Interested Article - Денкард
- 2021-10-21
- 1
« Денкард », также Денкарт или Динкарт , редко Денкар ( пехл. 𐭣𐭩𐭭𐭪𐭠𐭫𐭲 Dēnkard — «Деяния веры») — пехлевийский свод IX века поздних зороастрийских религиозных знаний в 9 книгах (две первых и начало третьей утрачены), составителем которого был , а переработал свод Адурбад Умедан (Adurbad-i Emedan) , к которому разрозненный труд попал после смерти первого . Наиболее объёмное и важное из всех произведений пехлевийской литературы . Содержит богословские и моральные рассуждения, историю Зороастра и « Авесты », ряд религиозных и моральных правил, излагает состав канонизированной при Сасанидах «Авесты», что позволило узнать о её несохранившихся частях .
Содержание
- Две первых книги и начало третьей утрачены .
- Третья книга — в основном философско- апологетическая , она противопоставляет зороастризм другим современным ей религиям. Французский перевод третьей книги выполнил иранист и монах (Париж, 1973) .
- Резко осуждая все другие религии, «Денкард» с некоторой сдержанностью относится к исламу ; иудаизм , христианство и манихейство являются, по его утверждению, низшими религиями, гибельными для учения Зороастра , поэтому они должны быть уничтожены. «Причиной всех бедствий настоящего мира являются греховные наклонности рода человеческого, берущие свое начало от религии Jahudi (евреев)».
- Иудаизму и манихеизму «Денкард» приписывает дуалистический характер, который осуждается при сопоставлении его с практическим монизмом позднейшего зороастризма. Признание иудаизмом зла казуистически толкуется зороастрийскими богословами как признание существования зла в виде отдельной космической и моральной силы.
- Четвёртая книга включает историю передачи « Авесты », предписания и вопросы по религиозным сюжетам, и ответы. Английский перевод (1892).
- «Денкард» относит первую подлинную кодификацию «Авесты» к эпохе царствования Ардашира . По повелению Ардашира верховный первосвященник Тусар (или Тансар) собрал сохранившиеся списки книг «Авесты» и изучив их, выбрал одну традицию, отбросив другие, и установил канон маздаясны, религии по учению Заратуштры.
- Пятая книга содержит вопросы на религиозные темы, заданные Адурфарнбагу Фаррахзадану евреем Якубом Халеданом и христианином Бохт-Маре, и ответы на них. Английский перевод Веста (1897) и французский 2000 года .
- Шестая книга — сборник афоризмов и высказываний .
- Седьмая книга передаёт жизнь Заратуштры и историю пророков от сотворения мира до Заратуштры и от Заратуштры до конца мира.
- Восьмая книга обобщает содержание пахлевийских переводов 21 «наск» («авестийская книга», буквально «связка»), на которые разделена «Авеста» .
- Девятая книга содержит три комментария на древнюю Авесту .
О еврейском Священном Писании
«Денкард» заявляет, что еврейское Священное Писание составлено Заххаком (Zohak), чудовищным драконом из свиты Аримана , жившим в Вавилоне ; Заххак побудил евреев верить в Авраама , позднее в Моисея , которого евреи «признали своим пророком»; Заххак составил 10 предписаний (намёк на « Декалог ») . Авраам следовал этим заповедям, и люди стали смотреть на предписания Заххакa как на заповеди пророка Авраама, который должен прийти в конце дней. Эти десять заповедей, не имеющие ничего общего с библейскими заповедями и даже им прямо противоположные, таковы :
- 1) Всемогущий — враг мира;
- 2) дьяволы должны почитаться как источник всякого земного благоденствия;
- 3) люди должны предпочитать несправедливость справедливости;
- 4) во всем должны поступать бесчестно;
- 5) должны быть жадны и корыстны;
- 6) отцы должны воспитать своих детей так, чтобы они стали впоследствии плохими родителями;
- 7) бедным не следует покровительствовать;
- 8) козы должны быть убиваемы до достижения зрелого возраста, согласно еврейскому обычаю (принесение козла в жертву для искупления грехов — Лев. );
- 9) дьяволы должны приносить в жертву добрых и благочестивых людей, как это делают евреи;
- 10) люди должны быть жестоки, мстительны и кровожадны .
Издания
- Издание с английским переводом зороастрийского учёного священника Peshotan Dastur Behramji Sanjana (годы жизни 1857—1931 ) в 9 тт. под заглавием «The Dinkard» (Бомбей, 1874—1928).
- Мадан, 1911
- Дрезден, 1966 .
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ M. Andrés-Toledo. (2015). «Primary Sources: Avestan and Pahlavi»
- от 17 мая 2020 на Wayback Machine / Encyclopaedia Iranica
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Le troisième livre du Dēnkart, trad. J. de Menasce, Travaux de l’Institut d’Études Iraniennes 5, Paris, 1973.
- Le cinquième livre du Denkard, trad. Jaleh Amouzgar et Ahmad Tafazzuli, Peeters, 2000, 171 p.
- от 26 мая 2020 на Wayback Machine / Encyclopaedia Iranica
- 2021-10-21
- 1