Чахмахчян, Левон Хоренович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ча́х Эльмурзи́евич Ахри́ев ( ингуш. Оа́харана́ькъан Элмарзий Чхьа́гӀа ; 10 [22] мая 1850 , Фуртоуг , Терская область — 29 апреля [ 12 мая ] 1914 , Владикавказ , там же) — российский учёный, первый ингушский этнограф , краевед и юрист .
В возрасте 7 лет оказался в аманатах в результате русской военной экспедиции, проведенной в его родном селе — Фуртоуг. Вскоре его усыновил русский полковник, который отправил его в военную кантонистскую школу. Там Чах учился с 1857 по 1862 год.
С 1862 по 1868 год Чах учился в Ставропольской гимназии , после чего вернулся в родную село и занялся сбором фольклорных и этнографических материалов. В 1870-х годах, некоторые из этих этнографических работ он опубликовал в « Сборнике сведений о кавказских горцах » и газете « Терские ведомости ». С 1870 по 1874 год Чах учился в Нежинском лицее , после чего находился в неофициальной ссылке в Елизаветпольской губернии , где работал в различных административных органах городов Евлаха и Нухи . Он продолжал работать до 1912 года, когда ему пришлось уйти в отставку по болезни. Чах вернулся во Владикавказ и умер 12 мая 1914 года.
Родился 10 мая 1850 года в ауле Фуртоуг Терской области в семье старосты Джейрахского общества Эльмурзы Ахриева. Мать — из фамилии Хаматхановых. По национальности — ингуш .
В 1850—1860 годах в регионе завершался последний период Кавказской войны — освоения Российском империей Кавказа. Во время одной из военных операций по «усмирению» отдельных очагов сопротивления 7-летний Чах Ахриев, в числе других мальчишек, был захвачен отрядом русских войск и оказался в аманатах (горцы-заложники, которые своим пребыванием среди русских гарантировали верность России со стороны своих обществ, селений или фамилий). Был приведён во Владикавказскую крепость, где был отдан в военную кантонистскую школу (1857—1862). Благодаря содействию своего дяди Темурко Ахриева , офицера российской армии, его положение во Владикавказе было несколько лучше других детей-заложников, он пользовавшегося уважением российских властей и располагал большей свободой . Усыновлён семьёй русского полковника , у которого не было своих детей .
В 1862—1868 годах Чах обучался в Ставропольской гимназии , в стенах которой начинала свой творческий и научной путь значительная часть горской интеллигенции. Её окончили многие выходцы из Кавказа, в том числе, из ингушей — С. Ахриев, А. Базоркин, А-Г. Долгиев, И. Бекбузаров, П. Дахкильгов, К.Мальсагов и другие. В 1860-70-х годах в Российской империи поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа и кавказоведение, открывались филиалы всероссийских научных обществ. В эти годы стали издаваться фундаментальные исследования учёных А. П. Берже , П. Г. Буткова , Н. Ф. Дубровина , и других. Чах Ахриев окунулся в мир русской культуры и оказался в числе передовых людей своего времени .
По окончании гимназии, вследствие болезни, провёл два года на родине (1868—1870 годы). В этот период занимался сбором фольклорного и этнографического материалов, которые положили начало его литературной деятельности. Публиковался в 1871—1873 годах в «Сборнике сведений о кавказских горцах» ( Тифлис ) и газете « Терские ведомости » (Владикавказ). Ему удалось посетить различные районы Терской области, в частности, Ассинское ущелье и Назрановский район . В его работах, преимущественно этнографического характера, представлены свидетельства старейшин горных сёл Ингушетии, которые не только лично сами были свидетелями событий и обрядов ингушской культуры XVIII века, но и помнили рассказы о жизни своих предков в XVII веке. С их слов были описаны образ жизни, мифы, легенды, обряды, древние религиозные культы, обычное право, ритуалы, праздники и этногенетические предания ингушского народа. Кроме того, Чах Ахриев первым описал элементы нартского эпоса ингушей, например, им установлено, что ещё в XIX веке в качестве похвалы ингуши говорили: «Наьрт мо санна ва из» («Он как нарт!») .
Позднее работы Чаха Ахриева были переизданы в книгах «Ингуши» (1996) и «Чах Ахриев. Избранное» (2000). К творчеству Чаха Ахриева обращались при его жизни учёные-кавказоведы, археологи, этнографы, российские юристы Ф. И. Леонтович, Б. К. Далгат, М. М. Ковалевский и другие. По его материалам и в настоящее время пишут диссертации .
В 1870—1874 годах обучался в Нежинском лицее , по окончании которого за народовольческую деятельность находился в неофициальной ссылке — работал в различных административных органах городов Евлах и Нуха Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан ). Он активно выступал за соответствие царских реформ интересам кавказских народов и пыталась воздействовать на реформы российского государства. Из-за своей гражданской позиции, как и другой ингушский просветитель А-Г.Долгиев , оказался «добровольно изгнанным» и надолго командированным в Закавказье . Длительная служебная деятельность и переезды из города в город не оставляли ему возможности посвятить себя научной и литературной работе .
16 октября 1874 года Чах Ахриев назначен кандидатом на служебные должности при Тифлисской судебной палате и в течение 8 лет работал кандидатом на служебную должность, помощником мирового судьи и судебным следователем. 24 ноября 1882 года назначен агентом для заведования государственными имуществами в уездах Елисаветпольской губернии , а с 31 января 1889 года работал чиновником особых поручений для надзора за населёнными землями и оброчными статьями. С 27 мая 1897 года — директор Нухинского отделения попечительного о тюрьмах комитета. С 23 октября 1900 года работал младшим надзирателем за казёнными землями и оброчными статьями Елисаветпольской губернии .
28 сентября 1912 года уволен по состоянию здоровья в чине коллежского советника. Вернулся во Владикавказ , где умер 29 апреля 1914 года от сахарного диабета . Похоронен в родном ауле Фуртоуге .
В дальнейшем, изучение культуры и социально-экономической жизни края были продолжены ингушскими учёными М. Базоркиным , А-Г. Долгиевым , и др .
По воспоминаниям дочери Нины Чаховны, её отец был скромным и отзывчивым человеком, имел общительный и весёлый нрав. В доме Ахриевых была собрана большая библиотека, он выписывал много газет и журналов. Любимый поэт — Н. А. Некрасов .
При его жизни на труды Чаха Ахриева ссылались в своих исследованиях учёные, ученые, археологи, этнографы, российские юристы, такие как Ф. И. Леонтович , Б. К. Далгат , М. М. Ковалевский .
Его произведения, содержащие вновь зафиксированные легенды о возникновении ингушских обществ и основании некоторых аулов, наряду с материалами, собранными А. П. Берже и У. Лаудаевым о чеченцах , послужили единственным первоисточником, за неимением других, который использовали первые советские авторы, чтобы неверно судить об истории формирования чеченцев и ингушей. Такое использование легенд было проблематичным, поскольку единой картины не возникало, поскольку каждая община и тейп имели свои собственные традиции, не связанные друг с другом. Типичными чертами легенд было то, что: во-первых, чеченцы и ингуши в средние века пришли на свои современные земли откуда-то еще, во-вторых, что предки отдельных тейпов происходили из самых разных регионов (например, Грузии , Сирии , Персии ) .
Чах Ахриев был женат, имел пятеро детей — троих сыновей и двух дочерей . Жена — Айша Базоркина, дочь Мочхо Базоркина, офицера полиции. Сыновья и дочери:
В честь Чаха Ахриева назван . В 2005 году «за выдающиеся заслуги в области этнографии и многолетнюю научную деятельность» Ч. Э. Ахриев был посмертно награждён орденом «За заслуги» .
Профессор Северо-Осетинского государственного педагогического института Л. П. Семёнов :
Работы Чаха Ахриева носят этнографический характер и разнообразны по темам. Автор интересуется вопросами как обобщающими (характер ингушского эпоса, происхождение ингушей), так и специальными (присяга ингушей, ингушские каши). Он уделяет внимание и далекому прошлому своего края, и его настоящему. Все его замедки и статьи очень содержательны, обнаруживают прекрасное знакомство автора с духом страны, с особенностями её своеобразного быта и древней культурой.
Учёный и юрист М. А. Яндиев :
Разумеется, прекращение научной деятельности Ч. Э. Ахриева, как и многое другое, напрямую связано с политическим режимом России, авторитарную природу которого не смогли изменить даже известные события 1917 г… Тот, кто знаком с материалом, который имелся в распоряжении у исследователя политических сторон жизни ингушского народа в конце XIX в. и может предположить, какие выводы в области политической мысли могли быть сделаны на основе этого материала, тот поймет причину того, почему Чах Ахриев так рано замолчал.