Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Э́рнест Ми́лтон Ра́ушенберг ( англ. Robert Milton Ernest Rauschenberg ; 22 октября 1925 , Порт-Артур , Техас — 12 мая 2008 , остров Каптива, Флорида ) — американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма , а затем концептуального искусства и поп-арта , стоял у истоков создания модульного искусства , является создателем направления комбинированной живописи . В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда . В своих работах использовал мусор и различные отходы .
Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки . Учился в Художественном институте в Канзас-Сити , затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине , где его учителем был Джозеф Альберс . В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке , начал работать оформителем витрин, посещал арт-школу Art Students League. С 1950 по 1953 год был женат на художнице Сьюзен Вейлль, с которой познакомился в Академии Жюлиана. В этом браке родился сын Кристофер, ставший фотографом. С 1954 по 1961 год жил вместе со своим бойфрендом — художником Джаспером Джонсом . Пара художников активно обменивалась идеями, участвовала в создании работ друг друга, но никогда не делала объекты с двойным авторством .
В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс , не имевшая успеха у критиков. В 1958 году была организована его персональная выставка в галерее Кастелли , благодаря которой он стал известен. Был дружен с Джоном Кейджем , Мерсом Каннингемом , Саем Твомбли и Энди Уорхолом .
В 1970 году Раушенберг купил дом на острове Кэптива неподалёку от побережья Флориды , который превратил в свою мастерскую.
В 1977 году в Музее изящных искусств в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.
12 мая 2008 года Раушенберг скончался в своём доме на острове Кэптива.
В начале 50-х годов Роберт Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ :
В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», тем самым затронув вопрос о природе искусства.
С середины 50-х годов Раушенберг начинает создавать пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами»:
В конце 50-х годов Раушенберг освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом ещё в 1925 году) для перевода журнальных или газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта (1959—1960, Нью-Йоркский музей современного искусства ).
В начале 60-х годов Раушенберг прекратил создавать «комбинированные картины». В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо» ( Skyway , 1964, Музей искусств Далласа ). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса .
В 1967 году он создает ещё одну программную графическую работу — огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) Booster . Это самая большая из созданных когда-либо литографий.
В 1970 году участвовал в создании Павильона Пепси для Всемирной выставки в Осаке . Режиссёром открытия был хореограф и художник Реми Чарлип .
В поздние 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса , хэппенингов и других театрализованных акций. Оформлял спектакли Триши Браун .