Interested Article - Гравировка

Диптих. Рождество и Поклонение Младенцу. Ок. 1500 г. Франция. Серебро, ниелло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Гравиро́вка (от нем. gravieren , фр. graver — резать, вырезать на чём-либо) — нанесение углублённого рисунка, надписи, орнамента , ручным или механическим способом на поверхность металла , камня , дерева , стекла . Понятие гравировки следует отличать от гравирова́ния , под которым подразумевают способ, процесс и технику обработки печатной формы для гравюры . Понятие «гравирование» применяют к области станкóвого искусства, а «гравировку» — в отношении изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства . В устаревших справочных и популярных изданиях различиям этих понятий обычно не придавали значения .

Архаическая форма гравировки — сграффито : техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу, например кирпичную стену или поверхность керамического изделия, двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала (цемента, штукатурки, ангоба ) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. В античности было распространено искусство гравировки по твёрдому камню, позднее получившее название глиптика .

Гравировка по металлу

Гравировка по металлу издавна применялась для украшения ювелирных изделий, посуды, парадных сервизов, воинских доспехов и дорогого оружия. Наивысший подъём искусство гравировки по металлу, главным образом по серебру , испытало в XVI—XVIII веках, сначала в Италии, в эпоху Возрождения , а затем в странах Центральной Европы: в южной Германии и Богемии. Главными центрами производства изделий из позолоченного серебра были свободные имперские города Аугсбург и Нюрнберг , славные своими ремесленными традициями. Немецкие златокузнецы ( нем. Goldschmiede ) в совершенстве владели различными техниками торевтики , в том числе:

  • пуансирования — техники декорирования изделий с помощью специального инструмента: ударами молотка по пуансону ( фр. poinçon — шило, пробойник). В отличие от обычного пробойника пуансон имеет на торце рельефное клеймо, повторенное многократно, оно создаёт особую фактуру фона;
  • гравировки — резьбы штихелем ;
  • канфарения — работы канфарником, равномерным «офактуриванием» поверхности мелкими точками, насечками, линиями, штрихами;
  • таушировки — гравировки с последующей интарсией (врезанием) металла другого цвета, например медной, латунной или золотой проволоки; другое название — насечка;
  • чеканки — обработки поверхности ударами молотка по чекану — долоту с закруглённой рабочей кромкой (не следует путать с дифовкой, или выколоткой);
  • ниелло ( итал. niello , от лат. nigellus , уменьшит. от niger — чёрный), или черни — чернения гравированного рисунка специальным составом из смеси свинца и меди с последующим обжигом .

Технология выемчатой эмали по металлу также связана с гравировкой. Она называется шамплевé ( фр. сhamplevé — «вскопанное поле»). Так же именовали приём гравирования керамических плиток для пола с последующим заполнением гравированных углублений разноцветной глиной. Гравировка широко применяется в ювелирном искусстве: по серебру, кости, перламутру.

Гравировка по стеклу

Гравировка по стеклу применялась в античности аналогично технике гравировки по горному хрусталю и твёрдому камню: на станке, подобном токарному, но с лучковым приводом, медным колёсиком с абразивом из смеси масла и алмазной пыли либо корунда . Такая техника позволяла создавать тончайший матовый рисунок, выглядевший на стекле подобно гравюре, светлым по тёмному полю, а с оборотной стороны прозрачного стекла кажущийся выпуклым, рельефным. Выдающимися художниками гравировки по стеклу были мастера богемского хрусталя XVII—XVIII веков. Один из самых известных мастеров — нюрнбергский гравёр, ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570—1622). С 1588 года мастер работал при дворе императора Рудольфа II в Праге . В 1606—1608 годах Леман работал в Саксонии, в Дрездене . Гравировку стекла на вращающемся круге ( англ. wheel engraving ; не путать с «алмазной гранью») использовали английские мастера .

Другая техника называется «алмазным пунктированием» (точечным рисунком). В этой технике используется стальной пуансон с алмазным (в новое время — победитовым ) наконечником. Лёгкими ударами молотка по пунсону (или деликатным постукиванием) по поверхности стекла создаются мельчайшие точки-сколы, образующие требуемый рисунок. Виртуозами этого способа декорирования стеклянных изделий ( англ. diamond-points ) были голландские и английские мастера XVII—XVIII веков. Такая техника похожа на пунктир в гравюре по металлу. Гравировка на стекле получила также развитие в Силезии и в России эпохи петровского барокко первой четверти XVIII века.

В XX—XXI веках в похожих случаях используется лазер . Лазерная гравировка позволяет добиться чёткого нанесения на материал букв или рисунка, делать острые углы , наносить рисунки различной плотности. В зависимости от настроек лазера может происходить изменение структуры и цвета или испарение тонкого наружного слоя материала. Методом лазерной гравировки изготавливают таблички, жетоны, брелоки, наносят надписи, узоры и сложные изображения на сувениры, подарки, разнообразные изделия из множества материалов [ источник не указан 2000 дней ] .

См. также

«Кокосовый кубок». 1656. Гравировка по скорлупе кокоса. Грюнес Гевёльбе , Дрезден

Примечания

  1. Власов В. Г. . Гравюра // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 270
  2. Ф. Ф. Петрушевский , А. И. Сомов . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Власов В. Г. Торевтика // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 557
  4. Маркова Г. А. Немецкое художественное серебро XVI—XVIII веков. — М.: Искусство, 1975
  5. Caspar Lehmann | Bohemian craftsman | Britannica от 8 июня 2022 на Wayback Machine
  6. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 133

Ссылки

Источник —

Same as Гравировка