Interested Article - Софроний (Старков)

Епи́скоп Софро́ний (в миру Сергей Прокопьевич Старков ; 22 сентября [ 4 октября ] 1875 , Забайкальская область 4 ноября 1932 , Арзамас ) — священник Русской православной церкви , епископ Арзамасский , , Селенгинский .

Биография

Родился в семье фельдшера и крестьянки, в селе Ильинское Троицкой волости Селенгинского уезда Забайкальской области . Его мать, глубоко верующая женщина, научила сына читать и привила ему любовь «к учению книжному».

В 1885 году был определён в церковную школу при Свято-Троицком Селенгинском монастыре , где провёл два года. Решением епископа Селенгинского Мелетия (Якимова) был направлен в , где обучался до 1890 года. Затем учился в Иркутской духовной семинарии — выпущен в 1896 году первым учеником по первому разряду.

Венчался с дочерью диакона Александрой Николаевной и 1 августа 1896 года был рукоположён архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона , на следующий день — во иерея и начал служить в сельском храме в Селенге .

Затем — настоятель храма Архангела Михаила и заведующий церковно-приходской школой в селе Брянском Селенгинского округа Забайкальской области , открыл две школы грамоты (1896); катехизатор (1897), настоятель Спасского храма в городе Верхнеудинске ; благочинный 7-го округа Забайкальской епархии, заведующий свечным складом и Заудинской церковно-приходской школой (1898), законоучитель (с 1905 года — член попечительского совета) в Верхнеудинской женской прогимназии, председатель уездных отделений епархиального училищного совета и попечительного комитета о тюрьмах, депутат городской думы (1899); священник в Одигитриевском кафедральном соборе (1901); законоучитель в городском училище (1902); уездный наблюдатель церковных школ, член-соревнователь Императорского православного палестинского общества (1904).

С 1906 года служил в Чите — законоучитель Читинской учительской семинарии и настоятель семинарского храма Трёх Святителей. Был председателем Читинского отделения епархиального училищного совета, педсовета в епархиальном женском училище и комитета по управлению епархиальным складом утвари и свечей, членом Читинской духовной консистории (1907—1909, 1917). Затем: председатель постоянной комиссии Забайкальского епархиального съезда, директор коммерческого училища баронессы Розен (1908); председатель совета Забайкальского братства Святых Кирилла и Мефодия (1910), комитетов по постройке здания и сбору пожертвований на нужды войны.

Был награждён медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897), набедренником (1898), скуфьёй (1902), камилавкой (1906), наперсным крестом (1909), а также орденом Святой Анны 2-й степени (1915).

Указом от 19 октября 1912 года был возведён в сан протоиерея .

В 1917 году — член редакционного комитета «Забайкальских епархиальных ведомостей», духовной консистории и епархиального совета, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, председатель епархиального съезда духовенства и мирян. Член Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов , участвовал в 1—2-й сессиях, член II, III, VII, VIII, XIII, XV, XVI отделов. После участия во 2-й сессии, закончившейся в конце апреля 1918 года, вернулся в Читу; возглавил Забайкальский епархиальный совет.

В июне 1918 года был арестован вместе с другими клириками , пытавшимися не допустить изъятия епархиального архива. В конце августа 1918 года с падением в крае советской власти был освобождён, награждён палицей . В 1919 году скончалась его жена, в супружестве с которой он имел семерых детей: Георгия, Анну, Александра, Елизавету, Елену, Евстолию и Александра .

С 20 мая 1920 года по апрель 1922 года был настоятелем .

Отсутствие в огромной Забайкальской епархии архиерея было острейшей проблемой. В конце 1921 года по согласованию с забайкальским духовенством патриарх Тихон принял решение о восстановлении в Забайкальской епархии Селенгинской викарной кафедры , причём Селенгинский епископ должен был взять на себя временное управление всей епархией. Забайкальский епархиальный совет предложил кандидатуру вдового протоиерея Сергия Старкова. 26 марта 1922 года он уехал в Харбин за архиерейской хиротонией . 1 апреля 1922 года (по нов. ст.) в храме Благовещения Божией Матери подворья Пекинской миссии в Харбине был пострижен в иночество епископом Мелетием (Заборовским) с именем Софроний в честь Софрония Иркутского . На следующий день возведён в сан архимандрита , а 21 апреля наречён во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии (Дальневосточной митрополии). В чине наречения участвовали архиепископ Мефодий (Герасимов) , епископ Михаил (Богданов) , епископ Нестор (Анисимов) , епископ Мелетий (Заборовский); 23 апреля в харбинском Свято-Николаевском соборе был хиротонисан во епископа.

2 мая 1922 года вернулся в Читу. В ночь на 13 января 1923 года был арестован. Освобождён в апреле 1923 года; 30 апреля, видимо под давлением властей, сделал заявление о возможности «канонического общения» с обновленческим епископом Михаилом Орловым и признал (ВЦУ), после чего получил от обновленцев титул викарного епископа Нерчинского, но продолжал считать себя епископом Селенгинским и не подчинялся распоряжениям обновленческой «Дальневосточной митрополии». В начале лета 1923 года епископ Софроний и все члены Забайкальского епархиального совета были арестованы .

В августе 1923 года ему было запрещено священнослужение за непризнание обновленческой областной церковной власти. В том же году принёс покаяние перед православными архиереями и был принят «в сущем сане»; 18 августа 1923 года обратился к патриарху Тихону и был назначен управляющим Читинской епархией .

1 марта 1924 года указом патриарха Тихона был назначен в Архангельскую епархию ; 1 мая был заключён в архангельскую тюрьму, где находился до 14 сентября 1924 года. За «контрреволюционную деятельность» был приговорён к трём годам концлагеря. С 26 сентября 1924 года до 16 октября 1927 года отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения .

После освобождения поселился в Ростове ; в декабре 1927 года переехал в Данилов , куда был назначен духовником в Казанский женский монастырь . После закрытия монастыря в 1928 году продолжал совершать богослужения в храмах Ярославской области. С 16 мая по 22 октября 1932 года находился в заключении в Даниловской тюрьме.

28 октября 1932 года митрополитом Сергием (Страгородским) был назначен епископом Арзамасским , викарием Нижегородской епархии . Прибыв в Арзамас , сразу же направился в собор для встречи с клиром и верующими. В ночь с 3 на 4 ноября скончался от сердечного приступа . Похоронен на арзамасском городском кладбище; могила была утрачена в связи с ликвидацией погоста и строительством на этом месте дороги.

Библиография

  • Поучение детям пред началом учебных занятий; О долге сибирских священников пред Церковью, царем и отечеством ввиду проведения Сибирской железной дороги // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1900. — № 18, 20.
  • Слово при отпевании тела священника о. Петра Малышева // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1901. — № 9.
  • От редакции; Почетный гражданин г. Верхнеудинска П. А. Фролов (Некролог) // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1907. — № 1/4.
  • Христос воскресе! Вы дадите им ясти // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1908. — № 8.
  • Читинское братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1909. — № 22/24.
  • От Забайкальского епархиального церковного братства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1911. — № 1.
  • Речь и адрес на проводах преосвященнейшего епископа Мефодия (Герасимова) из Читы в Томск // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1913. — № 22, 24.
  • Собрание духовенства и мирян, состоявшееся в г. Чите в помещении миссионерского училища; У стен Церковного Собора; Около Собора; Избрание Московского и всея России Патриарха; Причтам и церковным старостам; Родителям воспитанниц Забайкальского епархиального женского училища // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1917. — № 9/10, 17-24.
  • С новым годом!; В стенах Церковного Собора // Забайкальские епархиальные ведомости. — 1918. — № 1/3.
  • // Вестник церковной истории . — 2009. — № 1/2. — С. 194—199.
  • Письмо из Соловецкого лагеря особого назначения // Соловецкий сборник. — Вып. 10. — Архангельск: Соломбальская типография, 2014.

Примечания

  1. Даниловский казанский женский монастырь на Горушке. — Ярославль. — С. 22—23.
  2. Акиньшин А. Н., Маякова И. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния Иосиф Шумлянский ». — С. 458-459. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-046-2 .
  3. РГИА. Ф. 831. — Оп. 1. — Д. 218. — Л. 78.

Литература

  • Саввин Д. В. // Вестник церковной истории. 2009. — № 1/2(13/14). — С. 173—202.
  • Дёгтева О. В. Нижегородские священнослужители — узники Соловков (краткий мартиролог) // «Нижегородская старина». — 2014. — № 39-40. — С. 81—82.
  • Лавринов В. В. , прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — С. 528—529. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
  • Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М. : Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2 .

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Софроний (Старков)