Interested Article - Джадд, Дональд

Дональд Джадд ( англ. Donald Judd ; 3 июня 1928 , , Миссури 12 февраля 1994 , Нью-Йорк , Нью-Йорк ) — американский скульптор и искусствовед , один из выдающихся представителей минимализма .

Биография

Дональд Джадд (имя при рождении — Дональд Кларенс Джадд) родился 3 июня 1928 в , Миссури . Художник служил в армии Соединенных Штатов в Корее . Он изучал философию, а затем историю искусств в Колумбийском университете в Нью-Йорке , а также работал в качестве художественного критика между 1959 и 1965 для ARTnews, Arts Magazine, и Art International.

Первая персональная выставка Джадда состоялась в 1957 в Panoras Gallery, Нью-Йорк .

Начиная с 1960-х, Джадд регулярно выставлялся в галереях США , Европы и Японии . При жизни художника наиболее значительные выставки Джадда прошли в Whitney Museum of American Art , Нью-Йорк (1968, 1988); Национальной галереe Канады , Оттава (1975); Van Abbemuseum, Эйндховен , Нидерланды (1987); Сент-Луисский художественный музей (1991). Последние крупные выставки художника прошли в Музее современного искусства, Саитама , Япония (1999); Walker Art Center, Миннеаполис (2001); Tate Modern , Лондон (2004).

Джадд женился на танцовщице Джулии Финч (Julie Finch) в 1964 (позднее они развелись), имел двух детей — сына Flavin Starbuck Judd (1968) и дочь Rainer Yingling Judd (1970). Сохранив дом в Нью-Йорке на 101 Spring Street, Джадд переехал в город Марфа , Техас , в 1972, где жил и работал до своей смерти 12 февраля 1994.

Дональд Джадд — один из самых значительных американских художников послевоенного периода. Работая в Нью-Йорке в 1960-х, Джадд стал известен как один из ключевых представителей минимализма, хотя сам художник не относил себя к данному стилю .

Однако, говоря о Джадде нельзя не обратиться к истокам минимализма. Минимализм, как течение, возник в Нью-Йорке, в период 1960-70-х годов. Наряду с концептуализмом он проводит черту между искусством первой и второй половины XX века. В происхождении минимализма важную роль сыграла книга Камиллы Грей об искусстве советского авангарда, вышедшая в свет в 1962 году. Формы, используемые в минимализме, просты - это пространственные геометрические фигуры с монохромной поверхностью, в большинстве своем нейтрального цвета. Материалы для создания произведений были промышленного происхождения: использовались фанеры, плексигласа и металла. Другие создавались из наборных элементов: кирпича, неоновых трубок и т.д. Определив такие предметы как «специфические объекты», Дональд Джадд писал о них следующее:

«Специфический объект становился функцией пространства, света и зоны видимости зрителя» .

Д. Джадд отказывается от вековой традиции живописи и скульптуры, провозглашающей эмоциональный подтекст и символическое наполнение главными в произведениях искусства, и сосредоточивается на материальности объектов. В своих произведениях и пространстве вокруг них он задается целью исследовать понятие прямоты. Отвергая условности, обращаясь к промышленным материалам, он создавал крупные полые объекты, в основном в форме разнокалиберных «коробок», размещая их в определенной геометрической последовательности .

Дональд Джадд начал свою карьеру как арт-критик Arts Magazine. Как художник он поначалу (в конце 1940-50-х) работал как живописец. В начале 1960-х Джадд начал добавлять трехмерные элементы на поверхность своих работ, поначалу создавая рельефы, а затем перейдя к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами» (specific objects).

Стоит отметить, что в это время представители минимализма разными путями стремились к одному и тому же: они пытались превратить окружающую их физическую среду в искусство, что шло в разрез с существующей традицией. Свои первые работы в направлении минимализма художник создавал еще в 1950-60-х, когда в Америке постепенно приходил в упадок абстрактный экспрессионизм. Данное направление характеризуется большим вниманием к личности художника, ярким жестам и экспрессивными движениями кисти, которые передают энергию и движение создателя вокруг холста. Именно от этого Джадд хотел избавиться . Он также считал, что художнику и вовсе не нужно притрагиваться к произведению. Придумывая свой объект, Джадд создавал чертеж и отправлял его на производство. Готовые экземпляры устанавливались в музее или галерее. Во главенство всего Джадд ставил только идею, чистый замысел. Демистифицируя свои произведения, он идейно ставит себя по другую сторону от популярного тогда абстрактного экспрессионизма .

Так, Д. Джадд, в своем раннем произведении минимализма, делает акцент на усилении взаимодействия между зрителем, произведением и пространством и создает алюминиевый прямоугольный параллелепипед, покрытый эмалью в 1968 году . Изготовленный из промышленных материалов, он притягивает взгляд. Созданный им прямоугольный параллелепипед акцентирует внимание зрителя прежде всего на физической природе объекта. И хотя фигура не создана предметом быта или массового потребления, в ней проявляется идея, высказанная еще М. Дюшаном в « Фонтане » 1917 года. Уилл Гомперц писал о его идее так:

«Он был уверен, что изобрел новую форму скульптуры, подразумевающую, что художник выбирает предмет массового производства без сколь-либо очевидных эстетических достоинств и лишает его функционального предназначения, — иными словами, делает бесполезным, — после чего, присвоим имя и изменив контекст и ракурс, превращает в настоящее произведение искусства» .

Таким образом, Д. Джадд отказывается от живописи и провозглашает, что «объемное произведение искусства по своей природе мощнее и конкретнее, чем краска на плоскости» . В дальнейшем Д. Джадд создает множество скульптур, подобных прямоугольному параллелепипеду, изучая соотношение форм и пространства вокруг них. Отметим, что во многих работах он применял математическую последовательность Фибоначчи .

В 1963 он сформулировал основной «словарь» форм — «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми работал последующие тридцать лет. Поначалу Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х. В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. В это же время он переехал в Техас , где превратил военную базу в личную студию. Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».

Джадд заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета. Он отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы, такие как оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом.

Персональные выставки

  • 2009 Colored Plexiglas, L&M Arts, Нью-Йорк
  • 2008 Woodcut Prints, Paula Cooper Gallery, Нью-Йорк
  • 2007 Architekturgalerie e.V., Мюнхен
  • 2006 Art & Public, Женева
  • 2005 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
  • 2005 Gallery Shilla, Daegu
  • 2005 Работы с 1967 по 1989, Galería Elvira González, Мадрид
  • 2004 Дональд Джадд в Аделаиде, Art Gallery of South Australia, Аделаида
  • 2004 Large-Scale Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
  • 2004 Museum für Gegenwartskunst, Emanuel Hoffmann-Stiftung, Базель
  • 2004 Kunstmuseum Basel, Базель
  • 2004 Annemarie Verna Gallery, Цюрих
  • 2004 For the Pleasure of Seeing, Peter Freeman, Нью-Йорк
  • 2004 K20 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen — am Grabbeplatz, Дюссельдорф
  • 2004 Tate Britain, Лондон
  • 2003 Sprüth Magers London, Лондон
  • 2003 Simon Lee Gallery, Лондон
  • 2003 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
  • 2003 Ранние работы, 1956—1968, The Menil Collection, Хьюстон
  • 2002 50 x 100 x 50 / 100 x 100 x 50, PaceWildenstein, Нью-Йорк
  • 2002 Prints — Galerie Bugdahn und Kaimer, Дюссельдорф
  • 2001 The essential Donald Judd, Walker Art Center, Миннеаполис
  • 2000 Stellan Holm Gallery, Нью-Йорк
  • 2000 Late Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
  • 2000 Musee d´Art Moderne et d`Art Contemporain Nice, Ницца
  • 2000 Luhring Augustine Gallery, Нью-Йорк
  • 2000 Farbe — Кунстхаус Брегенц , Брегенц
  • 2000 16 untitled plywood wall works, 1976, The Chinati Foundation, Марфа, Техас
  • 1999 Untitled, 1976, Dia Art Foundation: Нью-Йорк
  • 1999 16 untitled plywood wall works, 1976, The Chinati Foundation, Марфа, Техас
  • 1998 Galerie du Jour agnès b, Париж
  • 1998 Early Fabricated Work, PaceWildenstein, Нью-Йорк
  • 1997 Lisson Gallery, Лондон
  • 1997 Galerie Bugdahn und Kaimer, Дюссельдорф
  • 1997 Xavier Hufkens, Брюссель
  • 1997 Early Woodcuts and Sculpture, Brooke Alexander Editions, Нью-Йорк
  • 1996 Le Consortium, Дижон
  • 1996 Museum Wiesbaden, Висбаден
  • 1994 The Last Editions, Brooke Alexander Editions, Нью-Йорк
  • 1993 Museum Wiesbaden, Висбаден
  • 1993 Galerie Greta Meert, Брюссель
  • 1991 Galerie Greta Meert, Брюссель
  • 1991 Victoria Miro Gallery, Лондон
  • 1991 currents 47: мебель Дональда Джадда, Сент-Луисский художественный музей , Сент-Луис, Миссури
  • 1987 Kunsthalle Düsseldorf, Дюссельдорф
  • 1986 Sculpture/Furniture, Rhona Hoffman Gallery, Чикаго
  • 1981 Orange County Museum of Art, Ньюпорт Бич
  • 1979 Lisson Gallery, Лондон
  • 1977 Quadrat Bottrop — Josef Albers Museum, Bottrop
  • 1975 Lisson Gallery, Лондон
  • 1975 Galerie Daniel Templon, Париж

Публичные коллекции

  • Museo D’Arte Contemporanea Donna Regina, Неаполь, Италия
  • Gallerie d´Arte Moderna di Udine, Удине, Италия
  • Hiroshima City Museum of Contemporary Art, Хиросима, Япония
  • Shizuoka Prefectural Museum of Art, Сидзуока, Япония
  • Hara Museum of Contemporary Art, Токио, Япония
  • Leeum — Samsung Museum of Art, Сеул, Корея
  • Kunstmuseum Liechtenstein, Вадуц, Лихтенштейн
  • Stedelijk Museum Amsterdam, Амстердам, Нидерланды
  • Stedelijk Van Abbemuseum, Эйндховен, Нидерланды
  • Kröller-Müller museum, Otterlo, Нидерланды
  • Museum Boijmans van Beuningen, Роттердам, Нидерланды
  • Berardo Museum, Collection of Modern and Contemporary Art, Лиссабон
  • Museu d´Art Contemporani de Barcelona, Барселона, Испания
  • Centro de Artes Visuales Helga de Alvear, Касерес, Испания
  • Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид
  • Centro Galego de Arte Contemporánea, Сантьяго-де-Компостела
  • Moderna Museet, Стокгольм
  • Kunstmuseum Basel, Базель
  • Museum für Gegenwartskunst — Emanuel Hoffmann-Stiftung, Базель
  • Kunstmuseum Bern, Берн
  • Hallen für neue Kunst, Шафхаузен
  • Migros Museum für Gegenwartskunst, Цюрих
  • Tate Britain, Лондон
  • Tate Modern, Лондон
  • Akron Art Museum, Акрон , Огайо
  • University Art Museum , Олбани, Нью-Йорк
  • University of Massachusetts — Amherst Fine Arts Center, Амхерст (Массачусетс)
  • Addison Gallery of American Art, Эндовер
  • Austin Museum of Art, Остин, Техас

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. (англ.)
  4. (нидерл.)
  5. Сьюзи Ходж. Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники. / Ольга Киселева. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — С. 152-153. — 224 с. — ISBN 978-5-00117-015-0 .
  6. . ART УЗЕЛ . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
  7. Сергей Гущин, Александр Щуренков. Современное искусство и как перестать его бояться. — Москва: АСТ, 2018. — С. 26-27. — 240 с. — ISBN 978-5-17-109039-5 .
  8. Уилл Гомперц. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси.. — Москва: Синдбад, 2018. — С. 20-21. — 464 с. — ISBN 978-5-906837-42-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Джадд, Дональд