Interested Article - Изу, Исидор

Исидор Изу ( фр. Isidore Isou ; настоящее имя — Иона-Исидор Гольдштейн ; 29 января 1925 , Ботошани 28 июля 2007 , Париж ) — французский поэт, кинокритик, кинорежиссёр и артист, который иммигрировал из Румынии . Основатель авангардистского направления под названием леттризм , корни которого уходят в дадаизм и сюрреализм , представляя собой переработку и переосмысление этих направлений.

Биография

Родился 29 января 1925 года в еврейской семье мелкого предпринимателя в румынском городе Ботошани под именем Иона-Исидор Гольдштейн. В детстве мать называла его ласкательным именем Изу, который впоследствии будет взято будущим поэтом в качестве псевдонима .

Начало творческого пути

Ещё во время пребывания в Румынии у Исидора Гольдштейна появились первые намёки на произведения (тексты, рисунки) в стиле, который впоследствии будет назван леттризмом . По словам самого Изу, история леттризма начинается 19 марта 1942, когда он в переведённом на румынский язык произведении философа Кейзерлинга фразу «Поэт расширяет слова» неверно прочитал как «Поэт расширяет гласные» .

После того, как в 1944 году советские войска вошли в Бухарест в конце года он вместе с тремя своими товарищами выпустил первый номер авангардного литературно-художественного издания «Da», который был четырёхстраничным . Экземпляры этого мини-журнала сохранены не были. Последующие выпуски журнал вообще распечатаны не были, так как ещё первый выпуск был запрещён советской военной цензурой и партийными органами. В научной литературе подробных сведений нет. Однако один из авторов затеи выпуска журнала Серж Московичи вспоминал, что на первой странице номера была помещена статья Изу о «вербизме» (которую впоследствии Изу и переименует в «леттризм»), а на последней располагалась его собственная работа, которая повествовала о возникших в процессе размышлений на тему каббалы идеях «светоживописи», в работе предлагалось использовать вместо устоявшихся инструментов живописи разноцветные лучи света .

Переезд во Францию

После давления цензуры в советской Румынии Изу переезжает в августе 1945 года в Париж . 24 августа он отправляется в редакцию издательства « Галлимар ». Изначально он пытался встретиться с главным редактором Жаном Поланом . Под напором неожиданного посетителя издательства секретарша сообщила, что Жана Полана нет, тогда Изу сообщил, что он журналист, попросив провести его к самому Гастону Галлимару . На встрече с последним мигрант из Румынии передаёт ему рукопись своей книги «Введение в новую поэзию и новую музыку». Глава издания согласился её рассмотреть, но решения о публикации не было .

Осенью того же года в парижской лавке для мигрантов еврейского происхождения познакомился с . Именно они вдвоём и основали группировку леттристов (от французского слова «lettre» — буква). Померан стал активным пропагандистом леттризма, создавая произведения на его основе .

Начало активной леттристской деятельности

8 января 1946 года в Зале учёных обществ проходит Первая леттристская манифестация, где Изу выступает с речью «Первая буква леттристов» .

21 января на премьере пьесы Тристана Тцара «Побег», который проходил в Théâtre du Vieux-Colombier Изу, Померан, а также другие соратники леттризма, находившиеся в зале, начали кричать лозунги, одним из которых был: « Дада мёртв! Его место занял леттризм!», в результате чего представление и связанная с ним лекция о творчестве известного дадаиста были сорваны. Исидору Изу удаётся мельком продемонстрировать свои поэтические достижения собравшейся в театре публике. Этот акт привлёк внимание к леттристам со стороны газетчиков .

Летом 1946 года выходит первый номер журнала «La Dictature Lettriste», в котором в частности была помещена статья Изу «Дополнения к леттристской диктатуре» и коллективный манифест «Поэтические и музыкальные принципы леттристского движения» . В первом произведении леттризм в лице его теоретика окончательно задекларировал рождение нового смысла поэзии, которая состояла в лишении смысла самих слов, придания обновлённого смысла знаку, (на первых порах — букве) . В этот же период к группе присоединяется художник и поэт , впоследствии развивавший «ультралеттризм» — собственное направление в фонетической поэзии .

В 1947 году Изу сочиняет первую леттристскую симфонию «Война», которая будет записана лишь полстолетия спустя .

В апреле того же года издательство « Галлимар » всё же опубликовало «Введение в новую поэзию и новую музыку», издание открывалось основополагающим для леттристов текстом — «Манифестом леттристской поэзии», который датирован 1942 годом .

21 июня 1947 года Илья Зданевич выступил в зале Общества географии в Париже с докладом «После нас хоть леттризм», в котором он утверждал, что творческие опыты леттристов просто воспроизводят ранние опыты дадаистов и русских заумников. Находящиеся в зале леттристы, среди которых был и Исидор Изу, активно протестуют, всё это приводит к драке .

5 декабря 1947 года на выступлении в Зале учёных обществ Изу зачитывает фрагменты своего памфлета «Размышления об Андре Бретоне», в следующем году «Еditions Lettristes» опубликовало это произведение, в котором повествовалось о нескольких встречах с основоположником сюрреализма .

В этом же году был издан труд «Сотворение Имени, сотворении Мессии», где Изу провозгласил себя Мессией .

В 1948 году тунисский журнал «Hikma» печатает работу основоположника леттризма «Леттризм и революция молодёжи» .

В начале 1949 года вышел эротический роман Изу под названием «Изу, или Механика женщин», в котором шла речь о том, как автор переспал с 375 женщинами после своего переезда в Париж. Книгу запретили, а самого Изу по решению суда посадили в тюрьму (по другим данным — в психиатрическую лечебницу), но там он пробыл недолго .

В конце 1949 года выходит первый из трёх томов политэкономического труда Изу «Трактат о ядерной экономике. Восстание молодёжи», в работе высказывается идея, что в современном обществе двигающей революционной силы является не пролетариат, а молодёжь .

Летом 1950 издаётся метаграфический роман основоположника леттризма «Дневники богов», построенный на библейских сюжетах .

15 августа 1950 году начинаются съёмки фильма «Трактат о слюне и вечности» ( фр. Traité de bave et d'éternité )" .

Примерно в этот же период была опубликована книга «Уточнения о моей поэзии и обо мне», раскрывающая читателям принципы построения поэзии Исидором Изу, а также был дан ответ на вынесенный в заглавие одной из 170 частей вопрос: «Почему Изу является самым великим поэтом современности?». Помимо этого, книга также содержала несколько стихотворений под общим заглавием «Десять прекрасных поэм» .

Ещё в конце 40-х годов к леттристам присоединились такие поэты как Жан-Луи Бро и Жиль Вольман, тогда же в группу вступил поэт Серж Берна, впоследствии известный как организатор скандально известной акции леттристов в парижском соборе Нотр-Дам .

В 1950 году к леттристам присоединился , ставший в этом движении одной из наиболее влиятельных фигур, а также близким соратником Изу . Именно под руководством Леметра в конце 1950 года вышел первый номер леттристского журнала «Ur», где была опубликована статья Изу «Заметки о будущих силах изобразительных искусств и об их смерти», посвящённая теоретическим аспектам гиперграфического искусства .

20 апреля 1951, на закрытии четвёртого Каннского кинофестиваля , прошла презентация чёрной версии фильма «Трактат о слюне и вечности». На показе присутствовал будущий лидер Ситуационистского интернационала Ги Дебор , который решает присоединиться к группировке леттристов .

В журнале кинофестиваля публикуются две статьи Изу о кино. 26 апреля того же года газета «Combat» опубликовала ещё одну его статью на эту тему .

23 мая 1951 года завершается работа над «Трактатом о слюне и вечности», премьерный показ конечной версии прошёл в Париже, в киноклубе Музея человека .

В апреле 1952 года в леттристском журнале «Ion» публикуется обширная статья Изу «Эстетика кино», в ней устанавливаются основные принципы нового кинематографа .

В июне того же года Исидор Изу принимает участие в съёмках фильма Ги Дебора «Завывания в честь де Сада» в качестве одного из пяти актёров, чьи голоса звучат за кадром .

Раскол в леттристском движении

Летом 1952 года в разросшейся почти до двадцати человек группировке леттристов появляются признаки раскола: Берна, Бро, Вольман и Дебор втайне от Изу создают Леттристский интернационал — фракцию внутри группировки леттристов .

29 октября члены созданной группировки устраивают провокации на пресс-конференции Чарли Чаплина . 1 ноября появляется заявление Изу, Померан и Леметра «Леттристы дезавуируют оскорбления в адрес Чаплина», опубликованное в газете «Combat». Это стало окончательным поводом для раскола между двумя группировками: леттристами Изу и Леттристским интернационалом. Уже официально, до 1957 года (год исчезновения Леттристского интернационала), движение леттристов существовало в виде двух противоборствующих организаций .

Дальнейшая деятельность после раскола леттристов

Последние годы жизни и творческой деятельности

В 1995 году у Изу начинаются серьёзные проблемы со здоровьем .

18-22 сентября транслируется серия из пяти получасовых интервью в передаче «Живьём» на радиостанции « », посвящённых идеям и жизни основателя леттризма .

В течение 1999 года Изу предпринимает проект по записи своих музыкальных произведений (состоящих исключительно из вокальных партий, исполняемых одновременно несколькими певцами-декламаторами, что создаёт эффект полифонии ), которые были сочинёны ещё в 1947 году, — первой леттристской симфонии «Война» и «Трёх весёлых фрагментов». Также в этом же году он сочиняет и записывает «Симфонию № 3». Записи вышли в 2000 году на компакт-диске «Леттристская музыка» .

21 октября 2000 года Исидор Изу выступает в сорбоннском амфитеатре «Guizot» с лекцией об основных идеях леттризма в рамках крупного симпозиума «Город успеха», посвящённого теме воображения. Это было его последнее публичное выступление, где он уже передвигался в кресле-каталке .

В 2001 году записывает свою четвёртую симфонию под названием «Ювенал», компакт-диск с записью симфонии был выпущен через три года .

Издательство «Al Dante» в 2003 году переиздало книгу «Креатика, или Новатика», опубликованную до этого крохотным тиражом. Это объёмное издание почти в 1500 страниц объединило все тома книги под одной обложкой .

В 2006 году основоположник леттризма записал «Симфонию № 5». Это было последним произведением Исидора Изу .

Смерть

Могила Исидора Изу на кладбище Пер-Лашез

Исидор Изу умер в Париже 28 июля 2007 года в возрасте 82 лет, находясь в своей квартире .

3 августа 2007 года в присутствии 30 человек его тело было кремировано на парижском кладбище Пер-Лашез .

Семья

Был женат. От брака родилась дочь Катрин Гольдштейн — известный французский математик, автор книг по теории чисел и истории математики; помимо этого среди её работ есть и посвящённые леттризму .

Издание произведений на русском языке

  • Изу И. Леттризм: Тексты разных лет / Пер. с франц., коммент. и примеч. М. Лепиловой. — М. : Гилея, 2015. — 228 с. — 400 экз. ISBN 5-87987-099-2 .

Примечания

Комментарии
  1. Издание дополнено хроникой жизни и творчества Изу и подробно прокомментировано кандидатом философских наук Степаном Михайленко
Использованная литература и источники
  1. (нидерл.)
  2. Isidore, Jean-Isidore Isou Goldstein // (фр.)
  3. (фр.) — , 2019. — ISBN 978-2-88006-103-6
  4. , с. 165.
  5. , с. 166.
  6. Савицкий Д. П. . Радио Свобода (28 августа 2007). Дата обращения: 22 июля 2016. 22 июня 2013 года.
  7. , с. 167.
  8. , с. 168.
  9. // Сеанс : журнал. — 2011. 19 сентября 2016 года.
  10. , с. 169.
  11. , с. 170.
  12. , с. 171.
  13. , с. 183.
  14. , с. 184.
  15. , с. 173.

Литература

  • Михайленко С. Б. Хроника жизни и творчества Исидора Изу // / Пер. с франц., коммент. и примеч. М. Лепиловой. — М. : Гилея, 2015. — С. 165—184. — 228 с. — 400 экз. ISBN 5-87987-099-2 .
Источник —

Same as Изу, Исидор