Interested Article - Гунаропулос, Йоргос
![](/images/005/779/5779858/1.jpg?rand=948608)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0f65015d6407a6165630a4250ff4a4c5.jpg)
- 2021-11-25
- 1
Йоргос Гунаропулос ( греч. Γιώργος Γουναρόπουλος ; 22 марта 1889 , Созополь — 17 августа 1977 , Афины ) — греческий художник XX века . Видный представитель так называемого Поколения тридцатых греческой живописи.
Биография
Георгиос Гунаропулос родился в 1889 году в причерноморском городе Созополь , Восточная Румелия .
Георгиос Гунаропулос был шестым и последним ребёнком Анны и Ильи Гунаропулоса .
Основанный греками в 610 г. до н. э. под именем Аполлония, этот греческий город, уже под именем Созополь, был в пределах последнего осколка Византии и пал вместе с Константинополем в 1453 году, но сохранял свой греческий характер и населялся исключительно греками на протяжении всего периода турецкого господства , вплоть до 1885 года .
Однако после создания Россией болгарского государства, а затем аннексии полуавтономной Восточной Румелии в сентябре 1885 года Болгарией, было положено начало политики болгаризации и гонений на коренное греческое население .
В 1904 году, под давлением болгарского правительства, его семья, как и другие семьи греков из Восточной Румелии, была вынуждена переселиться в Греческое королевство .
В Греции семья поселилась в, основанном беженцами из Болгарии, Эвксинополе в Магнесии .
В том же году 17-летний Георгий Гунаропулос решил обосноваться в Афинах , где работая в мастерской надписей и табличек, помогал семье решить насущные финансовые проблемы .
В этот период у Георгия проявилась склонность к живописи. В 1907 году он сдал экзамены и поступил в Школу изящных искусств . Учился перспективе и сценографии у Викентия Бокацямбиса , а затем живописи у Спиридона Викатоса и Георгия Ройлоса .
Влияние этих художников греческой академической школы очевидно в первых работах Гунаропулоса. Впоследствии Гунаропулос отрёкся от этих работ.
С началом Балканских войн и до конца Первой мировой войны , Гунаропулос воевал в рядах греческой армии против турок и болгар. В этот период он написал ряд портретов офицеров и солдат а также батальные сцены.
Художник демобилизовался в 1919 году. Получив, после конкурса проведенного Политехническим институтом , стипендию, учреждённую меценатом Георгием Аверофф , Гунаропулос отправился в Париж продолжить свою учёбу.
Гунаропулос учился 4 года в академии Жюлиана а затем год в академии Гранд-Шомьер .
В 1924 году художник открыл собственное ателье в Париже , по адресу 95, Rue Vaugirard, который был и адресом его места проживания.
В 1925 году он принял участие в Всегреческой выставке в Заппион .
С 1926 года Гунаропулос начал сотрудничать с парижской Galerie Vavain Raspail , где организовал свои 3 первые персональные выставки. В 1928 году он организовал персональную выставку в парижской Galerie Jaques Bernhein . В этот период сформировался его личный стиль письма, с слабыми линиями и глубокими голубыми, жёлтыми, красными и фиолетовыми цветами.
В 1929 году Гунаропулос осуществил свою первую персональную выставку в Греции, выставив 24 своих работ в галерее Стратогопулоса в Афинах. Выставка имела большой коммерческий успех, но публика и критики разделились на 2 лагеря .
Молодые критики реагировали восторженно. Напротив, сторонники греческой академической школы , и в основном , обвиняли Гунаропулоса в незнании основных правил живописи.
В ответ на этот вызов, Гунаропулос, в одну ночь, написал портрет своей матери, согласно всем канонам академизма и выставил его в зале, рядом с другими своими работами .
В 1931 году художник вернулся в Афины и обосновался в районе Верхний Илисия .
Гунаропулос женился на композиторе Марии Пройю. У четы родился, единственный ребёнок, Илья, который впоследствии стал архитектором. Оставаясь в Афинах, Гунаропулос продолжал принимать участие в выставках и начал работать с иллюстрациями для книг и театральными декорациями .
В 1934 году он принял участие в Венецианской Биенале.
В 1935 году он выставил свои работы, вместе с художниками Хадзикириакосом-Гикасом и Михалисом Томбросом на «Выставке трёх».
В 1937 году художнику было поручено расписать зал заседаний в здании муниципалитета Афин. Работа заняла 2 года. Были расписаны 113 квадратных метров стен с темами почерпнутыми из истории города.
В декабре 1944 года этим росписям были нанесены серьёзные повреждения, в ходе британской военной интервенции и боёв англичан против бойцов народно-освободительной армии Греции.
После агрессии фашистской Италии против Греции 28 октября 1940 года , Гунаропулос стал автором плаката «Богородица с тобой», чем внёс посильный вклад в греческую победу, ставшую первой победой антифашистской коалиции .
После окончания Второй мировой войны , Гунаропулос получил большую известность. В 1947 году он принял участие, вместе с другими греческими художниками, в групповой выставке в Стокгольме .
В том же году художник уехал в Нью-Йорк . В следующем году Гунаропулос осуществил персональную выставку в нью-йоркской галерее грека .
По заказу промышленника А. Папагеоргиу, в 1951 году, он расписал часовню Святой Троицы в одной из больниц города Волос .
Эти росписи Гунаропулоса не следуют ни пост-византийской, ни любой другой церковной художественной традиции .
В 1955 году Гунаропулос, вместе с другими греческими художниками, принял участие в международной групповой выставке в Гётеборге Швеция .
В 1957 году Французский институт Афин издал на французском языке работу о Гунаропулосе и, одновременно, организовал выставку из самых характерных работ художника.
В 1958 году художник выставлял свои работы в афинской галерее Зигос (Весы). В том же году он принял участие в международном конкурсе Guggenheim, состоявшемся в одном из залов ЦРУ и получил приз Guggenheim.
Последовали персональные выставки в Афинах и участие в групповых выставках за границей: Ахен ( ФРГ , 1959), Сан-Паулу ( Бразилия , 1959), Фамагуста ( Кипр , 1960), Александрия ( Египет , 1963), Брюссель ( Бельгия , 1964) и Буэнос-Айрес ( Аргентина , 1964).
С 1965 года Гунаропулос начал осуществлять свои персональные выставки в афинской галерее Астор, сотрудничество с которой продолжилось до самой смерти художника .
В 1975 году Национальная галерея организовала выставку-ретроспективу работ Гунаропулоса. В знак признания за оказанную ему честь, художник подарил Национальной галерее 15 своих работ, представительных для его 60-летней художественной деятельности .
В апогее своей славы, художник представил свои работы ещё в нескольких групповых выставках, а также на персональной выставке в галерее Астор (апрель), незадолго до своей смерти.
Художник умер 17 августа 1977 года в Афинах.
Музей Гунаропулоса
В 1978 году, сын художника, Илиас Гунаропулос, подарил дом художника, в котором находилась и его мастерская, муниципалитету афинского района Зографу , для организации там .
При этом, Илиас Гунаропулос подарил музею 40 работ отцаμ ставших ядром экспозиции.
В 1990 году муниципалитет построил рядом с домом художника новое здание, которое функционирует как «Центр искусства и культуры» и дополняет функции основного музея. Таким образом, старое здание служит для ознакомления с искусством Гунаропулоса, а в новом здании проводятся выставки, лекции и разные культурные мероприятия .
Работы
Гунаропулос был уникален в своём стиле. Париж начала XX века содействовал его отречению от академической манеры , но и от импрессионизма и созданию его абсолютно личной манеры письма, которую не легко классифицировать и отнести к какой либо категории .
Его картины носят трансцендентный характер: бестелесные формы, написанные с помощью нескольких скупых линий, которые теряются в мечтательных тонах синего, жёлто-красного и фиолетовых цветов. В работах Гунаропулоса женские фигуры, деревья, натюрморты с рыбой и устрицами соединяются с сказочными поэтическими видениями. Даже его портреты, выполненные углем или карандашом, носят мимолетный характер мечты.
Однако за эту одержимость поэтическими и символическими темами, «вселенской живописью» как говорил он сам , некоторые критики обвиняли его за «несколько ограниченную или несколько одержимую (obsédée) фантазию» .
Как художник Гунаропулос был очень продуктивен. Его работы хранятся и выставлены в Музее Г. Гунаропулоса, в Национальной галерее Греции, в Фонде искусств Теллоглио Аристотелева университета в Салониках и других публичных и частных коллекциях. Следует отметить что Гунаропулос подписывал свои работы латинскими буквами как G. Gounaro.
Примечания
- ↑ от 21 июля 2011 на Wayback Machine .
- Μαριάννα Κορομηλά . Οι Έλληνες στη Μάυρη Θάλασσα, εκδ. Πανόραμα 1991. — Σελ. 42—45, 93—94. — ISBN 960-85142-1-5 .
- Κωνσταντηνος Α. Βακαλοπουλος . Επιτομη Ιστορια της Μακεδονιας, Εκδοσεις Κυριακιδη, Θεσσαλονικη 1988. — Σελ. 221.
- от 27 апреля 2014 на Wayback Machine .
- Στέφανος Ψημένος . Ανεξερεύνητη Θεσσαλία και Βόρεια Στερεά Ελλάδα, Road, 2003. — Σελ. 194—195. — ISBN 9608481007 .
- Μουσείο Γ. от 3 декабря 2011 на Wayback Machine
- ↑ Θέμις Βελένη . от 28 января 2012 на Wayback Machine . (Ανακτήθηκε στις 11 Μαΐου 2009.)
- ↑ от 29 августа 2011 на Wayback Machine
- (греч.) . Дата обращения: 28 марта 2022. 3 ноября 2021 года.
- Μανόλης Ανδρόνικος . Ελληνικός Θυσαυρός. — Σελ. 94. — ISBN 960-03-1139-0 .
- Βίκυ Καραΐσκου, Το αγιογραφικό σύνολο της Αγίας Τριάδας Βόλου . Δήμος Ζωγράφου — Μουσείο Γουναρόπουλου, Αθήνα 1992. Βλ. επίσης (недоступная ссылка)
- (греч.) . Дата обращения: 27 апреля 2014. Архивировано из 20 января 2014 года.
- Απόστολος Μαγκανάρης . Η τεχνολογία σκοτώνει τη φαντασία του καλλιτέχνη, εφημ. Ελευθεροτυπία , 28 Μαΐου 1977.
- Αλέξανδρος Γ. Ξύδης . Γουναρόπουλος: Αναδρομική στην Πινακοθήκη, περιοδικό , τεύχος 23, 19 Ιουλίου 1975. — ΣΣ. 57—58.
Литература
- Илиас Гунаропулос и Кети Гунаропулу . G. Gounaro ( Ηλίας Γουναρόπουλος και Καίτη Γουναροπούλου (επιμ.). G. Gounaro. — Δήμος Ζωγράφου. — Αθήνα: Μουσείο Γουναρόπουλου, 1980).
- Георгиос Мурелос . Георгиос Гунаропулос ( Γιώργος Μουρέλος . Γιώργος Γουναρόπουλος. — Σειρά Οι έλληνες ζωγράφοι , τόμος β΄ (τεύχος 17). — Αθήνα: Εκδόσεις Μέλισσα, 1975).
- Матула Скалца . Гунаропулос ( Ματούλα Σκαλτσά . Γουναρόπουλος. — Αθήνα: Πνευματικό Κέντρο Δήμου Αθηναίων, 1990.)
- Эфи Ферендину . «Два пионера» (Михалис Томброс и Георгиос Гунаропулос). ( Έφη Φερεντίνου . «Δύο πρωτοπόροι» (Μιχάλης Τόμπρος και Γιώργος Γουναρόπουλος). — εφημ. Ελευθερία , 1 Απριλίου 1959).
Ссылки
- от 31 октября 2019 на Wayback Machine — Δήμος Ζωγράφου, Μουσείο Γ. Γουναρόπουλου.
- от 27 апреля 2014 на Wayback Machine — ΙΝ Αγίας Τριάδος, Νοσοκομείο Βόλου.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/0f65015d6407a6165630a4250ff4a4c5.jpg)
- 2021-11-25
- 1