Interested Article - Гюллень-Сор, Фелицата
- 2020-10-13
- 1
Фелица́та Виржи́ния Гюлле́нь-Сор , урождённая Ришар ( фр. Félicité Virginie Hullin Sor (Richard ) ; не позже 1805, Париж — 6 [18] июля 1874 ) — балерина, балетмейстер и педагог, представительница французской школы классического танца, сыгравшая большую роль в формировании Московской балетной школы .
Биография
Официальной датой рождения Фелицаты Гюллень-Сор считается 9 марта 1805 года . Однако профессор музыки Гонконгского университета Георг Предота ( англ. Georg A. Predota ) считает, что она скрыла настоящую дату рождения, чтобы преуменьшить свой возраст . Согласно копии свидетельства о рождении, сохранившейся в РГАЛИ , Гюллень-Сор родилась 9 фримера 12 года по французскому республиканскому календарю .
Её первым педагогом был отец, известный танцовщик и балетмейстер, ученик Ж.-Ж. Новерра , Жан-Батист Гюллень (наст. имя — Жан Ришар). Затем занималась у знаменитого танцовщика и педагога Жана-Франсуа Кулона , который после 1807 года вёл класс усовершенствования в Парижской Опере .
В 1812 году дебютировала в «Национальном Театре», как тогда называлась Парижская Опера . Между 1813 и 1815 вышла замуж за гитариста и композитора Фернандо Сора , вскоре после замужества [ нет в источнике ] родила дочь Катрин. В 1816 вслед за мужем, который покинул Париж годом ранее, Фелицата переехала в Лондон . Так как их брак некоторое время хранился в тайне ради продолжения успешной карьеры обоих супругов, продолжала выступать под псевдонимом, взятым ещё её отцом. Дополнила его фамилией мужа, став Гюллень-Сор, только после успеха балета Сора «Сендрильона», который был написан специально для неё .
В 1823 году получает приглашение от директора Императорского Московского театра камергера Ф. Ф. Кокошкина [ нет в источнике ] и семья Соров вместе с родственником Фелицаты (младшим братом Жана Ришара, либо его сыном), [ нет в источнике ] танцовщиком , также получившим ангажемент, переезжает в Москву .
Здесь заявила о себе как о талантливой танцовщице, исполняя лирико-комедийные роли, требовавшие выразительной пантомимной игры. Журнал « Вестник Европы » (№ 18, октябрь 1823) отмечал: «Госпожа Гюллень-Сор смело выдержит сравнение с нашими ученицами Терпсихоры, которые, однако ж, и сами не испугаются сравнения в некоторых пунктах, хотя, впрочем, они же не сочтут излишним кое-что и перенять у парижской гостьи…» Известный литератор С. Т. Аксаков восторженно писал о её исполнении: «Она восхитила нас, мы ни в ком не видывали такого счастливого соединения силы и приятности, чистоты и выразительности. Все движения её исполнены жизни» .
Начав работать в Московской императорской труппе, Гюллень-Сор не только исполняла заглавные партии в балетах, но и практически сразу же стала проявлять себя как постановщик, став первой в России женщиной — постановщиком балетов.
С 1824 года была педагогом и балетмейстером-постановщиком в Крепостном театре князя Юсупова в Архангельском .
В 1824 году совместно с Иваном Лобановым перенесла на московскую сцену популярный балет своего супруга «Сандрильона» (Золушка), взяв за основу хореографию Альбера . [ нет в источнике ] Премьера состоялась 31 января 1824 в Театре на Моховой (в то время здание Большого театра на Петровской площади ещё только строилось, и представления Императорского Московского театра давались преимущественно на этой сцене), в главной роли была сама балерина .
В день открытия московского Большого театра , 6 января 1825 года, этот балет шёл вторым отделением [ неавторитетный источник ] , вслед за специально поставленным по торжественному поводу представлением-прологом «Торжество муз», где Гюллень-Сор исполняла роль музы Терпсихоры. Музыкальный критик В. Одоевский писал об этом событии: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе» [ неавторитетный источник ] . Программа открытия была повторена и на следующий день, 7 января 1825 года.
Заняв положение прима-балерины Московской балетной императорской труппы, Ф. Гюллень-Сор сыграла огромную роль в становлении и формировании Московского балета. До этого московская императорская труппа ставила балеты, уже прошедшие в петербургском отделении императорских театров, и занимала вторичное место в русском балете . Фелициата Гюллень-Сор стала переносить на московскую сцену балеты европейских постановщиков, в которых она танцевала в Париже и Лондоне. По её требованию московская императорская труппа отказалась от перенесения на московскую сцену спектаклей петербургского театра, пополняя репертуар постановками, в которых блистала Гюллень-Сор .
Особое развитие московский балет получил с началом реакции на восстание декабристов в Петербурге в 1825 году. После восстания приближенный ко двору Петербург ещё долго испуганно расценивал любое проявление свободы и самоличные контакты с Европой как «вольнодумство» и «смуту», в то время как удаленная от царедворцев Москва жила собственной жизнью и сохраняла определённые свободы. Возможности Московской императорской труппы оказались значительно шире, её сцена использовала новые балетные достижения, европейские сценические новшества и все то, что категорически не допускала Петербургская. «Различия в направленности петербургского и московского балета приобретают все более резкий характер, приводя зачастую к полному расхождению во взглядах на одно и то же сценическое произведение, на толкование одного и того же образа. Отсюда возникли те противоречия между Петербургом и Москвой, которые в значительной степени нарушали планомерное развитие русского балета» — писал балетный теоретик Ю.Бахрушин . Так же считает и педагог балета Диана Хазиева: «В менее чопорной Москве сильнее проявлялись, так сказать, демократические тенденции: ставились, например, комические балеты из крестьянской жизни, которые в северной столице были редкостью» . Возможности, предыдущий опыт и европейские связи Ф. Гюллень-Сор оказались как нельзя кстати в создавшейся ситуации. Помимо переноса на сцену Большого театра европейских балетных спектаклей она немало постановок осуществила самостоятельно. Неоднократно ездила в европейские театры, где её помнили, результатом поездок становились новые постановки на сцене московского Большого театра; впервые на московской балетной сцене в её постановках стали проявляться черты начинающегося в балете романтизма, поэтому отечественная балетная критика называет её хореографом преромантического направления, хотя и относит к классической хореографии [ источник не указан 1252 дня ] . В 1836 году Гюллень-Сор ездила в Париж со своей ученицей Е.Санковской , которую знакомила с европейским балетом и искусством балерин М. Тальони , К. Гризи , Ф. Эльслер .
С 1825 по 1838 год преподавала в Московском театральном училище , где среди её учениц были Г. И. Воронина (будущий педагог П. П. Лебедевой ), Т. С. Карпакова , Е. А. Санковская . Говоря о значении её педагогической деятельности, Балетная энциклопедия сообщает: «Пластика и техника балета эпохи романтизма стали известны благодаря балерине и педагогу Ф. И. Гюллень-Сор» .
В 1827 году рассталась с мужем: Фернандо Сор вернулся в Париж [ нет в источнике ] , тогда как карьера Фелицаты навсегда осталась связана с Россией и Москвой, где она прожила до конца своих дней, приняв российское подданство .
Оставила сцену в 1835 году, закончила педагогическую деятельность в училище в 1838 году. В 1839 году, после смерти супруга, вышла замуж за профессора Гертеля, после чего обозначалась в официальных бумагах как Гюллень-Гертель Фелицата Ивановна. В конце жизни преподавала в Екатерининском институте .
Среди московских адресов Ф.-В. Гюллень-Сор — Петровка , 15 (дом не сохранился) . Кроме того, какое-то время она проживала в доме № 8 по Большой Дмитровке , в начале 1830-х годов числившемся за Дирекцией Императорских театров и где жили воспитанники Московской театральной школы и её преподаватели.
Репертуар
Парижская опера
- «Амур и Психея» балетмейстера Пьера Гарделя .
- « » балетмейстера Жан-Пьера Омера .
- « » балетмейстера Альбера .
- 6 февраля 1822 — Pas comique в опере Николя Изуара и « », хореография Пьера Гарделя .
Большой театр
- 26 августа 1828 — Эдельмона , «Отелло, или Венецианский мавр», балетмейстер по балету .
- 1829 — Флора , « Зефир и Флора » на музыку Катерино Кавоса и .
- 11 декабря 1831 — Аспазия , « Чёрная шаль, или Наказанная неверность » на сборную музыку по стихам А. С. Пушкина, балетмейстер Адам Глушковский .
- 24 января 1835 — Китри , « Свадьба Гамаша » в собственной постановке по балету Луи Милона .
Постановки
- 1824 — «Сандрильона» Ф. Сора , по хореографии Ф. Альбера (Albert, наст.имя François-Ferdinand Decombe), совместно с И. К. Лобановым [ нет в источнике ] , Театр на Моховой ; спектакль неоднократно возобновлялся в Большом театре
- 1829 — «Амур и Психея» на сборную музыку, по хореографии П. Гарделя , совместно с И. К. Лобановым
- 1832 — «Поль и Виргиния», балет по (фр.: Jean-Pierre Aumer)
- 1832 — « » по хореографии Л.Милона (музыка сборная)
- «Геркулес и Омфала»
- 1834 — «Женщина-лунатик, или Сомнамбула» Ф. Герольда
- 1834 — «Забавы султана, или Продавец невольников» А. Е. Варламова ;
- 24 января 1835 года — « Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша », композитор Ф. Лефевр , по Милону , сама исполнила партию Китри
- 15 апреля 1836 — «Фенелла», балет в 4 актах на музыку оперы «Фенелла» (« Немая из Портичи ») Д. Ф. Обера
- 6 сентября 1837 — «Сильфида» (по Ф. Тальони , музыка Ж. Шнейцхоффера )
- 1838 — «Хитрый мальчик и людоед» («Мальчик-с-пальчик») А. С. Гурьянова и А. Е. Варламова
- 1839 — «Розальба»
Комментарии
- В источнике эта дата ошибочно трактуется как 29 ноября 1804 года по григорианскому календарю . На самом деле она соответствует 1 декабря 1803 года.
Примечания
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 14 ноября 2018 года.
- , с. 32.
- / Чернова Н. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- ↑ Predota Georg. (англ.) . Interlude (13 мая 2012). Дата обращения: 17 мая 2020. 27 октября 2020 года.
- , с. 29.
- ↑ , с. 79.
- от 18 сентября 2009 на Wayback Machine
- Всеволодская-Голушкевич О. В. Крепостной театр // Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др. — М. : БРЭ : Согласие, 1997. — С. 236—238. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
- ↑ Галанцева И. А. «Сандрильона» // Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др. — М. : БРЭ : Согласие, 1997. — С. 402. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
- ↑ от 20 ноября 2010 на Wayback Machine
- ↑ Гюллень-Сор Фелицата Виржиния / Н. Ю. Чернова // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт ; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия , 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3 .
- ↑ Чернова Н. Ю. Гюллень-Сор // Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др. — М. : БРЭ : Согласие, 1997. — С. 157—158. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
- Ю.Бахрушин. История русского балета (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
- . Дата обращения: 24 сентября 2010. 18 февраля 2011 года.
- Чернова Н. Ю. Санковская Екатерина Александровна // Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др. — М. : БРЭ : Согласие, 1997. — С. 402. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
- Галанцева И. А. Московское хореографическое училище // Русский балет : Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др. — М. : БРЭ : Согласие, 1997. — С. 309—312. — 631 с. — ISBN 5-85270-099-1 .
- «Отелло» // Балет : энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
Литература
- Николаев А. А. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой : журнал. — 2020. — № 2 (67) . — С. 25—35 . — ISSN .
- Бахрушин Ю. А. // История русского балета : учебник для вузов. — М. : Юрайт, 2020. — 275 с. — ISBN 978-5-534-05282-4 .
- 2020-10-13
- 1