Message Session Relay Protocol
- 1 year ago
- 0
- 0
Айос-Козмас ( греч. Άγιος Κοσμάς ) — мыс залива Сароникос в Греции , в Элиниконе , южном пригороде Афин , к югу от бухты Фалирон в Аттике . Получил название от часовни святого Космы , которая находится на мысе. В древности назывался Колиада (Колиадский мыс, Κωλιάδα άκρα ) . Для соревнований по парусному спорту на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах южнее мыса был построен , который использовался также атлетами при подготовке к летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне . В районе Айос-Козмас расположены офисы и лаборатории и часть Института морских биологических ресурсов, морских биотехнологий и аквакультуры в здании .
В раннеэлладский II период на мысе Айос-Козмас было основано поселение колонистами из Киклад . Однако в могилах не обнаружено керамики Киклад с линейными геометрическими узорами в виде заштрихованных треугольников, зубцов, так называемой рыбьей кости или елочного орнамента и со спиральным орнаментом. Даже в самом старом поселении был обнаружен только керамический осколок с полностью развитым спиралеобразным декором. В поселении вероятно также были жители с материка, как показывает преобладающая раннеэлладская керамика. Поселение жило в основном торговлей обсидианом . Строения относятся позднеэлладскому II периоду. Могильные сооружения соответствуют раннекикладской культуре , которая, однако, не знает ни склепов, ни множественных захоронений. Около 2000 года до н. э., в конце раннеэлладского III или начале среднеэлладского I периода, поселение было сожжено и заброшено.
Около 1450 года до н. э. (позднеэлладский II период) место было заселено микенскими поселенцами . Люди жили в основном за счёт извлечения пурпура из морских брюхоногих моллюсков — иглянок . Поселение процветало около 1200 года до н. э. Примерно в это же время произошёл ещё один катастрофический пожар, и вскоре (позднеэлладский III C период) место было окончательно покинуто.
Место доисторического поселения в основном застроено или уничтожено. Лишь небольшая часть с раннеэлладскими зданиями E, F, H и Мегарон M всё ещё свободно на территории ресторана ночного клуба Akrotiri Club к юго-западу от парковки. Находки находятся в доисторической коллекции Национального археологического музея в Афинах.
У Колиадского мыса добывалась хорошая горшечная глина, изумруды и другие камни и известный аттический сил ( лат. sil ), золотистая краска вроде охры . На мысу находился храм Афродиты Колиады .
По Геродоту после гибели персидского флота при Саламине западный ветер принёс обломки кораблей к мысу Колиада и сбылось изречение афинского прорицателя Лисистрата: «Колиадские женщины будут жарить на вёслах» .
К северу от мыса Колиады находился Галимунт , родина историка Фукидида .
У Колиадского мыса и в Лаврийских рудниках добывалась аттическая жёлтая охра . Диоскорид рекомендует брать именно её для медицинского использования . Витрувий и Плиний Старший сообщают, что аттическая охра — лучшая. Согласно Плинию Старшему цена аттического сила была 2 денария за либру (фунт, 327,45 грамм) . Витрувий сообщает, что штукатуры подделывают аттическую охру, отваривая сушеную фиалку ( viola ), процеживая сок через полотно, затем смешивая с кретой ( creta ) .
У Колиадского мыса добывалась белая глина высшего качества для гончарного производства . У Плутарха Колиада и Тенедос употребляются в переносном смысле: гончарные мастерские :
Колиада или Тенедос украсят твой стол глиняными сосудами, которые получше серебряных. Они не издают тяжелый и несносный запах лихвы , подобной ржавчине, которая беспрерывно подтачивает твое изобилие.
Афиней цитирует Эратосфена из послания к Агетору Лаконскому:
В честь богов выставляли кратер , но не серебряный и не украшенный драгоценными камнями, а выделанный из колиадской глины, и когда он был полон, то для богов совершали возлияние фиалом , а для себя потом черпали свежее вино кимбием, как теперь у вас в Спарте на повзводных трапезах. И только если им хотелось пить сверх этого, они выставляли котилы , прекрасные и удобные для питья, однако сделанные все из той же глины.
— Афиней . Пир мудрецов. XI
На мысе Колиада древние греки поклонялись одноимённому женскому божеству. Позже её имя было присвоено Афродите и отождествлено с ней, священная статуя Афродиты Колиады находилась в том же месте . Жрица богини занимала почетное место в театре Диониса , упоминается особый род ( Κωλιείς ), который наследовал привилегию священства богини. Согласно афинской мифологии, при основании первого храма Афродиты Колиады тирренские пираты захватили там красивого подростка, чьи руки и ноги ( κώλα — конечности) были связаны, чтобы затем взять его с собой. Но дочь вождя влюбилась в молодого человека и освободила его, он с благодарностью построил там первый храм, посвященный Афродите. В древние времена этимологически это название было связано, как уже упоминалось, с др.-греч. κῶλον (член тела, нога, рука, конечность), некоторые даже считали, что мыс имеет форму человеческой ступни. Другие этимологию названия связывали с κωλῆ (бедро), потому что согласно другой легенде птица, во время жертвоприношения, вырвала бедро из туши на алтаре и уронила его на мыс. Афродиту Колиаду считали покровительницей женщин, способных рожать, и ей поклонялись аттические женщины в храме на мысе вместе с так называемыми богинями Генетиллидами ( Γενετυλλίς ), женскими божествами зачатия и родов . Отсюда, как свидетельствуют надписи архаического периода , культ распространился на Эгину и Самофракию .
В 1930—1931 гг. на мысу провёл раскопки . Он обнаружил доисторическое поселение и два кладбища. Начало Второй мировой войны помешало дальнейшим исследованиям. Во время оккупации Греции странами «оси» на мысе Айос-Козмас вермахтом была построена зенитная позиция, частично уничтожив древние остатки. Только в декабре 1952 года Милонас провёл дальнейшие исследования.
Древнейшее поселение датируется раннеэлладским II периодом . На ранней фазе найдено пять ям- ( βόθρος ), три из которых круглые и две — овальные. В них нашли кости коз, овец и свиней и глиняные черепки, из которых можно собрать почти полные сосуды. Для чего ямы служили, неизвестно. Возможно, это хранилища.
На следующей фазе найдены остатки зданий. Стены толщиной 0,75 м сохранились на высоту до 1 м и преимущественно сделаны из мелких камней. Частично сохранившееся завершение каменного цоколя выполнено из плоских каменных плит. Далее стены выложены необожжённым кирпичом. Дома имели парадный двор, часто вымощенный каменными плитами, и две или более расположенные друг за другом комнаты. Входы в помещения располагались не посередине, а сбоку, имели ширину около 0,95 м и слегка сужались к верху. Обнаруженные дверные петли подтверждают, что входы закрывались дверьми. Хорошо сохранившийся Дом E состоял из двора и двух комнат. Он был 10,30 м в длину и 5,80 м в ширину. Внутри нашли пифос , повреждённый еще в древности и отремонтированный свинцовыми скобами. Дома были распределены по кварталам. Между ними пролегали улицы шириной около 1,40 м, вымощенные черепками и каменными плитами. Полы состояли из утрамбованной глины и время от времени покрывались новым слоем. Кроме того, здания частично подверглись перестройке. Таким образом, вторая фаза может быть разделена на несколько слоёв. В верхнем слое нашли обгоревшие и обугленные остатки. Во всем ареале раннеэлладских слоев найдены обсидиановые лезвия и осколки. Масштабы поселения определить не удалось, так как на юге, западе и севере местность была изменена эрозией , а на перешейке раннеэлладский слой находится ниже уровня моря.
Над последним раннеэлладским слоем находится слой песка 15 см, когда место было необитаемым. В позднеэлладский II период (около 1450 до н. э.) место заняли представители микенской культуры . Город процветал в позднеэлладский III период. Поселение занимало весь полуостров. Мегарон M построен над Домом E раннеэлладского периода, его ширина составляла 4,50 м, длина — около 8,20 м, и вероятно он имел навес, опирающийся на две колонны. Две детские могилы были найдены под полом Мегарона М и еще две на прилегающей территории. Мегарон N был найден на юго-востоке поселения. Многие здания плохо сохранились. Микенские руины также найдены на скале к юго-западу от мыса Айос-Козмас, которая в древности была связана с материком. На более позднем этапе поселение было окружено циклопической крепостной стеной. Обнаружены следы пожара незадолго до того, как поселение было заброшено.
Георгиос Милонас обнаружил на перешейке 2 кладбища раннеэлладского периода с 32 могилами на северо-востоке и 7 могилами на юго-востоке. Могилы двух типов. Вероятно более старые могилы — каменные ящики из вертикальных каменных плит, накрытых каменными плитами. Они имеют трапециевидную форму и имеют вход и короткий дромос в сторону поселения, который закрыт каменной плитой. Однако, поскольку вход часто имеет ширину всего около 0,45 м и высоту 0,40 м, вероятно это всего лишь ложная дверь , и мёртвые были помещены в могилы сверху. Существовали также небольшие прямоугольные гробницы для захоронения детей. Второй, возможно, более молодой тип могилы полукруглый или в форме подковы. Боковые стенки выполнены из мелких камней и слегка наклонены внутрь. У них также есть вход и дромос в сторону поселения, который закрыт каменной плитой. Только вход в гробницу 22 не ориентирован на поселение. Это отклонение вероятно связано с недостатком места. Второй тип могилы также накрыт каменными плитами. Тем не менее, они расположены так, что в середине остается небольшое отверстие. Чтобы они не упали в могилу, каменные плиты были утяжелены снаружи нагромождёнными маленькими камнями. Отверстие посередине также было накрыто каменной плитой.
Когда могилы были достаточно большими, мёртвые лежали на спине в могиле. Однако большинство могил были слишком короткими, так что мёртвые лежат в согнутом состоянии на левом или правом боку с более или менее согнутыми ногами. Одна рука находилась перед ртом, другая на груди или рядом с телом. Как и в кикладских захоронениях , голова лежала на камнях, которые служили подушками. Эти могилы являются семейными могилами. Это означает, что они использовались для дальнейших захоронений в течение длительного периода времени. Старые похороненные сдвигались, чтобы освободить место для новых захоронений в середине. На основании расположения костей можно утверждать, что это также произошло до того, как ранее захороненное тело полностью распалось. Три могилы 4, 8 и 14 очевидно служили оссуариями . Мёртвые были похоронены рядом с ними, и когда они были полностью распались, кости были собраны в могилах. В могиле 11 была найдена круглая яма, которая была истолкована как ботрос для жертвоприношений.
В могилах почти не было найдено погребального инвентаря . На двух кладбищах был обнаружен только один металлический предмет — пинцет из бронзы. Керамика примерно соответствует найденной в раннеэлладском поселении. Тем не менее, археологи предположили, что часто использовались в качестве надгробий старые глиняные горшки, которые больше не использовались в поселении. могилах обнаружена раннеэлладская и раннекикладская керамика, в том числе три ручки кикладских сосудов и одна кикладская пиксида , украшенная резными узорами и заполненная обсидиановыми клинками и осколками. Также были найдены керамические артефакты, напоминающие слонов. Они, вероятно, служили опорами для шампуров. Некоторые керамические сосуды были обожжены очень плохо и вероятно были произведены как погребальный инвентарь. Могила 3 выделяется из всех могил. Она имеет круглую форму, а боковые стены были построены частично из небольших камней и частично из каменных плит. Она накрыта как полукруглые могилы, и в отличие от раннеэлладских захоронений, состав могилы соответствовал составу кикладских захоронений. В могиле 4 был найден сломанный кикладский идол. Вероятно идол был преднамеренно сломан по ритуальным причинам, как это практиковалось и на Кикладах.
Позднеэлладское кладбище ещё не обнаружено.