Interested Article - Сражение Танкреда и Клоринды

Теноровая партия (начало) из первого издания «Поединка» (1638)

«Сражение Танкреда и Клоринды» или «Поединок Танкреда и Клоринды» , или «Битва Танкреда и Клоринды» ( итал. Il combattimento di Tancredi e Clorinda ; 153) — сценический мадригал Клаудио Монтеверди для 3 певцов-солистов с инструментальным сопровождением. Написан не позднее 1624 года, впервые издан в 1638 году. Жанровая принадлежность Combattimento до настоящего времени является предметом дискуссии (его называют драматическим диалогом, драматическим мадригалом, театрализованным мадригалом и т.д.). Сам Монтеверди обозначил Combattimento как произведение жанра, предназначенного для (театрализованного, сценического) представления, итал. genere rappresentativo . Примерная продолжительность мадригала — 20 минут.

История создания

Произведение исполнено впервые в 1624 году в доме венецианского мецената во время карнавала . «Поединок Танкреда и Клоринды» вошёл в восьмую книгу мадригалов Монтеверди «Воинственные и любовные мадригалы» ( итал. Madrigali guerrieri et amorosi , 1638).

Сюжет

Драма основана на событиях, описанных в XII песне поэмы « Освобождённый Иерусалим » Торквато Тассо . Монтеверди сочинял музыку для оригинального текста Тассо, не подвергнув его обработке. Рассказчик, на которого при исполнении произведения приходится основная нагрузка, речитативом повествует о том, как рыцарь-христианин Танкред, влюблённый в мусульманку Клоринду, не зная, что она скрывается под рыцарскими доспехами, сражается с ней и убивает её. Перед смертью Клоринда просит Танкреда окрестить её, прощает ему и просит у него прощения.

Музыкальные особенности

Предисловие композитора помещено в партии basso continuo (контрабасовая гамба и клавесин), в нём композитор вкратце рассказывает сюжет, объясняет принципы «взволнованного стиля» в целом и некоторые приёмы подачи материала в частности .

Монтеверди предписывает музыкантам отложить смычки и перебирать струны двумя пальцами правой руки (первое в истории нотированное пиццикато ). С помощью особых музыкальных приёмов изображаются бег коня, бой на мечах, всё нарастающее напряжение боя и его апогей. Для передачи «дикого гнева» композитор использует речитатив -accompagnato и приёмы «взволнованного стиля» ( итал. stile concitato ) . Также в мадригале отмечено одно из первых применений струнного тремоло , которое оттеняет взволнованную речь. Это последнее нововведение было настолько революционным, что Монтеверди с большим трудом добился от музыкантов его правильного исполнения.

Певцы

  • Рассказчик (Testo), тенор
  • Клоринда, сопрано
  • Танкред, тенор

Инструменты

  • клавесин
  • четыре виолы da braccio (сопрановая, альтовая, теноровая и басовая)
  • контрабас (контрабасовая виола да гамба)

Струнные были разделены Монтеверди на четыре партии вместо обычных пяти — инновация, которая была принята европейскими композиторами лишь в XVIII веке.

Примечания

  1. Музыкальный словарь Гроува . Изд. 2. М.: Практика, 2007, с. 203, 683.
  2. от 23 марта 2019 на Wayback Machine .
  3. Первое издание (1638), p. 19.
  4. Полную расшифровку текста Монтеверди см., например, в доступном от 23 июня 2019 на Wayback Machine , с. 132-133.
  5. Арнонкур Н. Мои современники. Бах, Моцарт, Монтеверди. — М. : Классика-XXI, 2005. — С. 42—43.
  6. Avant-propos de l'édition de 1638 traduit (p372) dans Claudio Monteverdi de Roger Tellart aux éditions Fayard

Литература

  • Т. Н. Ливанова. История западно-европейской музыки до 1789 года. с. 363—364.

Ссылки

  • (фр.) . Le magazine de l'opéra baroque. Дата обращения: 20 мая 2014.
Источник —

Same as Сражение Танкреда и Клоринды