Interested Article - Белый Старец

Белый старец, Троицкое , Калмыкия

Белый Старец ( монг. Цагаан өвгөн ; калм. Цаһан өвгн ; бур. Сагаан үбгэн ) — у монгольских народов хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне . Другие традиционные эпитеты Белого старца — Старый владыка ( монг. Хөгшин богд ), Белый старец Вселенной ( монг. Дэлхийн цагаан өвгөн ).

Белый Старец в шаманизме

В добуддийских представлениях о Белом Старце лежат культы природы древних народов Монголии и Китая ; в частности, у бурят — культ старца Беки, исторически восходящего к культу огня.

Белый Старец в буддизме

В монгольской среде, буддийская школа гелуг включила Белого Старца в собственный пантеон т. н. божеств местности ( монг. газрын эзэн; савдаг ). Была составлена сутра , в которой описывается встреча Белого Старца и Будды Шакьямуни . В ней Белый Старец так описывает свои функции:

Я в точности знаю грехи и добродетели людей, населяющих вселенную; долгота и краткость человеческой жизни в моём ведении… Кто по жестокости убил кого, не был почтителен к родителям, злоумышленно не оказал почтения Трём драгоценностям … таковых греховных существ предаю чертям,… навожу на них болезни, воров, раны, сыпи и дурные сновидения в таком обилии, как дождь. Обманы, невыгоду, порчу в вещах, убытки, смерть и мучение — всё это даю я.

В монгольских буддийских монастырях изображение Белого Старца обычно ставят перед входом в храм, а на алтарях он занимает нижайшее место. Среди бурят Белый Старец часто отождествлялся с православным Николаем Угодником :

Все без исключения тункинские монголо-буряты , как шаманисты , так и ламаисты , питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: «батюша Михола», или же по-монгольски «Саган-Убукгун».

Иконография

Белый Старец в числе других персонажей церемонии цам ( Гусинозёрский дацан , 1880-е годы)

Традиционно Белый Старец изображается буддийской иконографией в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках чётки и посох с навершием из головы макара . Существует несколько вариантов позы Белого Старца: либо он изображается в виде отшельника, сидящего под персиковым деревом в окружении брачных пар журавлей и оленей, либо он рисуется фронтально в полный рост. Первый вариант интересен тем, что Белый Старец держит в руках ещё и Книгу Судеб, что роднит его с китайским божеством долголетия Шоу-сином . У бурят распространено изображение Старца, сидящего на троне.

Традиции и поверья

  • Белый Старец — традиционный персонаж, связанный с монгольским новогодним праздником Белого месяца .
  • Белый Старец называется также Хозяином года ( монг. Жилийн эзэн ); так, день зимнего солнцестояния — 22 декабря — считался днём его перекочёвки.
  • Одно из поверий называет Старца покровителем сайгаков ; запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят в куче: тогда их доит Белый Старец.
  • Гора Большое Богдо в районе озера Баскунчак была местом жертвоприношений калмыков Белому Старцу, чей образ был установлен на её вершине.
  • В Монголии обителью Старца считается гора близ Улан-Батора ; образ Белого Старца, едущего на быке, составляет герб одноимённого столичного района .

Легенда о Белом Старце

Белый старец родился стариком, так как его мать отказала подать воды бурхану. Бурханы прогневались и запечатали её чрево на сто лет.

Примечания

  1. Цит. по: Позднеев А. М. Очерки быта буддійскихъ монастырей и буддійскаго духовенства въ Монголии въ связи съ отношеніями сего последняго къ народу. СПб. , Типография Императорской Академии наук, 1887. — с. 85
  2. Протоиерей Анатолий Дмитрук . Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия — Единецко-Бричанская епархия, 2006. — ISBN 5-7877-0040-6 , С. 55
  3. Батырёва С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII — начала XX века. — М., «Наука», 2005. — ISBN 5-02-033262-3 — с. 126

См. также

Литература

  • Г.-Д. Нацов, Галданова Г. Р. Материалы по истории и культуре бурят. — Улан-Удэ. БНЦ СО РАН , 1995
  • Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков АПП «Джангар», 2003
Источник —

Same as Белый Старец