Interested Article - Бер-Сижель, Элизабет
- 2020-03-16
- 1
Э́лизабет Бер-Сиже́ль ( фр. Élisabeth Behr-Sigel , русифицированная форма имени Елизаве́та Дми́триевна Бер-Сиже́ль ; 21 июля 1907 , Шильтигайм , Нижний Рейн , Франция — 27 ноября 2005 , Эпине-сюр-Сен , Сен-Сен-Дени , Франция ) — французский православный богослов , специалист по истории Церкви и по вопросам женского служения в Церкви.
Биография
Родилась 21 июля 1907 года в пригороде Страсбурга городе Шильтигайме . Отец был потомком местных лютеран , а мать была родом из евреев Богемии .
Обучение в начальной школе проходило на немецком языке, поскольку Германия оккупировала Эльзас , но в 1919 году французский язык был возвращён. В 1921 году Бер-Сижель прошла конфирмацию в лютеранской церкви Эльзаса и Лотарингии, где в младенчестве была крещена. Она также стала членом , где получила возможность встретиться с такими известными теологами, как и Марк Бёнье . После получения бакалавриата она поступила на философский факультет Страсбургского университета, где вместе с ней учился будущий философ Эммануэль Левинас .
В 1927 году поступила на Страсбургского университета . Здесь она познакомилась с двумя русскими студентами, которые получили стипендию на обучение в университете. Одним из них оказался будущий философ и писатель , который знакомит её с русской религиозной философией XIX века, а особенно с творчеством А. С. Хомякова и идеями соборности . Весной 1928 года друзья пригласили Бер-Сижель на пасхальное богослужение , которое проходило в Свято-Сергиевском православном богословском институте при участии протоиерея С. Н. Булгакова . Празднование Пасхи настолько поразило Бер-Сижель, что она решила углубить свои знания о православии. Она познакомилась с русскими эмигрантскими философами и богословами В. Н. Лосским , Е. Е. Ковалевским и П. Н. Евдокимовым . Последний стал её близким другом. Но самое большое впечатление на неё произвёл священник Лев (Жилле) , перешедший из католичества в православие и создававший свой приход. Кроме того она была восхищена лекциями Булгакова в Свято-Сергиевском православном богословском институте, а также работами по софиологии , первые из которых по этой теме были напечатаны в 1939 году в Страсбургского университета .
Вернувшись осенью 1929 года в Страсбург Бер-Сижель решает принять православие. 12 декабря того же года чин присоединения через миропомазание совершает отец Лев (Жилле) . Священнодействие проходило в комнате студента-химика российского происхождения Андре Бера, который спустя четыре года становится мужем Элизабет.
В 1930 году Бер-Сижель находится в Германии, куда направилась для подготовки и защиты магистерской диссертации по богословию под руководством Г. П. Федотова . В дальнейшем эта работа выйдет в 1950 году в виде отдельной монографии под названием «Молитва и святость в Русской церкви» ( фр. Prière et sainteté dans l’Église russe ), а отдельные главы будут напечатаны в журнале Irénikon.
В 1931 году она вернулась во Францию, где стала деканом Страсбургского университета . Кроме того она получила предложение исполнять обязанности пастора в реформатской Церкви в небольшой деревне в Эльзасе-Лотарингии и после бесед с архимандритом Львом (Жилле), ставшим её духовником, и протоиереем Сергием Булгаковым соглашается. Восемь месяцев она будет пастором протестантской общины, оставаясь при этом членом Православной церкви.
В феврале 1933 года архимандрит Лев (Жилле) венчает её с Андре Бером. Следуя за своим мужем, получившим работу инженера-химика в Нанси , Элизабет слагает с себя пасторское служение. В браке у супругов рождается трое детей — в 1934 , 1936 и 1944 годах .
Несмотря на семейные заботы Бер-Сижель посещает Париж, где находит новых русских друзей и в 1936 году становится прихожанкой новой , а также посещает монахиню Марию (Скобцову) . Она состоит в большой переписке с архимандритом Львом (Жилле) и навещает Сергия Булгакова.
В 1947 году в журнале « » ( фр. Dieu vivant: perspectives religieuses et philosophiques ) выходит её статья « Иисусова молитва и тайна духовности православного монашества » ( фр. La Prière à Jésus ou le Mystère de la spiritualité monastique orthodoxe ). В 1951 году в Сорбонне под научным руководством слависта Пьера Паскаля начала писать диссертацию по предложенной Булгаковым теме, о русском богослове XIX века А. М. Бухареве , Работа будет защищена спустя двадцать лет в Университете Нанси и в 1977 году выйдет в виде отдельной монографии в издательстве .
Она продолжает переписываться с Львом (Жилле) и посещает лекции в Cimade , которые проводит Евдокимов. Она получает предложение провести , которые организует центр Enotikon основанный Жаном Бальзоном и тесно связанный с журналом «Контакты». Прочтённый курс лекций станет основой для книги «Место в сердце: введение в духовность Православной церкви» ( фр. Le lieu du cœur, Initiation à la spiritualité de l’Église orthodoxe ) вышедшей в 1989 году . Она также выступает с лекциями в Греции и Ливане .
Из-за болезни мужа, оставившего прежнюю профессиональную деятельность, она начинает заниматься преподаванием и после работы в нескольких удалённых от дома городах, получает место в Нанси, где преподаёт философию в Учительской нормальной школе. В 1969 году Андре Бер умирает. В следующем году Бер-Сижель побеждает в конкурсе Научно-образовательного центра в Бомон-сюр-Уаз и переезжает жить в Эпине-сюр-Сен . Несколько лет спустя она стала церковной старостой франкоязычного прихода Пресвятой Троицы в крипте Собора Александра Невского . Она принимает участие в мероприятиях местного православного братства и преподаёт в при Парижском католическом институте .
Начиная с прошедшего в 1975 году в первого совещания православных женщин, организатором которого выступил Всемирный совет церквей , Бер-Сижель сосредоточила внимание на исследованиях места женщины в церковной жизни. Это находит своё отражение в докладах на конференциях в Оттаве и Тантуре, а также монографиях « Министерство по делам женщин в Церкви » ( фр. Le Ministère de la femme dans l’Église ) и « Рукоположение женщин в Православной церкви » ( фр. L’Ordination des femmes dans l’Église orthodoxe ). Последняя была написана в соавторстве с епископом Каллистом (Уэром) . Она получает поддержку этого направления исследований от митрополитов Антония Сурожского и Емилиана (Тимиадиса) .
Принимала участие в
.В 1993 году выпустила книгу, посвящённую своему другу и учителю Льву (Жилле) «Лев (Жилле): монах Восточной церкви» ( фр. Lev Gillet : un moine de l’Église d’Orient ).
Умерла 27 ноября 2005 года в возрасте 98 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
Награды
- Монтионовская премия ( 1990 ) за книгу «Место в сердце: введение в духовность Православной церкви».
Научные труды
- Prière et sainteté dans l’Église russe, Cerf, 1950 ; 2e éd. Bellefontaine, 1982.
- Un théologien de l'Église orthodoxe Alexandre Boukharev en dialogue avec le monde moderne, Beauchesne, 1977.
- "La Prière à Jésus ou le Mystère de la spiritualité monastique orthodoxe ", dans O. Clément, B. Bobrinskoy, E. Behr-Sigel, M. * Lot-Borodine, La douloureuse joie, Bellefontaine, 1981.
- Le ministère de la femme dans l’Église, Cerf, 1987
- Le Lieu du cœur : Initiation à la spiritualité de l’Église orthodoxe, Cerf, 1989 ; rééd. 2004.
- Lev Gillet : " Un moine de l’Église d’Orient ", Cerf, 1993 ; rééd. 2005.
- L’ordination des femmes dans l'Église orthodoxe (avec Mgr Kallistos Ware (en)), Cerf, 1998.
- Discerner les signes des temps, Cerf, 2002.
Переводы на русский язык
- Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. — М. : ББИ , 2002. — 215 с.
- Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр) . Рукоположение женщин в Православной Церкви. — М. : ББИ , 2002. — 81 с.
- Первый франкоязычный православный приход // Альфа и Омега. 2002. — № 3 (33) — С. 324—336
Источники библиографии
- Olga Lossky, Vers le jour sans déclin. Une vie d'Élisabeth Behr-Sigel (1907—2005) , Éditions du Cerf, Paris, 2007.
Примечания
- ↑ , , (фр.) / — 1982. — 4434 с.
- Elisabeth Behr-Sigel — Matriarch of the Orthodox Church in Western Europe // The Times . — 10.12.2005.
- Jerry Ryan. // Orthodox Peace Fellowship. — 19.02.2006. 18 июня 2015 года.
Литература
- Le numéro 220 de la revue Contacts (Vol. 59, No 220, 2007) est consacré à la vie et la pensée d'Élisabeth Behr-Sigel. Articles de Boris Bobrinskoy, Michel Evdokimov, Michael Plekon, Paul Ladouceur, Dom Emmanuel Lanne, Mère Éliane Poirot, Guy Aurenche, Anne-Marie Graffion, Amal Dibo, Michel Stavrou, Étienne Arnould et Olga Lossky.
- Paul Ladouceur, " Amour en Christ : Le père Lev Gillet et Élisabeth Behr-Sigel ", Logos (Ottawa), Vol. 51, No 1-2, 2010.
- Wolff C. Élisabeth Charlotte Behr-Sigel // . — Vol. 48. — P. 5059.
- // Syndesmos news. — Т. 2006 , № XIX, 1 . 18 июня 2015 года.
Ссылки
- // Религиозные деятели русского зарубежья
- 2020-03-16
- 1