Interested Article - Герода де Лавор

Герода де Лавор ( фр. Guiraude de Lavaur ; ? — 3 мая 1211 ), более известная как Жеральда де Лорак (Guiraude de Laurac), или Дама Жеральда (Dame Guiraude). Легендарная фигура сопротивления завоевателям-крестносцам во время крестового похода против альбигойцев . Исповедовала катарское христианство.

Биография

Она была дочерью Бланш де Парасколь (Blanche de Paracol) известной покровительницы катаров в крае Тулузского графства и Аймери Роже де Рокефорт (Aimery Roger de Roquefort), владельца замка Лорака (Laurac) и Монреаля (Montréal).

У неё было три сестры: Эсклармонда, Мабилия и Наварра, а также брат Аймери де Монреаль . Мабилия и её мать Бланш приняли посвящение в «Совершенные» — катарский духовный чин.

Сыном её сестры Эсклармонды был известный файдит Бернар Оттон де Ниор.

Она вышла замуж за Гильема Пейре сеньора Лавор , который вскоре после свадьбы отправился в Третий Крестовый поход . После того как Герода получила известие о смерти мужа в святой земле, она не стала выходить повторно замуж, а приняла катарское посвящение в «Совершенные» которое обязывало к монашеской жизни. Занялась благотворительностью, помогала всем нищим и обездоленным.

Осада Лавора

1211 был отмечен рядом важных политических событий в борьбе Монфора за контроль над землей Транкавелей . Во-первых, Педро Арагонский признал Симона как виконта Безье и Каркассона и своего вассала. Во-вторых, в январе произошла повторная экскоммуникация Раймонда VI, графа Тулузы папским легатом , в апреле папа подтвердил её. Это означало, что Раймонд больше не считался крестоносцем, а его владения не защищались папой. После сдачи замка Кабаре крестоносцы двинулись к городу Лавору, занимавшему важное положение и также имевшему репутацию гнезда еретиков. Лавором владела дама, Жеральда де Лавор, которую поддерживал её брат, Аймери де Монреаль , изгнанный из своих владений Монфором. Город был хорошо защищен, он стоял над рекой Аго, скалистый склон защищал его с одной стороны, с другой были толстые стены — такие толстые, что защитники могли ездить по ним верхом, как сообщает Пьер де Во-де-Серне.

Сначала крестоносцам хватило сил лишь на то, чтобы организовать осаду с одной стороны, но после подхода подкреплений они построили деревянный мост через Аго и ограду вокруг Лавора. В конце апреля граф Фуа Раймонд-Роже перехватил колонну немецких крестоносцев, идущих на помощь Монфору, разбил её у деревни Монжи. Как сообщают, 5000 было убито, но это число представляется невероятным. В мае Монфор разрушил деревню Монжи убив всех крестьян, от мала до велика, и вывесил трупы на дверях их домов в отместку за эту резню.

Несмотря на отсутствие подкреплений осадные машины Монфора делали свое дело, как и при Минерве и Терме. Пьер де Во де Серне описывает это так: Сначала построили машину, называющуюся кошка. Когда она была готова, её втащили в ров вокруг Лавора, затем с большими усилиями они притащили дерево и ветки, которые связали и наполнили ими ров. Когда стена была разрушена, крестоносцы ворвались в город, 3 мая, и взяли его. Монфор решил сделать из города показательный урок по нескольким причинам, включая то, что Аймери де Монреаль в 1210 присягнул ему, из-за длительности осады и резни над немецкими крестоносцами. Дальнейшее может служить примером безжалостности Монфора и его методов подавления сопротивления. 3 мая 1211 г. крестоносцами был захвачен Лавор, который совместно с братом Аймери де Монреаль (Aimery de Montréal или Aimeric-de-Montréal) защищала его владелица Герода.

О расправе с побежденными подробно рассказывает Pierre des Vaux de Cernay (§ 227, p 117): Вскоре Аймери (Aimeric), бывший владелец Montréal, был выведен из Лавора вместе с восьмюдесятью другими рыцарями. Благородный граф [имеется в виду де Монфор — de Montfort] приказал повесить их на похожих на вилки виселицах. Однако Аймери оказался настолько тяжел, что плохо закреплена в земле виселица обрушилась, ровно как и виселицы под некоторыми другими осужденными. Тогда граф опасаясь растянуть казнь на длительное время приказал предать мечу оставшихся в живых осужденных, что наши крестоносцы и выполнили с большим воодушевлением, изрубив их на месте. Граф приказал. чтобы сеньору Лавора (Lady of Lavaur), сестру Аймери и еретичку самого худшего толка, бросили в колодец и завалили камнями. Наши крестоносцы с «радостью в сердце» («with great joy» — cum ingenti gaudio) сожгли остальных нераскаявшихся еретиков.

Estiers dama Girauda qu’an en UN potz gitat:

De pieras la cubriron; don fo dols e pecatz,

Que ja nulhs hom de segle, so sapchatz de vertatz

No partira de leis entro agues manjat.

Кроме это они бросили даму Геральду в колодец

И забросали сверху камнями, покрыв себя позором

Ибо клянусь, она была так добра и щедра,

Что ни один странник или нищий не уходил из её дома голодный

В Лаворе находились 400 совершенных, мужчин и женщин; по крайней мере можно так предположить, учитывая, что, войдя в город, крестоносцы сожгли 400 еретиков.

Французская молва, согласно приведенной песни, приписывает крестоносцам подлое вероломство, говоря, что те сперва обещали полное прощение сдавшимся защитникам, а затем нарушили свою клятву (в действительности так не было). В дальнейшем эта история пересказывалась в работах Bernard Carayon, Bertran de la Fage, Daniel Riffa, Jean-Paul Cazes. Тема гибели отважной Дамы Жеральды достаточно часто становилась сюжетом французских художников. Особенно это характерно для её родного города лавора, за свободу которого она отдала жизнь и героиней которого и является.

Судьба останков

В 1997 г. во время перестройки старинного здания, когда-то принадлежавшего Ордену госпитальеров (chevaliers l’Hôpital de St-Jean de Jérusalem), на улице Дальбаж в Тулузе (rue de la Dalbade, à Toulouse) был найден таинственный саркофаг. На его крышке была высечена женская фигура, сбоку геральдическое изображение башен, очень похожих на герб на замке сеньоров Лорак (seigneurs de Laurac), разрушенном после 1229, и на аналогичной на Башне Антиохии (la Tour d’Antioche), старинном замке в коммуне Payra-sur-l’Hers, чьи владельцы были вассалами сеноров Лорак . Некоторые связывают это загадочное погребение с именем легендарной еретички. Хорошо известно, что госпитальеры не отказывали в христианском погребении знатным людям, впавшим в ересь. Так что не исключено, что спустя какое-то время после варварской расправы тело казненной было тайно извлечено из колодца и перезахоронено уже в саркофаге. Возможно позднейшие исследования раскроют секрет этой «Госпожи Лорак» («la dame de Laurac»), как её назвали археологи. Герб на камне и в самом деле напоминает современный герб города Лавор. На предполагаемом месте казни установлен памятник, символизирующий Надежду к свободе. На табличке на нём говорится, что он посвящен семье Лавор, отдавшей свои жизни за независимость Окситании. Жеральда де Лавор (Guiraude de Lavaur) Отважной жизни и гибели Жеральды посвящены спектакли. В 2011 г. в годовщину её гибели Археологическое общество La Société Archéologique de Lavaur организовало конференцию в память героических защитников своего города

Примечания

  1. Sur Pierre de Laurac, ancien écuyer de Bec, de Roqueville, de Montgaillard. , / V. sa déposition infra. — С. p. 232..
  2. Песнь о Крестовом походе против Альбигойцев (лайсе 69)
  3. Песнь о Крестовом походе против альбигойцев. (лайсе 71)
  4. . Дата обращения: 17 июля 2017. 19 октября 2016 года.
Источник —

Same as Герода де Лавор