Причины Великой французской революции
- 1 year ago
- 0
- 0
«Новая русская школа» в историографии Французской революции XVIII в. — распространённое в научной литературе наименование профессионального сообщества постсоветских исследователей данной темы . «Новая русская школа» характеризуется методологическим плюрализмом, акцентированным отмежеванием от идеологически и политически окрашенных трактовок Французской революции и стремлением рассматривать её в неразрывной связи с последующим периодом Наполеоновской империи . Работы историков этого направления широко представлены на страницах международного научного издания « Французский ежегодник », в сериях монографий «Мир Французской революции» и «Эпоха 1812 года» издательства РОССПЭН , а также регулярно публикуются во французском журнале Annales historiques de la Révolution française .
Изучение Французской революции в России берет начало с 6 сентября 1868 года, когда В. И. Герье начал читать курс лекций по истории революции в Московском университете. В последующие три десятилетия В. И. Герье, И. В. Лучицкий , М. М. Ковалевский , их ученики, а затем ученики их учеников, создали одну из ведущих в мировой историографии революции научных школ, получившую название «русской школы» (école russe). Характерной особенностью «русской школы» был идейный и методологический плюрализм: ее представители варьировали в своих трудах разные методы и подходы, следуя исключительно собственным вкусам и предпочтениям. Другая важная черта «русской школы» абсолютная интеграция в мировую науку. Российские историки ничуть не в меньшем объеме, чем французские, использовали в своих работах материалы центральных и департаментских архивов Франции, а потому в конце XIX — начале XX веков большинство основных трудов русских ученых по данной тематике были переведены и опубликованы во Франции) .
Пришедшая после 1917 года на смену «русской школе» советская школа историков Французской революции, напротив, существовала практически в условиях автаркии от мировой исторической науки. С установлением «железного занавеса» советские историки Французской революции лишились возможности регулярно работать во французских архивах. Если в конце 1920-х годов и в 1960-е — 1980-е годы некоторым из советских исследователей и давали разрешение на зарубежную научную командировку, то даже такое посещение изучаемой страны ограничивалось, как правило, несколькими неделями. В отсутствие полноценного доступа к зарубежным архивам советским историкам приходилось разрабатывать те относительно немногочисленные фонды французских исторических документов, что ранее различными путями попали в Россию. Но даже при изучении их возможности советских исследователей были существенно ограничены необходимостью использования исключительно марксистской методологии. Поэтому подавляющее большинство появившихся в СССР многочисленных работ по Французской революции оказалось вне основного русла развития мировой историографии. За границей почти ничего не знали о происходившем по другую сторону «железного занавеса», а если и узнавали, то сочинения, которые предлагали в большинстве своем марксистско-ленинское «переосмысление» вышедших на Западе исследований, не производили, как правило, большого впечатления на зарубежных коллег. Исключением из этого общего правила стали только работы Я. М. Захера , В. М. Далина и А. В. Адо , получившие в силу разных причин широкое международное признание .
Смена исследовательских парадигм и поколений ученых в российской историографии Французской революции началась в 1980-е годы и позднее получила в научной литературе наименование «смена вех» (changement de jalons) по названию статьи А. В. Чудинова , где были проанализированы эти процессы . Уже в 1995 году бесспорный тогда лидер российской историографии Французской революции А. В. Адо констатировал радикальное изменение научных парадигм:
« Советская историография Французской революции завершила свое существование. На смену ей идет становление новой российской историографии Французской революции. Она не утрачивает преемственности с наиболее позитивным наследием историографии советской, но она принадлежит уже к иному времени и имеет свое особое лицо».
— Адо А.В. Письмо профессору Шен Ченсиню // Вестник Московского университета. Сер. 8, история. 1996. № 5. С. 32.
Представляя собою третий этап развития российской историографии Французской революции, «новая русская школа» сохраняет преемственность с обоими предыдущими. С «русской школой» ее сближают полный методологический плюрализм и плотная интеграция в международное научное сообщество. Преемственность с советской школой прослеживается в тематике части проводимых ею исследований. К настоящему времени в развитии «новой русской школы» можно выделить два периода, характеризующихся разной тематикой исследований.
Во второй половине 1990-х — в 2000-х годах основные направления исследований «новой русской школы» определялись стремлением ее представителей сформировать собственную идентичность, отличную от советской школы, а потому отчасти являли собою прямое или косвенное отрицание научных установок таковой. Этим был обусловлен повышенный в этот период интерес российских историков к практически не изучавшейся в советское время, а лишь «изобличавшейся», консервативной и «ревизионистской» («критической») историографии Французской революции. Критическому осмыслению подверглась также история самой советской историографии .
Другое направление исследований историков «новой русской школы» также представляло собою диалектическое отрицание или, скорее, развитие научного наследия советской историографии Французской революции. Если для последней был характерен своего рода «якобиноцентризм» — повышенное внимание к левым политическим группировкам, то усилия представителей «новой русской школы» в этот период концентрировались на изучении широкого спектра политических сил, находившихся правее якобинцев: фельянов , конституционных монархистов , термидорианцев , роялистов и вандейских повстанцев . Вместе с тем, продолжалась разработка и таких традиционных для советской историографии тем, как история социалистических идей и якобинцев , но на иной, более широкой, методологической основе.
С 2010-х годов в центре исследовательских интересов российских историков Французской революции находятся научные проблемы, уже напрямую не связанные с наследием советской историографии. Преемственность с последней сохраняется только в стремлении рассматривать в неразрывной связи историю Французской революции и Наполеоновской империи, как это делал советский историк В. Г. Ревуненков , и в продолжении традиции изучения истории социалистических и коммунистических идей во Франции конца XVIII — начала XIX веков. В 2010-е — 2020-е годы российские исследователи изучали деятельность социалистов К.А. Сен-Симона и сенсимонистов , революционного коммуниста Г. Бабёфа и автора малоизвестной коммунистической утопии П. И. Жонес-Спонвиля .
Одним из приоритетных направлений в 2010-е годы были имагологические исследования, осуществляемые на материале Французской революции и Наполеоновских войн, то есть изучение образа Другого и, прежде всего, образа Врага . Значительное влияние на расширение тематики исследований представителей "новой русской школы" в 2020-е годы оказало сотрудничество с ведущим британским специалистом по истории Французской революции и Наполеоновских войн А. Форрестом , который в 2018—2020 годах возглавлял лабораторию западноевропейских и средиземноморских исторических исследований в Государственном академическом университете гуманитарных наук в Москве . По его примеру российские историки от сугубо имагологических изысканий перешли к более широким исследованиям в русле военно-исторической антропологии .
Основным же направлением исследований историков «новой русской школы» в 2010-е — 2020-е годы годы является изучение в исторической ретроспективе конфликта либерально-демократической и традиционалистской парадигм на рубеже XVIII—XIX вв. внутри Франции и за ее пределами , который рассматривается как одна из важнейших составляющих социально-политических процессов того времени .