Interested Article - Каракаш, Михаил Николаевич

Михаи́л Никола́евич Карака́ш ( 24 сентября 1887 , хутор Каракаш, Таврическая губерния (ныне село Широкое Симферопольский район Крыма ) — 15 августа 1937 , Бухарест российский оперный певец (лирико-драматический баритон), вокальный педагог, режиссёр.

Биография

Родился в семье потомственного дворянина армянского происхождения, геолога Николая Ивановича Каракаша . Пению обучался вначале у своей матери, Надежды Ивановны Варнек (ученицы Н. А. Ирецкой ). Окончил и четыре курса историко-филологический факультет Петербургского университета , в 1910 году — Петербургскую консерваторию (класс профессора С. И. Габеля ) .

Каракаш М.Н. в образе, 1912

26 апреля 1911 г. дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Онегина опере П. Чайковского ), затем — в партии Грязного Царская невеста » Н. Римского-Корсакова ); был солистом театра до 1918 г. (его последнее выступление на этой сцене — 15 марта 1918 г. в партии Елецкого , «Пиковая дама» П. Чайковского). Летом 1913 г. совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Витторио Вандза ( итал. Vittorio Vanza ) и Николаи. В эти годы выступал также в петроградском Театре музыкальной драмы (1915—1917), гастролировал в Праге , Будапеште , Вене и Берлине (1912); в Москве ( Большой театр , 1913, 1914), Киеве , Одессе , Харькове , Тифлисе ; в Або (1917).

В 1918—1919 гг. выступал в Москве — в Большом театре , в Театре Совета рабочих депутатов . С июня 1918 г. вместе с женой, Ф. И. Шаляпиным , А. В. Неждановой и другими певцами вошёл в состав Первого театрального кооперативного товарищества. 16 марта 1919 г. исполнил «Schöttische Lieder» Л. Бетховена — в этом концерте под управлением С. Кусевицкого в Колонном зале Дома союзов выступили также А. В. Нежданова , А. И. Южин , Н. Метнер .

С апреля 1919 г. жил в имении отца под Симферополем, выступал с концертами в Крыму. В этот период познакомился с А. Спендиаровым , который посвятил певцу концертную арию «К Армении».

В октябре 1921 г. с женой выехал в Рим , где они выступали в оперном театре «Русская ласточка». В 1921—1923 и 1926—1930-х гг. пел в Русском общедоступном театре «Манеж» ( Белград ). В 1923—1926 гг. выступал в парижской труппе М. Кузнецовой-Бенуа , позднее гастролировал в Барселоне, Загребе, Будапеште.

В 1923—1927 учился на техническом факультете Белградского университета .

В 1931 г. был профессором Русской консерватории (Париж), в 1930-х гг. руководил Оперно-драматической студией (Белград).

Известен как строитель Панчевского моста .

Семья

Отец — Николай Иванович Каракаш (1862—1916), профессор геологии Петербургского университета .

Мать — (1860—ок. 1940), оперная певица и детский писатель .

Жена (с 1913 г.) — Елизавета Ивановна Попова (1889—1967), певица.

  • Сын — Андрей Михайлович Каракаш (1913—?) .

Творчество

Обладал ровным, звонким голосом «металлического» тембра, отчётливой дикцией; в полной мере владел актёрским мастерством. Его исполнение отличалось благородством фразировки, выразительностью.

Его партнёрами в оперных спектаклях были А. Ю. Больская , Г. А. Боссе , Н. Г. Волевач, Е. И. Збруева , В. И. Касторский , М. Н. Кузнецова-Бенуа, А. М. Лабинский , В. И. Лосев, В. А. Лосский , Н. А. Ростовский, К. Т. Серебряков, Л. В. Собинов , Д. А. Смирнов. Пел под управлением А. Бернарди, А. Коутса , Э. А. Купера , Н. А. Малько , Д. И. Похитонова, Н. Фёдорова.

Был выдающимся камерным певцом, часто выступал в концертах совместно со своей женой. Концертный репертуар включал произведения М. Глинки , П. Чайковского , С. Рахманинова , А. Гречанинова , Н. Метнера , И. Стравинского , А. Спендиарова . Среди его аккомпаниаторов был М. А. Бихтер .

Оперные партии

Мариинский театр
Большой театр
  • «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Фигаро

Режиссёр

В 1926 г. поставил в Париже « Садко » Н. Римского-Корсакова («Русская опера», антреприза А. А. Церетели ). В Белградской опере, будучи главным режиссёром и директором, поставил «Севильского цирюльника» Дж. Россини (1934), «Князя Игоря» А. Бородина (1935).

Дискография

Русским отделением европейской компании «Gramophone» (Петербург, марка «Пишущий амур») в 1913—1914 гг. в исполнении М. Каракаша записаны на грампластинки 10 арий из опер « Евгений Онегин » и «Пиковая дама » П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Нерон» и «Демон» А. Рубинштейна; в исполнении М. Каракаша и Е. Э. Виттинга — дуэты из опер «Кармен» Ж. Бизе и «Чио-Чио-сан»/«Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини; а также «Авиационная песня» М. Якобсона (вышли под маркой «Пишущий амур»). Некоторые записи певца хранятся в Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки .

В рукописном отделе Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей России хранятся некоторые архивные материалы М. Каракаша, в том числе:

Примечания

  1. Варнек В. А. . — Новосибирск, 2015. — № 3 . — С. 30—36 . 13 октября 2018 года.
  2. М. Н. Каракаш / Деятели в свободных искусствах // Иллюстрированный вестник культуры, научно-воспитательнаго, техническаго и торгово-промышленнаго прогресса России / ред.-изд. А. С. Шустов. — СПб., 1914. — Вып. 3. — С. 6
  3. Танин С. Ю. // Русский Белград. — М. : Вече, 2009. — 3000 экз. ISBN 978-5-9533-3609-3 .

Литература

  • Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М.: Искусство, 1970. — С. 378. — 23 000 экз.
  • Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина / Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. — Кн. 2. — Л., 1985.
  • П. Н . Каракаш Михаил Николаевич // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века : Энциклопедический биографический словарь. — М.: РОССПЭН, 1997. — С. 278—280.

Ссылки

Источник —

Same as Каракаш, Михаил Николаевич