Нераскрытое преступление
(т. н. «
глухари
» или «
висяки
») — это преступление,
уголовное дело
по которому было приостановлено и сдано в архив («
заморожено
»; ср.
англ.
Cold case
) ввиду невозможности установления личности виновного в преступлении. Ежегодно во всех странах мира остаются нераскрытыми десятки тысяч преступлений.
Нераскрытые преступления становятся объектом внимания общественности,
СМИ
и «
городских легенд
». Эти преступления играют большую роль в массовой культуре: о них снимают кинофильмы и
телесериалы
, пишут
детективные
романы и документальные расследования.
Преступление может считаться раскрытым, когда совершившее его лицо (или лица) признаны виновным в нём законным судом (в некоторых случаях осуждение может быть заочным
или посмертным
). Убийства и другие преступления не раскрываются по многим причинам. Среди основных причин, можно выделить:
Иногда у следствия не бывает каких-либо улик и даже подозреваемых. Этот фактор может быть связан с обычной халатностью правоохранительных органов, недостаточным государственным финансированием или просто личным нежеланием раскрыть какое-то преступление.
В некоторых случаях имеет место
судебная ошибка
, когда человека осуждённого за убийство оправдывают спустя много лет. Тогда дело отправляется на доследование, но нередко из-за слишком большого временного отрыва найти реального убийцу не удаётся (среди примеров — дела
Стивена Даунинга
,
Андре Кааса
и
Ричарда Тьюта
).
Иногда дело также остаётся нераскрытым из-за оправдания главного подозреваемого (один из примеров — дело
Лиззи Борден
).
Некоторые преступления имеют очень сильную связь с политикой, и тогда правоохранительным органам довольно сложно вести расследование, или привлечь к ответу преступников (даже если тех удалось вычислить). К примеру, в деле об
убийстве
Джона Кеннеди
отмечалось давление властей США на следствие, а также заинтересованность в том, чтобы дело осталось нераскрытым. В тоталитарных государствах власти могут открыто саботировать следствие, чтобы остановить раскрытие дел об убийствах неугодных им лиц.
В некоторых случаях полиции не только не удаётся найти убийц, но даже и идентифицировать жертву. В таком случае жертве убийства даётся условное обозначение или прозвище (один из примеров — «
»). Кроме того, особую сложность в расследовании убийств представляют исчезновения. В данном случае сложно судить о преступном исчезновении человека и его вероятном убийстве, ввиду отсутствия трупа (как к примеру в случае с
Ламонтом Янгом
или
семьёй Мартин
).
Статистика
В
2008 году
в
России
нераскрытыми оставались более 1,5 миллионов преступлений (из них около 90 тысяч нераскрытых убийств
). В
2010 году
65 105 человек разыскивались как пропавшие без вести, 83 919 человек разыскивались за различные преступления (из них 3857 человек разыскивались за убийства)
. В
2015 году
в РФ было около 75 тысяч нераскрытых убийств
.
Гипотетически шансы на раскрытие есть у любого преступления, вне зависимости от его давности и хитроумности. В истории криминалистики есть примеры раскрытия убийств многолетней давности
, идентификации личности неизвестных серийных убийц, поимки людей находившихся в розыске 20 лет и более
, идентификации трупов и нахождения лиц пропавших без вести спустя десятилетия после их исчезновения. Факторы, которые способствуют раскрытию даже самых «безнадёжных» преступлений, таковы:
Развитие технологий, с помощью которых удалось улучшить сбор улик, в том числе усовершенствованные методы
анализа ДНК
. Так, в
2020 году
за 10 убийств совершённых в период с 1979 года по 1986 год был осуждён бывший полицейский
Джозеф Джеймс Деанджело
. В его разоблачении большую роль сыграли современные технологии по раскрытию преступлений. Могут быть расследованы единичные преступления: так, в
2018 году
в США было раскрыто
, которое оставалось нераскрытым с
1979 года
; расследование по этому делу длилось 39 лет.
Раскрытию преступлений способствуют
явки с повинной
людей, совершивших преступления
. Причины для таких явок могут быть самыми разными — от раскаяния
до улучшения условий содержания в тюрьме (если лицо уже осуждено за другие преступления). В качестве примера можно привести американского серийного убийцу
Сэмюэля Литтла
, отбывавшего пожизненный срок в тюрьме с
2014 года
за 3 убийства. В ноябре
2018 года
в обмен на улучшение условий своего содержания, Литтл признался
ФБР
в 90 убийствах. Его показания впоследствии подтвердились, и полиции удалось раскрыть более 50 убийств в нескольких штатах.
Шансы на идентификацию есть у любой неопознанной жертвы, независимо от давности её убийства. К примеру, большого успеха полиция добилась с неопознанной жертвой убийства, известной как «
Принцесса Доу
». Она не только была опознана летом
2022 года
в сороковую годовщину своего убийства (было установлено что её звали До́ун Ри́та Ола́ник), но и был арестован подозреваемый в её убийстве. В том же году была установлена личность «
Мальчика в коробке
» — спустя 65 лет было установлено что его звали Джозеф Огастус Зарелли. Несмотря на то что главный подозреваемый в этом деле отсутствует, перспективы его раскрытия сильно возросли.
В массовой культуре
История об нераскрытом преступлении как правило, рассказывает об успешных преступниках и о неспособности
полиции
им противостоять. Преступник в такой истории может внушать как ужас (беспощадный мафиози, маньяк), так и уважение или зависть (в качестве сильной и удачливой личности, успешно противостоящей «системе», враждебной «человеку с улицы»).