи под руководством Антуана Ранка. Затем, четыре года спустя, переехал в Лион . Именно в этих городах он познакомился с фламандской, голландской и итальянской живописью Рубенса , Ван Дейка , Рембрандта и Тициана , картины которых он позднее коллекционировал. «Ван Дейк какое-то время был его единственным наставником. Он копировал его неутомимо» .
Приехав в Париж в 1681 году с целью усовершенствовать своё мастерство, увидев работы художников, составлявших знаменитую Академию, которую король Людовик XIV основал там в начале своего правления. На следующий год он выиграл Римскую премию , но, послушaвшись первого живописца короля Шарля Лебрена , не поехал в Италию. Лебрен восхищался произведениями молодого каталонца, поэтому и отговорил его от римского путешествия, дабы он полнее посвятил себя портретной живописи, более прибыльному жанру, чем «историческая живопись», которая, тем не менее, в Академии считалась была более достойной .
В 1700 году Риго был избран в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже за предоставленный комиссии портрет г-на Де ла Шапельи и оставался действующим академиком до своей отставки в 1735 году. В Париже сложилась крепкая дружба живописца и гравёра Пьера Древе , в особенности благодаря созданию великолепного портрета гравёра работы Гиацинта Риго (1700). С тех пор Древе гравировал многие портреты работы Риго, включая великолепные портреты архитектора Робера де Кота , живописца Шарля Лебрена и ещё одного верного друга, скульптора Антуана Куазево .
Риго выполнял множество заказов, писал портреты придворных, парижских аристократов, священников и даже лиц третьего сословия. Эти портреты «в стиле Ван Дейка» имели огромный успех благодаря «невиданному сходству и великолепию» (Дезалье д’Аржанвиль). Не справляясь с обилием заказов, в 1692 году художник нанял двух помощников. Однако после смерти Шарля Лебрена в 1690 году должность первого живописца короля перешла к Пьеру Миньяру , а не к Риго. Будущий король Франции Людовик XV получил от Гиацинта Риго три последовательно выполненных парадных портрета. За третий портрет художник запросил невиданную по тем временам сумму в 15 тысяч ливров.
Однако с кончиной старого монарха Людовика XIV в 1715 году и приходом периода Регентства герцога Филиппа Орлеанского , племянника короля и председателя Регентского совета при малолетнем Людовике XV , у Риго изменился круг заказчиков. Герцог продемонстрировал ярко выраженный вкус к итальянским художникам и новым национальным талантам, и Риго пришлось обратиться к заказчикам вне парижского двора и иностранным монархам. Так тот же 1715 год оказался для Гиацинта Риго плодотворным. Наследник Августа «Сильного», король Польши под именем Августа II, прибыл в Париж. На портрете Риго принц-курфюрст, будущий Август III , представлен в полный рост, «в большом королевском плаще с знаками отличия Ордена Датского Слона , рядом с мавром в охотничьем костюме». Помимо 4000 ливров, необходимых для этой работы, Риго получил ещё несколько памятных медалей .
Гиацинт Риго в последние годы жизни много болел. Он умер на восемьдесят четвёртом году 27 декабря 1743 года и был похоронен в церкви Сен-Рок в Париже, где захоронены многие выдающиеся философы, поэты, художники Франции. Риго оставил пять официальных автопортретов . Он оставил также большую библиотеку и значительное собрание картин. Риго коллекционировал произведения художников итальянской и северных школ, копировал некоторые шедевры . В его коллекции имелось семь картин Рембрандта , четыре Рубенса , Тициана , две картины С. Бурдона .
После того, как Гиацинт Риго приехал в Париж в 1681 году, он создал обширную живописную галерею выдающихся людей своей эпохи. Поначалу востребованный третьим сословием , с 1688 года он работал по заказам версальского двора . Следующие полвека он не писал ничего, кроме портретов. Снискал славу «французского Ван Дейка ». Его искусство было «прямым продолжением „большого стиля“, созданного Шарлем Лебреном, первым живописцем короля Людовика XIV » .
Риго считается одним из самых известных французских портретистов классического периода. Жак Тюилье, профессор Коллеж де Франс, писал: «Гиацинт Риго был одним из тех французских художников, которые при „старом режиме“ добились большой известности как портретисты. Эта оценка была заслужена как обилием произведений, так и их постоянным совершенством» . Дезалье де Аржанвиль отмечал: «Истина сияла во всем, что он делал […]. Риго умел придать своим портретам такое совершенное сходство, что, глядя на них издалека, вступал, так сказать, в разговор с людьми, которых они представляли» .
По словам французского писателя-художника Луи Уртика, «Умирая, Риго оставляет за собой галерею великих персонажей, которыми наше воображение теперь наполняет Зеркальный зал; Риго необходим для славы Людовика XIV, и он участвует в этом влиянии царствования, величие которого он установил» . В ранних произведениях Риго отразились все основные черты «Большого стиля» эпохи Людовика XIV , соединение элементов классицизма и барокко . Позднее в его творчестве стали преобладать тенденции академизма .
Многие парадные портреты работы Риго воспроизводил в резцовой гравюре на меди Пьер Древе . Всего известна сорок одна гравюра, в их числе знаменитый портрет короля Людовика XIV (1712). Риго для своих значительных по размеру парадных портретов маслом обычно готовил крупноформатные подготовительные рисунки итальянским карандашом и мелом по тонированной бумаге и Древе гравировал по этим рисункам, а не по самим картинам. Но Риго контролировал эту работу и часто её корректировал. В этих дружеских отношениях Пьер Древе брал на себя и всю коммерческую сторону по реализации гравюр .