Шахматисты (картина Бордоне)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматисты ( англ. Chess Players ) — картина английского художника, искусствоведа и мемуариста Джеймса Норткота ( англ. James Northcote , 1746—1831), находится в коллекции Вустерского музея искусств , Вустер , штат Массачусетс .
Картина создана в 1807 году Джеймсом Норткотом ( англ. James Northcote , 1746 — 1831 ), членом британской Королевской академии искусств (иногда называется в качестве даты создания полотна 1831 год ) . Искусствовед Джейком Саймон ссылается на документы, свидетельствующие о приобретении картины у художника мистером Джаном Плоуденом 21 января 1809 года за 61 фунт стерлингов . Историк шахмат Билл Уолл датировал её 1800 годом , а искусствовед Никас Сфикас относит её создание к 1806 году . Техника — холст, масло. Размер — 106,7 на 144,8 сантиметров .
В настоящее время картина находится в коллекции Вустерского музея искусств, Вустер, штат Массачусетс. Она была передана музею в дар от Джанет Б. Дэниелс в память Брюса Годдарда Дэниелса . Инвентарный номер 2005.71 . Чемпионка мира по шахматам гроссмейстер Александра Костенюк заинтересовалась сюжетом картины, она разместила сообщение о ней в своём личном блоге на английском языке, что привлекло к ней внимание широкой аудитории .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В отношении сюжета картины выдвигались различные версии:
I версия. Профессор Вустерского политехнического института Брайан Мориарти (известен как специалист по компьютерному дизайну) посвятил анализу картины одну из своих лекций. Он отмечает, что на картине изображены два хорошо одетых внешне похожих друг на друга джентльмена разного возраста, которые обдумывают расставленный на шахматной доске эндшпиль . Мальчик, также имеющий внешнее сходство с ними, стоит за одним из игроков (левым), а маленькая декоративная собачка сидит в углу .
Шахматисты не находятся в центре внимания художника. Они одеты в тёмные, неброские цвета, их фигуры растворяются в пространстве картины. Мальчик, напротив, изображён на парчовом фоне и одет в костюм золотого цвета с ажурным белым воротником. Это выглядит, по мнению искусствоведа, так, как если бы он находился под лучами прожектора . Он не проявляет никакого интереса к шахматной игре. Его внимание направлено в сторону от пространства картины. Кажется, что он смотрит прямо на зрителя. В левой руке он держит перед собой лист бумаги, покрытый непонятными символами. Его указательный палец правой руки указывает на нечто, находящееся в пределах его досягаемости: на лист бумаги или на человека рядом с ним .
По мнению Брайана Мориарти, три фигуры являются изображением трёх этапов жизни человека, они представляют одного и того же человека на разных этапах жизни. Мориарти основывает своё мнение на сходстве лиц и причёсок персонажей картины, а также на последовательности смены цвета одежды («старение»: от золота через коричневый цвет до серого). Менее вероятным он считает последовательное изображение трёх разных лиц, связанных кровным родством: сына, его отца и деда. Мальчик, по мнению искусствоведа, символизирует современность, он смотрит на зрителя. Взрослый персонаж находится перед ним, то есть обращён к будущему. Самый старый персонаж смотрит назад, в прошлое. Ему принадлежит право хода в шахматной партии, представленной на картине. Картина воспринимается Мориарти как аллегория быстрого хода времени .
В своё время художник был известен в первую очередь картинами животных. Он изображал кошек, слонов, собак и птиц… Собака была широко признанным символом благородства на картинах этого периода. Она также использовалась как символ верности, а иногда плотской похоти, но выражение благородства, по мнению Мориарти, является наиболее вероятным в контексте данной картины .
II версия. Выдвигалась гипотеза (Джан Ньютон), что третий персонаж является не юношей, а девушкой, переодетой в юношу (или которой сознательно приданы андрогинные черты), а в руке у неё не лист бумаги, а веер . В качестве доказательства приводятся следующие аргументы: причёска (по мнению исследователя, она — женская и характерна для периода Регентства 1811—1820 годов), макияж (помада на губах и румяна), кружевной воротник вместо галстука , принятого в то время у мужчин .
III версия. По мнению греческого искусствоведа Никаса Сфикаса, картина не является аллегорическим изображением, на ней изображены конкретные, реально существовавшие лица :
Сторонником этой точки зрения является также искусствовед Джейкоб Саймон. Он отмечает, что творчество художника было тесно связано с семьёй Плоуденов. В частности, он выполнил портрет Уильяма Генри Чичели Плоудена в 1814 году, а портрет матери братьев — Софии Плоуден с её сестрой Лукрецией (в девичестве Проссер, в 1777 году София выйдет замуж за Ричарда Плоудена) он исполнил ещё в 1776 году, когда только начинал свою карьеру живописца. Также он написал портрет Гамильтона Гамильтона — сына Лукреции Проссер, вышедшей замуж за адмирала Чарльза Гамильтона. Несколько раз он запечатлел облик и самого адмирала .
Для картины Джеймса Норткота характерно мастерство композиции и оригинальность в трактовке сюжета, но среди современников он не почитался как выдающийся рисовальщик или колорист. Работая под непосредственным руководством Джошуа Рейнольдса , он оказался под влиянием творчества малоизвестного сейчас художника Джона Опи , которым он восхищался, хотя и воспринимал его как более успешного конкурента . На протяжении всей своей жизни он был преданным почитателем Тициана . Картина Норткота — хороший образец английской школы живописи конца XVIII — начала XIX века .
Для картины характерна некоторая театральность. Интерьер заполняют персонажи, похожие на действующих лиц спектакля, а тяжёлая парчовая ткань за их спиной напоминает раздвинутый занавес на театральной сцене .