С именем А. Ермолаева связано создание нового направления в мужском танце, которое отвечало общим тенденциям героизации балета, повышения игровой, драматической составляющей, введения в практику классического балета элементов народного танца. А. Ермолаев обладал виртуозной техникой танца, постоянно её совершенствуя и усложняя классические элементы. Создавая разнохарактерные роли, в целом он утверждал в балете мужественный и волевой образ. В этом же направлении действовали и выдающиеся балетмейстеры, работавшие с ним —
В. И. Вайнонен
и
Л. М. Лавровский
. Такое развитие соответствовало требованиям времени и не случайно было отмечено Сталинской премией в
1946 году
.
А. Ермолаев работал над техникой танца на пределе возможностей, но это направление его творчества было ограничено серьёзной травмой. Начиная с
1939 года
он сосредотачивается на ролях, которые требуют не бравурной исполнительской техники, а драматического мастерства, пантомимы. По стечению обстоятельств прыжки артиста, вызывавшие всеобщее восхищение запечатлены только на фотографии, киносъемок артиста были сделаны только после травмы, в роли
Тибальда
в фильме-балете «
Ромео и Джульетта
».
1939 —
Щелкунчик-принц
в балете П. И. Чайковского «
Щелкунчик
», хореография В. И. Вайнонена — первый исполнитель в Большом театре (
Маша
—
М. Т. Семёнова
,
Дроссельмейер
—
В. А. Рябцев
)
1945 —
Абдерахман
в балете А. К. Глазунова «Раймонда» в постановке Л. М. Лавровского (
Раймонда
— М. Т. Семёнова,
С. Н. Головкина
,
Жан дё Бриен
—
М. М. Габович
,
В. А. Преображенский
, балетмейстер Л. М. Лавровский, фрагменты М. И. Петипа и А. А. Горского)
В
1942 году
совместно с
В. М. Шахраем
и Ю. В. Хираско поставлена «Купальская ночь» — музыкальное народное представление, монтаж из оперных постановок
В
1951 году
на собственные средства (
Сталинская премия
) совместно с
А. И. Радунским
поставил в Большом театре сольный концерт — цикл из восьми хореографических миниатюр «Мир победит войну».
В Москве, на доме № 7 в
Брюсовом переулке
(улица Неждановой), где в 1935—1975 годах жил артист, в 2000 году была установлена мемориальная доска.
Творчеству артиста посвящено множество публикаций, в том числе два сборника материалов — «Алексей Ермолаев» (М.,1974); «Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания» (М., 1982).
Библиография
. —
М.
: Искусство, 1974. — 296 с. —
25 000 экз.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 21 июня 2010.
5 мая 2010 года.
Ссылки
М. Лиепа
.
// Советская Культура. — 1970. — 26 февраля. —
С. 3
.
7 августа 2017 года.