Реммерт, Александр Адольфович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Адо́льфович Ви́нклер ( нем. Alexander Gustav Winkler ; 3 марта 1865 , Харьков — 6 августа 1935 , Безансон ) — русский композитор, пианист, музыкальный критик и педагог.
Окончил Харьковское музыкальное училище (ученик Ильи Слатина ) и юридический факультет Харьковского университета ( 1887 ). Совершенствовался как пианист в Париже у Виктора Альфонса Дювернуа и в Вене у Теодора Лешетицкого , занимался также композицией у Карла Навратила .
С 1890 г., вернувшись в Харьков, преподавал фортепиано в Харьковском училище. В 1896 — 1924 гг. преподаватель фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории , с 1908 г. профессор. Среди его учеников — С. С. Прокофьев .
В 1902 — 1910 гг. выступал как музыкальный критик. Автор статей в петербургской немецкой газете « St. Petersburger Zeitung ».
Автор камерных произведений, в том числе двух струнных квартетов (первый, до мажор, 1897 , получил премию Санкт-Петербургского общества камерной музыки), фортепианного квартета, фортепианных пьес, песен. Входил в Беляевский кружок .
В 1923 эмигрировал во Францию, жил в Безансоне и . Давал частные уроки игры на фортепиано, гармонии и контрапункта. Вел кл. гармонии в безансонской Ecole municipale de musique (с 1924). Участвовал в концертах как композитор и пианист, выступал с открытыми лекциями в различных городах региона Франш-Конте (Безансон, Понтарлье, Доль и др.). В 1933 принял участие в музыкальной выставке, организованной в Париже Российским музыкальным обществом за границей, исполнив в зале Гаво свою сонату со скрипачкой Д. Мантефель.
Автор симфонической музыки (Увертюра-фантазия «В Бретани», Драматическая увертюра, Вариации на финскую тему для скрипки с оркестром, «Последняя весна» для виолончели с оркестром и др.), камерно-инструментальных произведений (3 струнных квартета, альтовая и виолончельная сонаты, фортепианный квинтет и др.), сочинений для фортепиано (в т. ч. Вариации и фуга на тему И. С. Баха для 2-х фортепиано в 4 руки), песен, хоров. Первый струнный квартет (до мажор, 1897) был удостоен премии Санкт-Петербургского Общества камерной музыки. Симфоническая музыка Винклера исполнялась в Общедоступных русских симфонических концертах. Композитор принимал участие в коллективных работах «беляевцев»: сочинении двух вариационных циклов на русские темы, оркестровке «Карнавала» Р. Шумана. Сделал ряд переложений для фортепиано в 4 руки оркестровых произведений М. И. Глинки , Н. А. Римского-Корсакова , А. К. Глазунова (в т. ч., «Раймонда» , «Барышня-служанка», Симфония № 8), А. Н. Скрябина, Н. Н. Черепнина, Н. Я. Мясковского. Сочинения и переложения Винклера публиковались издательствами «М. П. Беляев», «D. Rahter», «Prague: Urbanek».
Состоял в дружбе и переписывался с А. К. Глазуновым, который посвятил ему 4 прелюдии и фуги (op. 101). Среди других сочинений, посвященных Винклеру — 4 этюда (op. 2) С. С. Прокофьева и соната для фортепиано (op. 3) А. Н. Кобылянского.