Ефимов, Геронтий Валентинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Епископ Геронтий (в миру Григорий Иванович Лакомкин ; 1 [13] августа 1872 , Большая Золотилова , Костромская губерния — 7 июня 1951 , Москва ) — епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) , епископ Костромской и Ярославский .
В 2007 году канонизирован в Русской православной старообрядческой церкви как местночтимый святой. В 2012 году на Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви был канонизирован для общецерковного почитания .
Родоначальником фамилии Владыка Геронтий называет старообрядца белокриницкой иерархии Иякова. Согласно семейному сказанию, он всегда носил мешочек, называемый «лакомка», в котором были гроши и копеечки, подавая милостыню нищим и одаривая детей. За то, что он носил этот мешочек не только по праздникам, как это делали многие в то время, но ежедневно, его называли Лакомка, а его сыновей Парфения и Герасима — Лакомкины .
Много поколений предков владыки Геронтия были старообрядцами, его отец являлся священником. Брат Георгий принял иноческий постриг с именем Геннадий и сам впоследствии стал старообрядческим епископом.
Родился в деревне Большая Золотилова Золотиловской волости Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне — село Золотилово Вичугский район , Ивановская область ). Получил домашнее образование. Не обладая сильным голосом, юноша Григорий хотел заняться рисованием, к чему имел очевидный талант, однако по настоянию брата и деда, стал всё же изучать пение . Учёба шла успешно.
Когда настала пора жениться, мать и брат сами нашли невесту, и хотя Григорий желал жениться на другой девушке, он покорился воле старших и в 1896 году сочетался браком с Анной Дмитриевной, урождённой Печневой. Брак оказался очень удачным: „Когда был совершён брак, чин венчания, то у сочетавшихся оказалась какая-то особая, неописуемая любовь, каковая была неизменна до смерти“ — пишет отец Геронтий в воспоминаниях. В семье было двое сыновей — Геннадий и Анатолий.
Занимался крестьянским трудом, обучал детей церковному чтению и пению, которым, в свою очередь, научился у старшего брата Георгия.
В ноябре 1899 года Григория Ивановича призвали на военную службу. Первый год во время строевой службы Григория Ивановича осуждали на отказ петь песни и есть мясо в посты, считая это уклонением от службы. На второй год его определили в канцелярию писарем . Отстаивая в спорах свою веру, Григорий Иванович был вместе с тем дружен с окружающими и всеми уважаем. Он привёл в порядок архив Старорусского полка , копившийся более 200 лет, и получил благодарность. К празднику Рождества Григорий Иванович создал рисунок для поздравительного письма, отпечатал на литографическом камне и служившие с ним разослали поздравления родным. Только через 2 года получил Григорий Иванович отпуск на месяц.
По окончании военной службы на отлично выдержал экзамен на заурядного военного чиновника, и окончательно вернулся домой. Помогал брату-священнику, воспитывал с женой его сирот.
Являлся уставщиком в храме в родном селе.
14 мая 1906 года рукоположён в сан диакона . 21 мая 1906 года рукоположён во иерея и назначен настоятелем церкви в селе Стрельниково Костромской губернии .
Получил очень сложный приход, многие верующие были подвержены пьянству. Проявил себя энергичным пастырем, за шесть лет его настоятельства был перестроен храм, основана богадельня , выстроено здание особого старообрядческого училища с четырёхлетним обучением, (о. Григорий преподавал в нём Закон Божий и основы богослужения). Под его руководством была создана школа крюкового ( знаменного и демественного) пения для детей, в которой воспитаны более двух десятков учителей пения. Хор прихода в селе Стрельниково приобрёл широкую известность в старообрядческой среде.
17 сентября 1908 года овдовел.
В 1911 году в приходе было учреждено общество трезвости.
25 августа 1911 года на Освященном соборе был избран епископом Петербургско-Тверской епархии .
В декабре 1911 года был возведён в сан протоиерея .
2 марта 1912 года епископ Ярославский Ипатий (Басо-Скоков) в моленной Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде совершил чин пострижения протоиерея Григория в иноки. Евангельским отцом новопостриженного инока стал присутствовавший при пострижении епископ Нижегородский Иннокентий (Усов) .
11 марта того же года в Покровском храме на Громовском кладбище рукоположён в епископы. Хиротонию возглавил архиепископ Иоанн (Картушин) .
Во время его управления епархией в епархии было построено 14 храмов (из них 7 каменных; в частности, в 1915 им был освящён только что построенный кафедральный Покровский собор на Громовском кладбище), кроме того, были переустроены и отремонтированы три храма. В Псковской губернии епископом Геронтием был основан монастырь. Много внимания уделял образованию, открывал духовные школы и училища, в том числе при старообрядческих храмах.
После прихода к власти большевиков на некоторое время был арестован, после освобождения вернулся на свой старый приход в селе Стрельниково, а в 1920 по решению епархиального съезда, состоявшегося в Ржеве , вернулся в Петроград .
В 1918 году организовал братство имени священномученика протопопа Аввакума с участием около ста человек, функционировавшее до 1927 года ; при братстве был организован любительский хор.
После смерти епископа Павла (Силаева) временно управлял Калужско-Смоленской епархией около года, до хиротонии епископа Савы (Ананьева) .
С 1924 года титуловался «Ленинградским и Тверским».
В 1925 — 1926 годы организовал в Ленинграде богословские пастырские курсы, на которых получали образование около 30 человек. Собрал библиотеку, в которой насчитывалось около полутора тысяч книг. Был энергичным епископом — в отсутствие секретаря ежегодно писал и отправлял более 1200 различных писем и посланий.
В ночь с 13 на 14 апреля 1932 года агенты ОГПУ нанесли страшный удар по старообрядцам Ленинграда, подвергнув тем или иным формам репрессий более 160 человек: всё духовенство Епархиального центра Белокриницкого согласия в Ленинграде, в том числе епископа Геронтия (Лакомкина), большинство певчих, постоянных прихожан храмов Громовского старообрядческого кладбища, а также почти всех членов Братства имени протопопа Аввакума, в которое, помимо старообрядцев Белокриницкого согласия, входили единоверцы . В эту ночь началось следствие по делу «Всероссийского союза старообрядческих братств» (уже давно не существовавшего) и «Ленинградского братства имени протопопа Аввакума», по которому прошло в качестве обвиняемых 67 человек. Все они были приговорены 22 и 28 ноября 1932 года Особым совещанием Коллегии ОГПУ к различным срокам заключения в лагерь или ссылки . Арестованный вместе с ним сын Геннадий погиб в лагере. Девять месяцев находился в предварительном заключении в тюрьмах Ленинграда, в том числе пять — в одиночной камере. В тюрьме тяжело болел цингой , но даже тогда не нарушал поста, не потреблял мясной пищи. В ноябре 1932 приговорён к 10 годам лишения свободы. Был отправлен в Вишерлаг , сразу же после прибытия был насильственно обрит, что особенно тяжело воспринимается старообрядцами.
В лагере был назначен санитаром, но вскоре был снят с этой должности:
Был приказ, чтобы от больных никто не смел брать пищу, и то, что им полагается, то и выдавать под строгую ответственность. На другой же день утром является ко мне бухгалтер-пьяница, два-три лекпома и просят мослов. Это значит, на каждого дать около одного килограмма мяса. Я отказался, указав на приказ. Мне пригрозили и обещали отомстить, ибо это у них был закон: поедать мясо, предназначенное для больных. Злоба на меня росла все более и более от тех, кому я не давал мяса, сахару и т. п. от больных. Меня даже сняли с работы по жалобам указанных лиц и поместили в самый грязный барак. Вши, воровство и урки. Спали все одетые, и то с сонных снимали, что ворам нужно. Так мне пришлось побыть с полгода. Вшей не искали, их просто сгребали и кидали. Грязь необыкновенная.
Был тяжело болен, по выздоровлении был назначен «дневальным и старостой в бараке, где помещались санитары, медбратья и разные должностные лица» (к тому времени лекпомов, требовавших от епископа продуктов, сняли с должности в результате проверки). Потом согласился быть старшим санитаром, но на своих условиях:
Долго я не соглашался, но когда согласился, то поставил им условие, чтобы бороду мне не брить (а перед этим меня ещё раз насильно в бане обрили), чтобы санитаров кормить из больничного котла, чтобы они были сыты и чтобы не воровали.
В 1935 году переведён в лагерь в Саранск , где вновь работал старшим санитаром, но затем переведён на общие работы, занимался плетением лаптей, потом ткал рогожи . За празднование Пасхи был переведён на более тяжёлые работы, где переболел малярией . Потом вместе с другими инвалидами был переведён в , откуда его отправили в Ветлужские лагеря, где он был бригадиром. В 1937 году отправлен на север в Коми АССР , там работал санитаром в палате для умирающих. В последнее время перед освобождением занимался изготовлением хвойного кваса по своей авторской технологии (изобрёл хвоестрогальную машину).
4 июля 1942 года освобождён из заключения, отбыв срок полностью (с превышением почти на три месяца).
В то время Ленинград находился во вражеской блокаде, а большая часть территории Ленинградской и Тверской епархии была оккупирована немецкими войсками. Епископ Геронтий не имел никакой возможности узнать, что стало с его паствой . Епископу Геронтию было разрешено поселиться в Костромской области (в селе Стрельниково, в котором служил до рукоположения в епископа).
В 1943 году получил государственную регистрацию как епископ.
В конце 1943 года был вызван в Москву, назначен епископом Ярославским и Костромским (затем переименованной в Костромскую и Ярославскую, так как епископ находился в Костромской области) и помощником архиепископа Московского и всея Руси Иринарха (Парфёнова) , служил в Покровском соборе на Рогожском кладбище, много проповедовал.
В 1945 — 1949 годы руководил изданием церковного календаря — единственного старообрядческого периодического издания, выпускавшегося в то время. Несмотря на пожилой возраст, часто посещал приходы. Автор воззваний, обращенных к другим старообрядческим течениям, с призывом присоединиться к Русской православной старообрядческой церкви. Участвовал в поставлении трёх епископов, составил список кандидатов в епископы, хиротонии которых проходили вплоть до начала 1960-х годов.
Выдающийся проповедник, каждый воскресный и праздничный день говорил проповеди в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище . Мемуарист, его воспоминания являются ценным источником по истории старообрядчества XIX—XX веков; отдельная глава мемуаров посвящена его пребыванию в заключении в 1932—1942 годах.
Широкую известность среди старообрядцев получило Духовное завещание епископа Геронтия, составленное 20 октября 1950 года . В нём епископ, кратко упоминая о своём имуществе (которое заключалось в библиотеке, завещанной им Покровскому кафедральному собору с тем, чтобы книги «были представлены для чтения всем христианам по их желанию и выдавались по записи в особую книгу, дабы не утерялись»), основное внимание уделяет духовным наставлениям. Среди них следующие:
Старайтесь, чтобы в детях ваших не было злобы, лжи, клеветы, сквернословия, пьянства и татьбы, зависти и мщения и других тому подобных грехов. Да не зайдет солнце во гневе вашем. Всегда прощайте друг друга, а особо на ночь нужно всегда прощаться. Не забывайте праздничных и воскресных дней, когда непременно надо приходить на общую церковную службу — Всенощную и Литургию. В церкви Божией стойте со страхом и с благоговением, без разговоров, как на небе. До окончания службы не уходите из святого храма. На подаяние во святой храм и бедным не скупитесь. А дома ежедневно молитесь утром, и на сон, и днем, а также перед пищею и после пищи, как указано во святых книгах… Молитесь без поспешности, с благоговением, а тем более старайтесь истово, не спеша, совершать крестное знамение и поклоны. Крестное знамение совершайте двуперстно, как установлено Христовой Церковью, с молитвами, и чтобы сердце ваше и ум были объединены мыслью молитв и благоговейным чувством к Богу, Его святым угодникам. Ибо молитва есть святая беседа с Богом и Его святыми. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу.
Скончался 7 июня 1951 года в Москве, был похоронен на Рогожском кладбище .
В июле 2007 епископ Геронтий на съезде Санкт-Петербургской и Тверской епархии был причислен к лику местночтимых святых .
Канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви .